г. Ессентуки |
Дело N А63-12194/07-С3-18 |
01 сентября 2008 г. |
Вх. N 16АП-1626/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2008.
дата изготовления постановления в полном объеме 01.09.2008
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Мельникова И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Мельниковым И.М.,
при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" - Козловой В.С. (доверенность от 09.01.2008 N 01-0059),
в отсутствие: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, МДОУ "Детский сад N2", Администрации с. Башпагир, Администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, отдела образования Администрации Грачевского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2008
по делу N А63-12194/07-С3-18 (судья Сергеев М.С.),
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к МДОУ "Детский сад N 2", Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края с требованием о взыскании 42 164, 40 рублей убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление в 2006 году членам семьи, совместно проживающим с педагогическими работниками МДОУ "Детский сад N 2" в соответствии с Законом РСФСР "Об образовании".
Определением от 26.05.2008 судом в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Ставропольского края на надлежащих ответчиков Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации и Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края соответственно.
В судебном заседании, 05.03.2008, истец уменьшил размер исковых требований до 41304, 44 рублей убытков и отказался от иска в части требования о взыскании 859, 96 рублей убытков.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принят отказ истца от части иска, производство по делу в этой части иска прекращено в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.2 л.д. 79).
Решением от 30.06.2008 арбитражный суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" 35 003, 76 рублей убытков и 100 рублей госпошлины. В части требования о взыскании 6300, 68 рублей убытков в удовлетворении иска отказал. В части требования о взыскании 41 304, 44 рублей убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края и МДОУ "Детский сад N 2" в удовлетворении иска отказал. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ "Детский сад N2" бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" должны возмещаться за счет казны Российской Федерации.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 30.06.2008 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" 35 003, 76 рублей и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы выражает несогласие с решением арбитражного суда первой инстанции, считая, что истец предоставлял льготы гражданам в соответствии с договором, а договор принят на основании решения представительного органа местного самоуправления, которым муниципальное образование за счет средств местного бюджета приняло на себя расходные обязательства, следовательно и основания для возложения обязанности на Министерство финансов Российской Федерации по взысканию за счет казны Российской Федерации расходов Предприятия, является незаконным требованием последнего.
Администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Администрация муниципального образования села Бешпагир Грачевского района Ставропольского края ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
МДОУ "Детский сад N 2" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
Министерство финансов Ставропольского края также просит решение суда от 30.06.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, выслушав в судебном заседании представителя ООО "Ставропольрегионгаз", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - Общество) и МДОУ "Детский сад N 2" (далее - Учреждение) заключили договор N 49/06-6/15-1-0322/06 от 10.01.2006 о предоставлении скидки по оплате природного газа отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, условиями которого общество приняло обязательство ежемесячно снижать задолженность абонентам по оплате потребленного природного газа в размере, согласно предоставленных Учреждением реестров, а Учреждение обязалось ежемесячно предоставлять Обществу реестр (список) лиц, которым предоставлены предусмотренные законодательством льготы и по мере поступления средств из Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию вышеуказанных законов, производить возмещение Обществу фактически понесенные затраты путем перечисления денежных средств на бюджетный счет Общества, на основании предоставленных счетов-фактур и актов-сверок.
Во исполнение принятых на себя договором обязательств, Общество в период с января по декабрь 2006 года, с учетом уточненных исковых требований, на основании списков предоставило льготы по оплате за пользование природным газом работникам Учреждения и членам их семей, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" на сумму 41 304, 44 рублей, что подтверждается ежемесячными счетами-фактурами предъявленными к оплате Учреждению и актами сверок расчетов.
Учреждение, принятые по договору обязательства надлежащим образом не выполнил, оплату по выставленным счетам-фактурам не произвело, в результате чего за 2006 год Учреждение недофинансировало истца за предоставленные льготы по оплате газа на сумму 41 304, 44 рублей.
В связи с тем, что обществу затраты по предоставлению льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в размере 41 304, 44 рублей не компенсированы, истец обратился с иском в суд, и просил взыскать убытки с надлежащего ответчика.
В обоснование требований, общество представило реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы при оплате природного газа, документы являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с Законом РФ "Об образовании", акт сверки взаиморасчетов с учреждением, согласно которому задолженности СОШ N 1 перед истцом за 2006 год нет, а также счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного природного газа, копии сводных реестров и списки работников МДОУ "Детский сад N 2".
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на: получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В 2005 году советом Грачевского муниципального района Ставропольского края было принято решение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского района с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В 2006 году в соответствии с законом Ставропольского края от 10.04.2006 года N 18-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" были внесены изменения в указанное решение. Согласно данным изменениям педагогические работники имели право получать меры социальной поддержки в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Грачевского муниципального района на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.
Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Федерации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из указанного следует, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ "Детский сад N 2" бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Собственных денежных средств на реализацию выше указанного закона в бюджете Ставропольского края на 2006 год не предусматривалось.
Принимая во внимание, что фактические расходы общества по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ "Об образовании" обществу не были возмещены, а также учитывая, что материалами дела подтверждено отсутствие выделения муниципальному образованию достаточных денежных средств для исполнения федерального законодательства в части предоставления льгот, доказательств передачи учреждению денежных средств для полного возмещения причиненных обществу убытков, ответчиками представлены не были и учитывая, что льготы педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, предоставлены не муниципальным образованием, а федеральным законом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в результате бездействия не возместила ООО "Ставропольрегионгаз" расходы, понесенные предприятием на реализацию Закона РФ "Об образовании" за 2006 год в размере 41 304, 44 рублей.
В связи с изложенным, в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, суд правомерно признал, что убытки в сумме 41 304, 44 рублей, понесенные обществом в результате предоставления гражданам льгот в соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г.Москва за счет казны Российской Федерации, поскольку этот федеральный орган власти не обеспечил в полном объеме Ставропольский край финансовыми средствами на исполнение Закона РФ "Об образовании".
Однако учитывая, что истец предоставлял услуги по стоимости, включающей НДС, что подтверждается счетами-фактурами представленными в суд, требования истца обоснованно удовлетворены в сумме исключающей НДС (18%) равной 35 003, 76 рублей убытков по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектами налогообложения по НДС. Недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
В связи с чем, в удовлетворении требования общества о взыскании 6 300, 68 рублей судом первой инстанции обоснованно оказано.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2008 по делу N А63-12194/07-С3-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в установленный законом срок.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12194/07-С3-18
Заявитель: Министерство финансов Российской Федерации в лице представителя в Ставропольском крае-Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю
Истец: ООО "Ставропольрегионгаз"
Ответчик: Отдел образования администрации Грачевского муниципального района с. Грачевка, Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад N 2", Министерство финансов Ставропольского края, Министерство финансов РФ, Администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края
Третье лицо: Администрация села Бешпагир