Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 19 октября 1993 г. N 959
Концепция
развития международного туризма в г. Москве до 2005 г.
I. Состояние туризма на современном этапе и перспективы его развития
Тенденции развития мирового туризма
За последние 20 лет международный туризм развивался высокими стабильными темпами, которые по числу прибытий туристов составляли в среднем 5,1 проц. ежегодно и 14 проц. по валютным поступлениям. Согласно данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 1991 г. в мире зарегистрировано 450 млн.прибытий туристов и 278 млрд.долл. США поступлений. (Здесь и далее приводятся данные без учета поступлений от международного транспорта.)
Значение туризма постоянно возрастает, как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов. В 1991 г., по оценочным данным, суммарный доход страны от международного туризма составил около 7 проц. общего объема мирового экспорта и 30 проц. мирового экспорта услуг.
Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики. Например, по данным ВТО за 1991 г., поступления Испании от туризма достигли 19 млрд.долл. США, что составляет около 25 проц. поступлений от экспорта страны и около 5 проц. ВВП страны, доходы США равнялись 45,2 млрд.долл., или свыше 5 проц. стоимости экспорта, доходы Турции возросли до 2,7 млрд.долл., что составляет 20 проц. стоимости экспорта.
По прогнозам экспертов, развитие туризма будет продолжаться и в ближайшее десятилетие. Ожидается, что он станет к 2000 г. ведущей экспортной отраслью в мире. При сохранении сложившихся за истекший 20-летний период средних темпов роста (5,1 проц.) число международных туристов к 2005 г. достигнет 900 млн.человек.
На развитие спроса на поездки будут влиять: научно-технический прогресс, повышение качества жизни, увеличение продолжительности свободного времени и другие факторы.
Характеристика состояния въездного туризма в СНГ, России и г. Москве
Въездной туризм в бывший СССР за период с 1970-го по 1991 г. по числу прибытий развивался более высокими темпами, чем в целом по миру. Среднегодовые темпы роста за рассматриваемый период составили 5,8 проц. Если в 1970 г. число прибытий иностранных граждан равнялось 2,1 млн., то в 1991 г. - 6.9 млн. В то же время темпы роста валютных поступлений были несколько ниже общемировых: в среднем 13,6 проц. в год. В 1970 г. доходы составили 0,1 млрд.инв.руб., или 204,5 млн.долл. США (в пересчете по официальному курсу 1 долл.- = 0,65 руб.). В 1987 г. доходы равнялись 1,0 млрд.инв.руб., или 2,05 млрд.долл. США. Данные за последующие годы отсутствуют. По нашей оценке, в 1991 г. поступления составили 2,97 млрд.долл.
За период с 1970-го по 1991 г. доля бывшего СССР по числу прибытий в мире возросла с 1,3 до 1,5 проц., а по поступлениям, наоборот, несколько снизилась - с 1,14 до 1,06 проц. соответственно.
Анализ развития иностранного туризма за период с 1970-го по 1991 г. в бывший СССР свидетельствует о том, что с 1985-го по 1989 г. объем туризма возрос на столько же, на сколько за весь период с 1970-го по 1985 г. Пик туризма наблюдался в 1989 г., когда число прибывших достигло 7,8 млн.человек. Однако в связи с политической и экономической нестабильностью и социальной напряженностью в стране уже в 1990 г. наблюдался спад туризма, продолжавшийся и в 1991 г.
В связи с тем, что до сих пор статистика по туризму велась только по СССР в целом, данные по отдельным республикам, и в том числе по России, отсутствуют и возможна только их оценка.
Согласно данным о сложившихся пассажиропотоках в бывший СССР, доля России в общем объеме прибытий иностранных граждан составляла 90 проц. Исходя из этого, Россию в 1991 г. посетило 6,2 млн. иностранных граждан.
Основной категорией туристов, посещающих страну, являются туристы, прибывающие по линии турфирм, на их долю в 1991 г. приходилось 32 проц. всех прибытий, или 2,2 млн.человек. Следующей категорией являются деловые люди, приезжающие со служебными целями, - 27 проц., или 1,9 млн.человек. Далее следуют частные поездки - 19 проц. (1,3 млн.человек) и транзит - 22 проц. (1,5 млн.человек). Доля деловых туристов имеет тенденцию к росту, а организованных - к сокращению, вопреки стремительному росту числа турорганизаций.
Москва, как столица России, является главным транспортным узлом страны, главным деловым, финансовым, культурным и транзитным центром России, принимает, по нашим оценкам, около 80 проц. всех туристов России. Таким образом, г.Москву в 1991 г. посетило 4,8 млн. иностранных граждан, что свидетельствует о роли иностранного туризма для г.Москвы как важной отрасли экономики, приносящей большие валютные поступления. По оценочным данным, доходы от приема иностранных туристов в г.Москве в 1991 г. должны составить порядка 1,1 млрд.долл. США. Развитие иностранного туризма в г.Москву сдерживается следующими факторами:
- неразвитостью инфраструктуры туризма (нехватка ресторанов, кафе, варьете, казино и т.д., плохие дороги и др.);
- недостаточным количеством гостиничных мест и несоответствием их структуре спроса;
- отсутствием в последние годы комплексной рекламно-информационной программы по созданию имиджа г.Москвы в мире как туристского центра, которая, как правило, финансируется городом или страной;
- несложившейся на сегодня системой управления туризмом в целом по стране и в городе;
- отсутствием законодательства по туризму;
- отсутствием комплексной программы развития туризма в городе.
Характеристика состояния выездного туризма из СНГ, России, Москвы
Выездной туризм из бывшего СССР за период с 1970-го по 1988 г. характеризовался более низкими темпами роста, чем въездной туризм в СССР, которые составляли 4,8 проц. в среднем в год. После отмены в 1988 г. государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма в СССР произошло резкое, почти двукратное, увеличение туризма за границу. В последующие годы туризм развивался более умеренными темпами, которые не превышали 20 проц. в год. По данным Госкомстата СССР, число выехавших за границу из СССР в 1970 г. составляло 1,8 млн.человек, в 1983 г. - 4,2 млн., а в 1991 г.- 10,8 млн. Расходы на зарубежный туризм в 1970 г. составляли 307,7 млн.долл. США, а в 1987 г. - 615,4 млн. (пересчитано по курсу 1 долл. = 0,65 инв. руб.). Данные за последующие годы отсутствуют. Согласно проведенным расчетам, расходы граждан бывшего СССР на туризм за границу достигли в 1991 г. 2,1 млрд.долл. США*, исходя из средних расходов на одну поездку, составивших в 1991 г. около 190 долл.
На развитии выездного туризма отрицательно сказывались:
- отсутствие необходимых валютных и правовых условий;
- отсутствие правового регулирования между клиентом и турфирмой;
- несовершенство лицензирования деятельности в области туризма;
- несложившаяся на сегодня система управления туризмом.
Особенности и проблемы современного развития туризма в Россию и в г. Москву
В настоящее время в туризме:
- происходит переход на новые, рыночные отношения, но они еще не сложились, в то время как старое, плановое управление ликвидировано, а его юридические и организационные структуры не действуют. В этих условиях возрастает необходимость государственного контроля за развитием туристской деятельности, координации туристской деятельности, создании благоприятных условий для его дальнейшего развития;
- отсутствует система общей информации и статистики по вопросам туризма;
- для новых инвестиций в гостиничное строительство условия неблагоприятные (не определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантия государства при иностранных инвестициях и стимулирующие налоговые и кредитные условия для отечественного предпринимательства, возможности залоговой системы кредитования, концессий и лизинга);
- ухудшается общественная безопасность, что может испортить туристскую репутацию страны, восстановление которой потребует немало усилий и времени.
Тенденции развития иностранного туризма в Россию и г. Москву
- Существует большой потенциальный спрос на поездки в РФ, а следовательно, и г.Москву, как столицу. Туризм имеет решающее значение в формировании представления о стране. Сегодня более чем когда-либо необходимо поддерживать интерес к стране, стремиться к благоприятному имиджу России и г.Москвы. Непризнание этого фактора и невыделение на это средств может привести к ослаблению спроса на поездки;
- опережающими темпами растет индивидуальный, деловой, конгрессный и специализированный туризм;
- изменение структуры спроса в отношении участников поездок в целом по России будет происходить в направлении преимущественного роста туризма лиц среднего и молодежного возраста и сдерживания темпов роста туризма лиц пожилого возраста в годы политической и экономической нестабильности, для которых фактор безопасности во время путешествия является определяющим;
- дальнейшее развитие получит процесс поляризации спроса: с одной стороны, растет спрос на дорогостоящие туры, а с другой стороны, популярностью пользуются дешевые туры;
- ожидается рост популярности туров по индивидуальному набору услуг при обеспечении возможности выбора разнообразных по качеству и видам услуг на месте;
- ужесточение конкуренции на всех уровнях туристского бизнеса будет идти по пути кардинального улучшения качества предоставляемых услуг и использования гибкого ценового механизма.
Введение в начале 1993 г. единого европейского рынка открывает новые возможности для дальнейшего развития туризма и туристского бизнеса. Следует отметить, что создание европейского рынка повлечет за собой повышение стандартов туристских услуг, при этом качество предоставляемых услуг превратится в мощный рычаг конкурентной борьбы за клиента.
Прогноз развития туризма в г. Москве до 2005 г.
Основываясь на сложившихся темпах роста въездного туризма с 1970-го по 1991 г., число иностранных граждан в Россию в 2005 г. достигнет 13,7 млн., а в г.Москву - 10,6 млн., т.е. 80 проц. от всего туристского потока в Россию.
При прогнозе валютных поступлений использовались данные о среднем доходе на одного иностранного гражданина, посетившего бывший СССР, которые в 1991 г. при средней продолжительности пребывания в стране 7 дней составили, по оценке, 430 долл. США.
Аналогичный показатель для России при средней продолжительности пребывания 5 дней составил 310 долл., а в г.Москве при средней продолжительности 2,5 дня - 225 долл. Согласно расчетам, к 2005 г. доходы от иностранного туризма в России составят в целом 4250 млн.долл. США, а по г.Москве - 2385 млн.долл., в ценах 1991 г.
Исходя из средних расходов на одну поездку за границу, составивших в 1991 г., по нашей оценке, 190 долл. США, расходы граждан России на зарубежные поездки к 2005 г. составят 3021,0 млн.долл., а расходы москвичей - 475 млн.долл., в ценах 1991 г.
Число зарубежных поездок граждан России, согласно прогнозу, к 2005 г. возрастет до 15,9 млн., или 10 проц. от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения РФ (для сравнения: число выехавших за границу граждан США составило в 1991 г. 16 проц. от всего населения, тогда как по СНГ аналогичный показатель равнялся 3,8 проц.). Число зарубежных поездок москвичей к 2005 г. достигнет 2,5 млн., или около 25 проц. населения города (для сравнения: по данным международной статистики, в столичных городах, подобных г.Москве (Париж, Лондон, Брюссель, Копенгаген и др.), в зарубежные поездки выезжает от 40 до 60 проц. жителей).
II. Стратегия развития туризма в г. Москве
Прогнозируемый поток туристов в г.Москву нуждается в обеспечении достаточными материально-техническими и трудовыми ресурсами: гостиничной базой, предприятиями общественного питания, транспортными средствами, предприятиями досуга и развлечений, спортивными сооружениями, предприятиями торговли, выставочными площадями и сооружениями для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме того, необходима высокоразвитая городская инфраструктура, коммунальные услуги, включая объекты общественного пользования, такие, как аэропорты, дороги, парки, музеи, здания, театры и т.д.
О развитии производственной базы автотранспортных услуг для предприятий гостинично-туристского комплекса г.Москвы см. распоряжение мэра Москвы от 10 апреля 1995 г. N 171-РМ
Немаловажное значение для обеспечения приема иностранных туристов имеет подготовка кадров на уровне, соответствующем международным стандартам, организация рекламы и пропаганды города как туристского цитра, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких туристских и гостиничных предприятий.
Гостиничная база г. Москвы
Гостиничная база г.Москвы насчитывает в настоящее время порядка 200 предприятий на 75 тыс.мест.
Гостиничная база столицы представлена гостиницами различных категорий, среди которых можно выделить предприятия категории "Люкс", недавно пущенные в строй после реконструкции или строительства, функционирующие как СП, управление которыми осуществляется иностранными гостиничными компаниями. Подобные гостиницы по уровню сервиса и набору услуг могут быть приравнены к наивысшим международным категориям - 5- и 4-звездочным отелям. Данный сегмент насчитывает (без учета гостиницы "Националь", находящейся на реконструкции), 11 предприятий на 3637 номеров и 6266 мест.
Следующий сегмент включает гостиницы категорий "Высший А" и "Высший Б", пущенные в строй в разные годы, но не позднее 80-го г., нуждающиеся в реконструкции. Набор услуг и качество обслуживания на предприятиях этой группы на порядок ниже 1-й группы гостиниц, о которой говорилось выше. Отнесение этих гостиниц к принятой в мире классификации затруднено из-за их морального и физического износа. Однако, по объективным данным, многие из них могли бы соответствовать отелям 4- и 3-звездочных категорий, а некоторые из них, например "Советская" и другие, даже 5-звездочным. Данный сегмент насчитывает 28 гостиниц на 38861 место и 20796 номеров.
Третий по счету сегмент охватывает гостиницы I, II, III и IV разрядов различных лет постройки, нуждающиеся в реконструкции или капитальном ремонте. Предприятия этой группы могут быть отнесены преимущественно к 3-, 2- и 1-звездочным отелям. Число предприятий - 20, число номеров - 9716, число мест - 19811 (табл.6).
Представленный перечень является неполным, так как не включает большое число узковедомственных гостиниц, принадлежавших ранее отдельным министерствам и ведомствам. По нашей оценке, число мест, приходящихся на эти гостиницы и общежития гостиничного типа, составляет не менее 10 тыс.
Исходя из этого, структуру существующей базы можно представить следующим образом:
|
Доля в общем числе мест в гостиницах, % |
1-й сегмент (гостиницы категории "Люкс") |
8 |
2-й сегмент (гостиницы категорий "Высший А и Б") |
52 |
3-й сегмент (гостиницы I-IV разрядов) |
26 |
4-й сегмент (гостиницы при колхозных рынках, узковедомственные гостиницы и общежития гостиничного типа) |
14 |
Предприятия 4-го сегмента вряд ли могут рассматриваться как средства размещения для иностранных граждан.
Помимо основных средств размещения г.Москва располагает большим потенциалом дополнительных средств размещения: это частные квартиры и общежития. Потенциал этой группы размещения будет увеличиваться по мере приватизации жилья.
В мире наблюдается тенденция уменьшения доли размещения в основных средствах за счет размещения в частном секторе. Эти средства размещения не требуют значительных капитальных вложений, но могут приносить большой доход за счет налогов. Оценка использования иностранными гражданами квартир затруднена в силу отсутствия статистики, однако очевидно, что этот вид размещения будет пользоваться устойчивым спросом.
Использование этой формы размещения требует разработки организационных форм, прежде всего создания коммерческих бюро, через которые частные лица смогут сдавать помещения для размещения туристов, что обеспечит контроль как за качеством предлагаемых услуг, так и налоговых отчислений, в т.ч. валютных, в бюджет города.
Несмотря на возможную непопулярность, представляется целесообразным, в т.ч. и по соображениям безопасности, запретить частным лицам сдавать в аренду свои квартиры напрямую, без предварительного получения лицензии.
На гостиничную базу, используемую для приема иностранных туристов в настоящее время ("Люкс", "Высший А и Б"), приходится 45 тыс.мест, или 24,6 тыс.номеров. Расчетные данные показывают, что при условии, что все прибывшие иностранные туристы в г.Москву в 1991 г. разместились бы в гостиницах указанных категорий, коэффициент загрузки гостиниц составил бы 60 проц. в среднем в год (с учетом того, что 20 проц. иностранных граждан, прибывших, согласно погранстатистике, по частным приглашениям, размещались у друзей и родственников). Однако анализ показывает, что коэффициент загрузки гостиниц иностранными гражданами разной классности различен. Самая большая загрузка приходится на новые или реконструированные гостиницы, которые специализируются на приеме иностранных граждан и которые в основном являются СП и подключены к международным системам компьютерного бронирования. Процент загрузки этих гостиниц, несмотря на высокие цены, достигает 80 - 85 проц. Основная клиентура этих гостиниц - деловые люди, путешествующие по дорогим турам, прежде всего индивидуально или в составе небольших групп.
Гостиницы 2-го сегмента имеют значительно более низкий коэффициент загрузки иностранными гражданами, несмотря на их удобное расположение и более низкие цены, в силу того, что предоставляемые услуги, и прежде всего размещение, более низкого качества.
В гостиницах 2-го сегмента (например, "Космос", "Измайлово", ЦДТ и др.) размещаются туристы, путешествующие в составе групп, а также, частично, индивидуалы.
Исходя из прогноза прибытий иностранных туристов в г.Москву в 1995 г. (6 млн.человек), потребность в гостиничной базе для размещения иностранных граждан (за исключением тех 20 проц., которые приезжают по частным приглашениям и размещаются, по всей видимости, у друзей и родственников) должна составить 47,0 тыс.мест при средней загрузке гостиниц 70 проц. (средняя загрузка по миру), а к 2005 г. - 83,2 тыс.мест, или около 58,4 тыс.номеров. Следовательно, к 2005 г. надо построить дополнительно к существующей базе 38,2 тыс.мест, или 26,8 тыс.номеров (ориентировочно).
Капиталовложения в строительство новых номеров должны составить не менее 2,7 млрд.долл., при стоимости строительства одного номера около 100 тыс.долл.; при этом на реконструкцию (имеющейся базы (32 тыс.номеров) потребуется 3,2 млрд. долл., исходя из средней стоимости реконструкции одного номера, также равной 100 тыс.долл.
В качестве источников финансирования указанных капиталовложений могут быть использованы валютные отчисления от гостиничных предприятий в бюджет города в виде арендной платы и дивидендов (порядка 50 проц.), которые у предприятий категории "Люкс", таких как "Метрополь", "Савой", "Олимпик Пента" и др., составят значительную сумму в иностранной валюте, а также привлеченные средства как отечественные (в т.ч. государственные), так и иностранные.
Важным источником финансирования может стать введение в г.Москве налога на проживание приезжающих, в т.ч. иностранных граждан, который по практике, применяемой во многих странах, составляет 2 проц. от стоимости проживания, что оправдывает предоставление этой категории многих муниципальных услуг, финансируемых правительством города.
Для стимулирования капиталовложений в гостиничную сферу необходимо создать благоприятные условия, в т.ч. на среднюю перспективу следует ввести фиксированный налог и рефинансируемые процентные льготы (с учетом потребностей в капитале и его оборота). Необходимо также предусмотреть принципиальное решение вопроса лизинга.
В настоящее время гостиницы категории "Люкс", которые могут быть приравнены к категориям 5- и 4-звездочных отелей по международным стандартам, составляют 8 проц. от общего числа мест, пригодных для приема иностранных граждан (45 тыс.мест). (Для сравнения: отели таких категорий в Париже составляют 25 проц.) Учитывая, что на долю туристов, путешествующих по высшему классу, к 2005 г. будет приходиться более 30 проц. всех иностранцев, которые посетят Россию, или 3,2 млн.человек, потребность в гостиничных местах категории 4 и 5 звезд составит 23 тыс. против 6 тыс. в настоящее время.
Остальная часть гостиничного фонда должна быть представлена гостиницами категории 3 звезды.
Для туристов, путешествующих по экономическому классу: студентов, школьников и др., - следует предусмотреть размещение в общежитиях, на квартирах и т.п.
Международная практика показывает, что имеется спрос на размещение в гостиницах разной вместимости - от небольших предприятий (60 номеров) до больших гостиниц на 600 - 900 номеров.
Требуется создание единой национальной системы классификации гостиниц, которая бы учитывала современные международные требования, предъявляемые к гостиницам.
Таким образом, на расчетный счет до 1997 г. потребность в 2000 номеров покрывается находящимися в настоящее время в процессе строительства новых гостиниц и реконструкцией существующих.
Обеспечение размещения и качественного обслуживания расчетного количества туристов до 1997 г. включительно может быть произведено за счет улучшения условий существующих гостиниц в гостиничном фонде путем его реконструкции.
Перспективные виды туризма в г. Москве
В соответствии с прогнозом, наибольшее развитие в ближайшее десятилетие получат следующие виды туризма:
- деловой туризм, включая конгрессный и инсентив-туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- туризм по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий);
- религиозный туризм.
Одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных сегментов рынка является конгрессный туризм. Так, около 20 проц. деловых людей в мире путешествуют с целью участия в различных конгрессах и конференциях. Москва по своему положению должна занять подобающее место среди городов, принимающих туристов на конгрессы, симпозиумы и другие мероприятия, таких, как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Гонконг. Для этого должна быть модернизирована существующая база, а также должно быть предусмотрено строительство хотя бы одного конгрессного центра. (Для справки: Лондон имеет более 5 конгрессных центров.) Финансирование строительства конгресс-центров осуществляется, как правило, за счет средств городского бюджета. Стоимость строительства подобных центров достигает 30-50 млн.долл. США. Расходы на строительство в дальнейшем покрываются за счет доходов от этого вида туризма.
Стратегия развития туризма в г.Москве должна предусматривать комплексный подход, увязывающий различные компоненты туристской индустрии и ее инфраструктуры. Необходимо разработать единый план, предусматривающий капиталовложения в инфраструктуру туризма, а также строительство гостиничных мест. План должен включать несколько подразделов, в том числе такие, как:
- программа развития гостиничной базы города;
- специальные программы по отдельным видам туризма:
а) деловой туризм;
б) конгрессный туризм;
в) культурно-познавательный туризм;
г) туризм по интересам и т.д.;
- программа благоустройства г.Москвы и ее окрестностей с учетом перспектив развития туризма;
- программа развития инфраструктуры:
а) сеть автомагистралей с предоставлением различных услуг (станции техобслуживания, заправочные станции и т.д.);
б) модернизация аэропортов;
в) модернизация коммунального обслуживания;
- программа развития индустрии развлечений (казино, рестораны, варьете и т.д.);
- программа профессиональной подготовки кадров для сферы туризма;
- разработка и внедрение комплексной компьютерной информационной системы, благодаря чему станет возможным анализ показателей туризма, его эффективности, тенденции развития занятости, финансовых отношений и организационной структуры.
Главным условием осуществления стратегии, его гарантией является активная роль государства в процессе установления рыночных отношений, приватизации, гарантии и свободы предприятий и их равных возможностей. Без этого невозможен безболезненный переход к рынку и динамичный рост доходов от туризма.
Реорганизация управления туризмом предполагает создание системы государственных органов различных уровней. Наряду с Комитетом по туризму РФ необходимо создание региональных и местных органов управления туризмом. Так, в компетенцию городских органов управления туризмом должны войти вопросы разработки политики в области туризма в масштабах города, пропаганды города как турцентра внутри страны и за рубежом, руководства деятельностью по выполнению программ развития туризма. Важное место в работе органов управления туризмом должны занимать экономические, юридические вопросы, а также координация туристской деятельности в рамках города.
Международный опыт показывает необходимость создания так называемого фонда туризма, как в рамках города, так и в масштабах страны. Фонд формируется за счет части налогов, взимаемых с предприятий, занятых в сфере туризма, а также налога за проживание и используется в целях развития индустрии туризма. Фонд туризма создается при государственном органе по туризму и является признанной формой государственного участия в условиях развитой рыночной экономики. Направления, финансируемые за счет фонда:
- пропаганда города, создание его имиджа;
- защита и охрана окружающей среды и культурно-исторических памятников;
- разработка планов, проектов, программ, организация конкурсов;
- повышение квалификации.
При проведении приватизации полагали бы целесообразным возвращение части дохода от приватизации в туристскую сферу.
Следует отметить, что в целом индустрия туризма отличается высокой капиталоемкостью. Часть отраслей и видов хозяйства, обслуживают только туристов, большая же часть - как туристов, так и местных жителей. При этом не все из них приносят прибыль.
Структура капиталовложений в городах, подобных г.Москве, выглядит следующим образом.
Название |
Доля, % |
Размещение и питание |
50-60 |
Другие туристские услуги |
10-15 |
Инфраструктура и технические услуги |
15-20 |
Профессиональная подготовка персонала, пропаганда, реклама |
5-10 |
Защита и сохранение ресурсов |
5-10 |
Защита и сохранение ресурсов включает охрану памятников архитектуры, истории, природы, поддержание в хорошем состоянии музеев, библиотек, парков.
Следует отметить, что туризм оказывает противоречивое экономическое, политическое, культурное и социальное влияние на жизнь города.
С одной стороны, среди положительных факторов воздействия туризма на экономику можно выделить следующие: увеличение поступления иностранной валюты, вклад в платежный баланс, в ВНП, увеличение доходов населения, рост занятости, развитие экономической инфраструктуры и сферы услуг, диверсификацию экономики, увеличение бюджетных доходов. С другой стороны, требуется импорт для обеспечения привычного стандарта потребления туристов, прибывающих в основном из высокоразвитых стран, расходы на который, по подсчетам Мирового банка, в разных странах достигают 15-50 проц. и более выручки. Кроме того, туризм как капиталоемкая отрасль требует привлечения иностранного капитала, что в дальнейшем приводит к вывозу прибылей. Туризм оказывает глубокое воздействие на местное население. К отрицательным моментам следует отнести появление нежелательных социальных групп (валютчики, фарцовщики, воры и т.д.), проституции, наркомании, вымогательства, попрошайничества и т.д. Среди негативного воздействия на национальную культуру следует отметить ее коммерциализацию.
Необходимо подчеркнуть, что туризм оказывает дополнительную нагрузку на окружающую среду: происходит ее загрязнение, ускоренный износ зданий, сооружений, дорог и т.д.
Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, влечет за собой достаточно большие затраты, что необходимо принимать во внимание при планировании комплексного развития города.
Заключение
В ближайшие 10-15 лет иностранный туризм в г.Москве мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику города.
1. Согласно прогнозу, к 2005 г. число прибытий иностранных туристов в г.Москве может достичь 10,6 млн.человек, валютные поступления могли бы составить 2,4 млрд.долл. США в ценах 1991 г.
2. Прогнозируемые возможности туризма могут быть реализованы в интересах города при условии, что:
- будет разработан единый комплексный план развития туриндустрии города, предусматривающий ряд программ, в т.ч. программу развития гостиничной базы, программу благоустройства г.Москвы и ее окрестностей с учетом перспективы развития туризма, программу развития инфраструктуры сети дорог, аэропортов, коммунального обслуживания, программу развития индустрии развлечений, программу подготовки кадров для сферы туризма, программу комплексной компьютерной информационной системы, системы учета и статистики, программу пропаганды города и поддержания его престижа как турцентра.
Исходя из прогноза прибытий иностранных граждан в г.Москву к 2005 г., потребность в гостиничной базе составит 83,2 тыс.мест, или 58,4 тыс.номеров. К уже имеющейся в настоящее время базе 45 тыс.мест необходимо добавить 38,2 тыс.мест, строительство которых оценивается в 2,7 млрд.долл. На реконструкцию имеющейся базы потребуется 3,2 млрд.долл. Таким образом, общая сумма капиталовложений на строительство и реконструкцию базы на период до 2005 г. может составить не менее 5,9 млрд.долл. в ценах 1991 г.
3. Важным условием развития туризма в г.Москве является также создание современной системы управления отраслью и координации туристской деятельности в масштабах города по вопросам:
- разработки долгосрочных программ и приоритетных направлений развития туризма в г.Москве;
- координации деятельности заинтересованных городских органов, предприятий, фирм и компаний в осуществлении совместных программ развития материальной базы туризма, охраны окружающей среды, исторических и культурных памятников;
- обеспечения взаимодействия различных туристских компаний и объединение в проведении рекламно-информационной деятельности в области туризма в г.Москве;
- координации программ в области подготовки кадров, научных исследований и изучения туристского рынка;
- разработки и реализации мероприятий по обеспечению личной и имущественной безопасности туристов;
- ведения лицензирования и сертификации в области туризма и гостиничного хозяйства;
- обеспечения координации ценовой политики как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- представления с участием других заинтересованных организаций интересов г.Москвы в Российских и международных межправительственных организациях по вопросам туризма, подготовка проектов и реализация международных договоров в этой области;
- создания благоприятных условий для развития социального туризма, предусмотрев предоставление льгот и компенсаций.
4. Необходимо создать на период 1993 - 1995 гг. благоприятные налоговые и кредитно-финансовые условия для стимулирования развития городской туристской сферы.
5. Первостепенной задачей является обеспечение правового регулирования отрасли.
6. Создание программ, представляющих общий интерес, в том числе пропаганда города как туристского центра, создание его имиджа.
7. Введение начиная с 1993 г. порядка государственного лицензирования гостиниц, мотелей, кемпингов, туристских агентств и бюро путешествий.
8. Проведение в 1993 г. классификации гостиниц г.Москвы.
9. Проведение традиционной международной туристской биржи "Москва - древняя и новая столица РФ".
10. Расширить гостиничный фонд в соответствии с расчетом, путем:
- строительства новых гостиниц, в т.ч. малой вместимости;
- реконструкции действующих жилых и общественных зданий.
В разработке концепции приняли участие: Департамент внешних связей, АО "Мосинтур", ВАО "Интурист", ЦСТЭ-"Интур", концерн "Мостуризм", АО "Московский спутник", турагентство "Роза ветров", АО "Центр-Интур", Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, научно-информационная фирма "Туринформ".
------------------------------
* Расходы включают размещение, питание и экскурсионное обслуживание. Расходы не включают другие затраты внутри страны (развлечения, покупки).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 19 октября 1993 г. N 959 "О мерах по развитию туризма в г. Москве" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.