г. Томск |
Дело N 07АП-5862/08 |
17.04.2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.
судей Залевской Е.А., Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Тимошенко И.А. - доверенность от 07.06.08г.
от ответчиков: без участия
повторно рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Администрации Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2006 года по делу N А45-18916/06-39/576 по заявлению ОАО "Сиблитмаш" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области и Администрации Новосибирской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и частично недействительным постановления N 56 от 27.07.2005 года,
УСТАНОВИЛ:
16.09.2008 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от Администрации Новосибирской области поступило заявление о пересмотре постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 26.06.2007 года по делу N А45-18916/06-39/576 по вновь открывшимся обстоятельствам, в котором административный орган просит пересмотреть постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 26.06.2007 года по делу NА45-18916/06-39/576 по вновь открывшимся обстоятельствам - постановление отменить и принять новый судебный акт, которым отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2006 года по делу NА45-18916/06-39/576 полностью и прекратить производство по делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
Постановлением от 16.10.2008 года по делу N 07АП-5862/08 Седьмой арбитражный апелляционный суд отменил постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 26.06.2007 года по делу N А45-18916/06-39/576 и назначил повторное рассмотрение дела в апелляционном порядке.
Так, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции является законность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2006 года по делу N А45-18916/06-39/576.
Указанным решением удовлетворены требования открытого акционерного общества "Сиблитмаш" (далее - ОАО "Сиблитмаш")
- о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении следующих земельных участков, находящихся в собственности ОАО "Сиблитмаш":
1. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0063, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, доля в размере 859/10000 в праве собственности на земельный участок площадью 162 298 кв.м.;
2. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0062, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 16 758 кв.м.;
3. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0065, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 43 059 кв.м.;
4. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0061, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Горбаня, 4/2, площадью 3 454 кв.м. (далее - спорные земельные участки)
- о признании Постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении вышеуказанных земельных участков не соответствующим статье 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), статье 4 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель"; Правилам проведения (государственной кадастровой оценки земель", утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316. И не действующим в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель вышеуказанных земельных участков.
- о признании кадастровой стоимости спорных земельных участков 100% их рыночной стоимости, а именно:
1. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0063, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, доля в размере 859/10000 в праве собственности на земельный участок площадью 162 298 кв.м., рыночная стоимость доли 15 865 469,81 рублей;
2. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0062, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 16 758 кв.м., рыночная стоимость 16 751 490 рублей;
3. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0065, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 43 059 кв.м., 52 586 407 рублей;
4. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0061, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Горбаня, 4/2, площадью 3 454 кв.м., рыночная стоимость 3 552 995 рублей.
- об обязании управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости следующих земельных участков равной 100% их рыночной стоимости.
Территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по Новосибирской области (правопреемник Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области) и Администрация Новосибирской области, не согласившись с решением суда от 22.12.2006 года, обратились с апелляционными жалобами в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которых просят решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по Новосибирской области и Администрация Новосибирской области в апелляционных жалобах указывают на следующее:
- включение в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, указанной в заявлении общества, невозможно по причине того, что кадастровая стоимость земельных участков обществом не оспаривается. Заявленным требованием является признание недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель общества. В государственном земельном кадастре имеются уже экономические характеристики земельных участков (удельный показатель кадастровой стоимости земель, кадастровая стоимость земельного участка);
- проведение государственной кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), организация проведения государственной кадастровой оценки земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством являются основными задачами и функциями Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с его учредительными документами;
- для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель управлением (заказчик) был заключен договор на выполнение работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель N 16 от 12 апреля 2001 года с институтом ЗапСибНИИгипрозем (подрядчик);
- нормативно-правовыми актами в развитие пункта 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации не определен процент, в котором кадастровая стоимость устанавливается при наличии рыночной. По мнению управления процедурно различны государственная кадастровая оценка земель и определение кадастровой стоимости земельных участков;
- судом незаконно приняты в качестве доказательства данные, приведенные независимым оценщиком по заявке ОАО "Сиблитмаш".
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
ОАО "Сиблитмаш" считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
При этом в отзыве заявитель указывает на отсутствие возможности обжалования решения суда в апелляционном порядке в части признания незаконным постановления Администрации Новосибирской области и на отсутствие препятствий для обжалования в апелляционном порядке решения суда в остальной части.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы изложенные в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители подателей апелляционных жалоб в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалоб апеллянты извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В апелляционных жалобах Территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по Новосибирской области и Администрация Новосибирской области просят отменить решении суда первой инстанции в том числе в части:
- признания недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении следующих земельных участков, находящихся в собственности ОАО "Сиблитмаш":
1. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0063, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, доля в размере 859/10000 в праве собственности на земельный участок площадью 162 298 кв.м.;
2. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0062, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 16 758 кв.м.;
3. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0065, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 2, площадью 43 059 кв.м.;
4. земельный участок с кадастровым номером 54:35:051850:0061, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Горбаня, 4/2, площадью 3 454 кв.м. (далее - спорные земельные участки);
- признания Постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении вышеуказанных земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с указанными положениями Администрации Новосибирской области вынесено постановлением от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области".
Данным постановлением была утверждена государственная кадастровая оценка земель поселения на территории Новосибирской области, в том числе тех земельных участков с кадастровой стоимостью которых не согласен заявитель.
Оспариваемое обществом постановление, содержит кадастровую оценку земель которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
В силу части 4 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу (часть 7 статьи 195 АПК РФ).
Поскольку постановление Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" является по своей правовой природе нормативным правовым актом, обжалование решения суда первой инстанции относительно признания его незаконным в порядке апелляционного производства действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, производство по апелляционной жалобе в части требования о признание недействительным решения суда первой инстанции относительно признания незаконным постановление Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 года подлежит прекращению.
Кроме того, Седьмой апелляционных суд отмечает следующее
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 28-ФЗ не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9504/07 от 25.03.2008.
Как уже было отмечено судом выше в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При этом доводы общества, о рассмотрении в рамках настоящего дела требований о признании недействительной кадастровой оценки как таковой, произведенной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области в отношении спорных земельных участков, в качестве самостоятельного требования суд апелляционной инстанции считает ошибочными, поскольку требования о проверке законности кадастровой оценки стоимости указанных земельных участков не может быть рассмотрено вне рамок оспаривания самого нормативного правового акта, утверждающего кадастровую оценку стоимости земельных участков, что соответствует правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В данном случае рассмотрение вопроса о недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земель может быть рассмотрено как основание для признания незаконным нормативного акта, утверждающего эти результаты.
В связи с чем, апелляционные жалобы в указанной части так же не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Что касается правомерности рассмотрения судом первой инстанции требований признания кадастрового стоимостью оспариваемых земельных участков 100 % их рыночной стоимости и обязании Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области включить в земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков 100% их рыночной стоимости, суд апелляционной инстанции считает необходимым пояснить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и дейтсиве (бездейстиве) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации суду не дано право устанавливать и определять кадастровую стоимость (и иную) стоимость земельных участков.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указал на следующее: оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Таким образом, данные требования не могут быть рассмотрены судом, поскольку ему не подведомственны.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части признания кадастровой стоимостью оспариваемых земельных участков 100 % их рыночной стоимости и обязании Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области включить в земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков 100% их рыночной стоимости, является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 257, 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 22 декабря 2006 года по делу N А45-18916/06-39/576 отменить в части признания кадастровой стоимостью земельных участков 100% их рыночной стоимости, а также обязания Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной 100% их рыночной стоимости, а также в части взыскания с администрации Новосибирской области и с Управления Федерального агентства кадастров объектов недвижимости по Новосибирской области в пользу ОАО "Сиблитмаш" по 2 000 рублей.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании кадастровой стоимостью земельных участков 100% их рыночной стоимости, а также обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной 100% их рыночной стоимости, отказать.
Производство по апелляционным жалобам в части требований об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным Постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.05г. N 56 ""Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области", в части признания недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, находящихся в собственности ОАО "Сиблитмаш" прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Залевская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18916/06-39/576
Истец: ОАО "Сиблитмаш"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, Администрация Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5862/08