6 апреля 2009 г. |
Дело N А14-14638-2008/505/34 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Шеина А.Е.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,
при участии:
от ООО "РАСКО": Ткачевой Л.Ю., представителя по доверенности N 226 от 23.10.2008;
от Воронежской таможни: Капустиной О.В., главного государственного таможенного инспектора по доверенности N 74 от 20.11.2008;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2009 по делу N А14-14638-2008/505/34 (судья Кораблева Г.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАСКО" к Воронежской таможне о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАСКО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить 1174500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление и обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление (уточненные требования).
Решением от 30.01.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с данным судебным актом, Таможня обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 2005 года по 2007 год ООО "РАСКО" вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар, произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
При подаче временных деклараций N 10104080/120705/0001720, 10104080/140905/0002292, 10104080/121205/0003263, 10104080/031105/0002838 и других, имеющихся в материалах дела, Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление в сумме 1 121 000 руб.
После вывоза заявленных на экспорт товаров Общество в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации подало полные периодические таможенные декларации, по которым Воронежской таможней взысканы таможенные сборы в сумме 1 174 500 руб. в отношении тех же товаров.
Оплата таможенных платежей произведена платежными поручениями N 1235 от N 1038 от 04.10.2005, N 16 от 15.11.2005, N 61 от 16.01.2006, N 39 от N 157 от 02.02.2006, N 295 от 15.02.2006, N 365 от 26.02.2006, N 80 от 06.04.2006, N 734 от 18.04.2006, N 783 от 05.05.2006, N 1039 от 16.05.2006, N 116 от 23.05.2006, N 1122 от 13.06.2006, N 1087 от 25.05.2006, N 95 от 26.07.2006, N 96 от N 603 от 12.09.2006, N 2261 от 24.10.2006, N 46 от 15.01.2007, N 643 от N 804 от 28.03.2007, N 924 от 10.04.2007, N 1359 от 24.05.2007, N 1628 от 15.06.2007, N 1633 от 15.06.2007, N 1944 от 18.07.2007, N 1251 от 16.08.2007, N 1464 от N 3151 от 30.11.2007, N 144 от 17.01.2008, N 263 от 22.01.2008, N 472 от N 571 от 14.02.2008, N 969 от 13.03.2008, N 1263 от 01.04.2008, N 1341 от 08.04.2008, N 1568 от 18.04.2008, N 1638 от 25.04.2008, N 1869 от 08.05.2008, N 1919 от 14.05.2008, N 2072 от 27.05.2008, N 2266 от 10.06.2008, N 2480 от 25.06.2008, N 789 от 17.07.2008, N 96 от 21.08.2008.
Общество обратилось в Воронежскую таможню с заявлением от 01.10.2008 N 1262 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 174 500 руб. в связи с излишней уплатой таможенных сборов при таможенном оформлении полных периодических деклараций.
Письмом от 21.10.2008 N 16-02-21/9478 таможенный орган отказал Обществу в возврате таможенных платежей, указав, что взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.
Полагая данный отказ не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор по существу, суд исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований, ввиду чего удовлетворил их.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным, и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей ТК РФ Правительством Российской Федерации путем издания Постановления N 863 определены ставки таможенных сборов.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 "О СТАВКАХ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ ЗА ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОВ" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
Таким образом, подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При названных обстоятельствах выводы таможенного органа об обязанности уплаты таможенных сборов дважды как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций, противоречат положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что временные и полные периодические таможенные декларации, оформлены Обществом при таможенном декларировании одного и того же товара. Данное обстоятельство таможенным органом не оспорено.
К указанным декларациям прилагаются платежные документы, свидетельствующие об уплате ООО "РАСКО" таможенных сборов за таможенное оформление при декларировании товара, как в момент подачи временных периодических таможенных деклараций, так и при подаче полных периодических таможенных деклараций.
Сумма таможенных сборов, уплаченных при подаче полных периодических таможенных деклараций, составляет 1174500 руб.
С учетом изложенного, действия Воронежской таможни, выразившиеся в отказе возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные сборы в размере 1174500 руб., являются незаконными.
В апелляционной жалобе Воронежская таможня указывает на то, что судом при вынесении обжалуемого судебного акта неправомерно указано, что решение в части обязания Воронежской таможни возвратить заявителю 1174500 руб. подлежит немедленному исполнению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с этим доводом, но учитывая, что на момент рассмотрения жалобы решение в этой части не исполнено, оснований для его изменения не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы таможенного органа, изложенные в обоснование своей позиции по делу при рассмотрении судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о правомерном удовлетворении судом первой инстанции требований ООО "РАСКО".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2009 по делу N А14-14638-2008/505/34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.Е. Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14638/2008/505/34
Заявитель: ООО "РАСКО"
Ответчик: Воронежская таможня
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1167/09