Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 28 апреля 1995 г. N 222-РМ
Временное положение
о государственной службе города Москвы
31 июля 1995 г.
Настоящее Положение в соответствии с федеральным законодательством устанавливает особенности организации государственной службы города Москвы (далее - государственная служба) и правовое положение государственных служащих города Москвы (далее - государственные служащие).
I. Общие положения
1. Под государственной службой города Москвы понимается профессиональная деятельность по обеспечению реализации государственных функций, осуществляемых Московской городской администрацией, Московской городской избирательной комиссией, территориальными органами федеральных органов управления в городе Москве (Москомимуществом, Москомприродой, Департаментом финансов, Москомземом (при условии финансирования расходов на содержание его аппарата за счет средств бюджета), Московской городской Думой, ее органами (далеегосударственные органы).
2. Государственная должность - должность в государственных органах с определенным кругом обязанностей по осуществлению функций данного государственного органа, ответственностью за выполнение этих обязанностей и определенным денежным содержанием.
3. Государственная служба исполняется в государственных органах на штатных должностях (далее - государственных должностях).
Государственная должность учреждается для осуществления установленных законодательством полномочий государственного органа и включается в Реестр государственных должностей государственных служащих города Москвы, на основе которого формируются структура и штаты государственного органа.
Реестр государственных должностей государственных служащих города Москвы утверждается Мэром Москвы.
Реестр государственных должностей государственных служащих города Москвы является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
II. Основы организации государственной службы
4. Государственная служба организуется и действует исходя из следующих основных принципов:
законности, верховенства законов над иными нормативными правовыми актами;
гласности в осуществлении государственной службы;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с действующим законодательством;
единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и городом Москвой;
равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
стабильности государственной службы; профессионализма и компетентности государственных служащих;
правовой и социальной защищенности государственных служащих;
внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства;
подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих.
5. Правовое регулирование государственной службы города Москвы осуществляется настоящим Положением до принятия федерального закона о государственной службе и соответствующих ему федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам государственной службы.
Настоящее Положение регулирует вопросы должностей членов Правительства Москвы до принятия Закона города Москвы "О Правительстве города Москвы". Статус члена Правительства Москвы соответствует статусу государственных служащих, занимающих высшие государственные должности г.Москвы.
Настоящее Положение распространяется на лиц, занимающих государственные должности, замещаемые в порядке назначения для обеспечения деятельности указанных выше лиц, за исключением пунктов 23, 27-30.
6. Государственные должности города Москвы делятся на следующие группы должностей: высшие государственные должности, главные государственные должности, ведущие государственные должности, старшие государственные должности, младшие государственные должности.
7. Квалификационные требования по группам государственных должностей города Москвы устанавливаются Mэром Москвы.
В квалификационные требования к государственным должностям включаются требования к:
1) уровню профессионального образования с учетом группы государственных должностей;
2) стажу и опыту работы по специальности;
3) уровню знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
8. Гражданам, претендующим на государственную должность, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей - высшее профессиональное образование по специализации государственной должности или образование, считающееся равноценным, с дополнительным профессиональным образованием по специализации государственной должности;
2) для ведущих и старших государственных должностей - высшее профессиональное образование по специализации "государственное управление" или по специализации государственной должности либо образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей - среднее профессиональное образование по специализации государственной должности или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается Федеральным органом по вопросам государственной службы.
9. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением, обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счет средств бюджета, а по территориальным органам федеральных органов управления в городе Москве (Москомимущество, Москомприрода, Москомзем) - за счет источников финансирования, предусмотренных федеральным законодательством.
10. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется структурным подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.
11. Реестр государственных должностей государственных служащих города Москвы содержит сведения обо всех государственных служащих города Москвы, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности.
Порядок ведения личных дел и Реестра государственных должностей государственных служащих города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих города Москвы сведений об их политической и религиозной принадлежности, частной жизни запрещаются.
III. Правовое положение государственных служащих города Москвы
12. На государственных служащих распространяется действие законодательства о труде в части, не противоречащей законодательству о государственной службе, с особенностями, установленными настоящим Положением.
13. Государственный служащий обязан:
обеспечивать реализацию федерального законодательства и законодательства города Москвы;
исполнять добросовестно должностные обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы;
исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
поддерживать уровень квалификации, достаточный для осуществления своих должностных обязанностей;
соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией;
в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан и их общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением им служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
14. Государственный служащий имеет право на:
ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на создание ему организационно-технических условий, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;
продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в свое личное дело, а также приобщение к личному делу своих объяснений;
повышение квалификации и переподготовку (переквалификацию) за счет средств бюджета города Москвы, а по территориальным органам федеральных органов управления в городе Москве (Москомимуществу, Москомприроде, Москомзему) - за счет средств, определенных федеральным законодательством;
пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
обращения в вышестоящие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.
15. Государственный служащий города Москвы не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательного (представительного) органа города Москвы, органов местного самоуправления;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
состоять членом органов управления хозяйствующего субъекта, если иное не предусмотрено федеральным законом (за исключением хозяйствующих субъектов, не преследующих цели получения прибыли);
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
получать в связи с осуществлением должностных обязанностей подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения от физических и юридических лиц;
принимать без соблюдения установленного федеральным законодательством порядка награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок за границу, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, города Москвы или на взаимной основе по договоренности государственных органов Российской Федерации и государственных органов города Москвы с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
принимать участие в забастовках;
использовать должностные полномочия в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и иных общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
16. За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения: благодарность, единовременное денежное поощрение, объявление благодарности с денежным поощрением, награждение ценным подарком, награждение Почетными грамотами Москвы, представление к присвоению почетного звания, награждение орденами и медалями.
Государственным служащим выплачивается денежное вознаграждение в связи с юбилеями (с учетом выслуги лет на государственной службе).
17. За должностной проступок - неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей - на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.
Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
18. Государственному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы за месяц и год.
Размер должностного оклада, размеры, порядок назначения и выплаты надбавок к должностному окладу государственного служащего устанавливаются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;
О должностных окладах в органах государственной власти см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 7 сентября 1995 г. N 882-РП
3) предоставление в установленном порядке ежегодного оплачиваемого основного и дополнительного отпуска в зависимости от группы государственной должности и стажа работы на государственной службе (приложение N 1);
4) предоставление бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно;
5) бесплатное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи или служащего;
6) переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
7) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;
8) доплата ушедшему на пенсию государственному служащему к пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" или Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (приложение N 2);
9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы в порядке, установленном федеральным законодательством;
10) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью или имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;
11) защита, в том числе и членов его семьи, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
12) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси, в том числе при проезде автобусом от города Москвы до города Зеленограда или от города Зеленограда до города Москвы (приложение N 3);
13) в установленном порядке предоставление жилой площади, постановка на учет для улучшения жилищных условий и улучшение жилищных условий (приложение N 4);
14) 50-процентная скидка в оплате жилищных услуг государственному служащему (плате за наем и оплате жилья по договору найма или плате за техническое обслуживание дома) занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), а также в оплате коммунальных услуг независимо от вида занимаемой площади в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
Распоряжением Мэра Москвы от 31 июля 1995 г. N 365-РМ пункт 19 настоящего приложения изложен в новой редакции
19. Членам семьи или другим лицам, осуществлявшим похороны умершего государственного служащего, возмещаются расходы на ритуальные услуги в соответствии с "Порядком возмещения расходов на погребение государственных служащих"
20. За государственным служащим, перешедшим на пенсию, сохраняются гарантии, предусмотренные подпунктами 4, 5, 13, 14 пункта 18 настоящего Положения.
21. Расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим и их семьям, предусмотренных в пунктах 18, 19, 20 настоящего Положения, производятся за счет бюджета города Москвы, а по территориальным органам федеральных органов управления в городе Москве (Москомимуществу, Москомприроде, Москомзему) - за счет средств, определяемых федеральным законодательством. Сокращение ассигнований не может служить основанием для отмены либо снижения указанных гарантий.
22. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением его штата государственному служащему, заключившему договор на неопределенный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) при возможности замещения иной государственной должности с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности и непрерывного трудового стажа.
IV. Прохождение государственной службы
Распоряжением Мэра Москвы от 31 июля 1995 г. N 365-РМ в пункт 23 настоящего приложения внесены изменения
23. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие русским языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным к замещаемой государственной должности.
Предельный возраст занятия государственной должности государственного служащего ограничивается 65 годами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В исключительных случаях, с учетом производственной необходимости, принимая во внимание высокие профессиональные, деловые и личные качества, а также состояние здоровья работника, срок пребывания на государственной службе лица, достигшего предельного возраста занятия государственной должности, может быть продлен распоряжением Мэра Москвы.
24. При приеме на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, предусмотренным Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
25. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда,вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана непосредственно с подчиненностью или непосредственно с подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.
26. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) медицинское заключение о состоянии здоровья;
6) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
27. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется соответствующим государственным органом или должностным лицом согласно правилам, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
На государственные должности групп главных государственных должностей, ведущих, старших и младших государственных должностей назначение осуществляется, как правило, по результатам конкурса на замещение государственной должности.
28. Конкурс на замещение вакантной государственной должности (далее - конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе.
Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 23, 25 и 26 настоящего Положения, в установленном порядке (приложение N 5).
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают на момент его проведения.
Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение должности группы главных государственных должностей) или конкурса-испытания (на замещение должности группы ведущих, старших и младших государственных должностей), и на замещение должности более высокой группы.
Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность либо отказа в таком назначении.
29. Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по конкурсу документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность иной группы устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
На государственного служащего в период испытания распространяется действие трудового законодательства и настоящего Положения.
При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода должен быть уволен.
Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только на основаниях, предусмотренных федеральным законом.
30. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемым государственным должностям проводится их аттестация в установленном порядке (приложение N 6).
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
31. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
32. Помимо оснований прекращения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
достижения государственным служащим предельного возраста занятия государственной должности;
прекращения государственным служащим гражданства Российской Федерации;
несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законом и настоящим Положением;
разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 25 настоящего Положения.
V. Управление эффективностью государственной службы
33. Координацию деятельности государственных органов по повышению эффективности государственной службы осуществляет орган по вопросам государственной службы города Москвы. Положение об органе по вопросам государственной службы города Москвы утверждается Мэром Москвы.
До его создания Управление кадров Мэрии Москвы:
1) анализирует эффективность государственной службы, координирует разработку нормативных актов по вопросам организации государственной службы;
2) организует работу по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов; информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей;
3) координирует работу кадровых служб государственных органов города Москвы;
4) разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей государственных служащих города Москвы и внесению в него изменений; ведет Реестр государственных должностей государственных служащих города Москвы;
5) осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности.
34. Кадровые службы государственных органов города Москвы:
1) обеспечивают проведение конкурсов на замещение государственных должностей, аттестаций, прохождение государственными служащими испытаний при замещении государственных должностей;
2) оформляют решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведут личные дела государственных служащих, делают необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;
3) консультируют государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой, оказывают содействие при проведении дисциплинарных расследований;
4) анализируют уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организуют повышение квалификации государственных служащих и их переподготовку (переквалификацию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.