г. Пермь |
|
15 июля 2008 г. |
Дело N А50-5409/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя (ООО "УралОйл") - Ахметшин А.Р. (представитель по доверенности от 09.01.2008г., предъявлен паспорт), Коротаев Ю.В. (представитель по доверенности от 11.07.2008г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю) - Велева Л.Н. (представитель по доверенности от 03.07.2008г., предъявлен паспорт); Гнатченко Д.В. (представитель по доверенности от 09.08.2007г., предъявлен паспорт), Бронзов Д.М. (представитель по доверенности от 23.05.2008г., предъявлен паспорт);
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 3 июня 2008 года
по делу N А50-5409/2008,
принятое судьей О.В. Вшивковой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УралОйл"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
В арбитражный суд Пермского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "УралОйл" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю от 11.04.2008г. по делам N N 6/2008, 7/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 03.06.2008г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает на непредставление Обществом оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на используемые земельные участки и осуществление деятельности по строительству и эксплуатации скважин на землях сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, выводы суда об отсутствии составов административных правонарушений считает соответствующими обстоятельствам дела, оснований для отмены решения суда не усматривает, просит отказать ответчику в удовлетворении требований апелляционной жалобы.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, приведенные ими в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.02.2008г. должностным лицом Управления Роснедвижимости по Пермскому краю проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках расположенных за д.Новоселы на которых находятся нефтяные скважины N 142,143,145 и другое необходимое для добычи нефти оборудование, используемые ООО "УралОйл". По результатам проверки составлен акт от 27.03.2008г. (т.1, л.д. 134, 140).
На основании акта проверки, по факту использования земель не по целевому назначению и без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, 27.03.2008г. составлены протоколы о совершении ООО "УралОйл" административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ (т.1, л.д. 138; т.2, л.д.125).
По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлениями административного органа от 11.04.2008г. по делам N N 6/2008, 7/2008, Общество привлечено к административной ответственности по ст.ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в общей сумме 20 000 руб. (т.1, л.д. 5).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого постановления в связи с недоказанностью наличия в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Главами III и IV Кодекса предусмотрены следующие права: собственность на землю, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками.
Статьей 26 Кодекса установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела видно, что Указом губернатора Пермской области от 16.12.2002г. N 251 "О переводе лесных земель в нелесные в Кунгурском районе" разрешен перевод лесных земель в нелесные земли в лесах второй группы предприятия совхоз "Кыласовский" в кварталах 3,4,7,11,12 общей площадью 4,65 га, в том числе 1,02 га - сроком на 20 лет и 3,63 га - сроком до 1 года, для использования их ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" для стоительства нефтепровод, линии электропередачи и подъездных дорог на Александровском месторождении нефти (т.1, л.д.27).
На основании указа губернатора и с согласия землепользователя Администрацией Кунгурского района Пермской области вынесено распоряжение от 10.02.2003г. N 137-р о предоставлении ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" в аренду указанных нелесных земель общей площадью 4,65 га, в том числе 1,02 га - сроком на 20 лет и 3,63 га - сроком до 1 года.
Между Администрацией Кунгурского района и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" 10.02.2004г. заключен соответствующий договор аренды земельных участков. Согласно договору в аренду подлежат передаче земли промышленности для соответствующих нужд (т.1, л.д.29).
Обществом "ЛУКОЙЛ-Пермь" заключен договор N 05z0530 от 05.01.2005г. с ООО "УралОйл", в соответствии с которым последнему переданы в субаренду земельные участи под территорию скважины N 142, ВЛ-6кВ и подъездных дорог к ней на Александровском месторождении нефти общей площадью 1,4 га, расположенных по адресу: Пермская область, Кунгурский район, Кыласовский сельсовет в 2,5 км. северо-западнее н.п. Якшевитово. Срок действия договора установлен до 1 года, по истечении срока договора стороны продляют правоотношения путем заключения договора субаренды на тот же срок (т.1,л.д.43).
Также ООО "УралОйл" заключен договор аренды земельного (лесного) участка от 26.12.2007г. N 434 с Министерством природных ресурсов Пермского края. Согласно договору Министерство (Арендодатель) передает Обществу в аренду на срок до 25.12.2008г. находящийся в государственной собственности земельный (лесной) участок площадью 1,62 га, расположенный в Пермском крае, Кунгурском районе, Кунгурском сельском лесхозе - филиале ГКУ "Пермсельлес", Кыласовском лесничестве кв.4 выделы 3,6,7 (л.д.56).
На арендуемых земельных участках расположены принадлежащие Обществу подъездные пути, скважины N 142,143,145 и другое необходимое для добычи нефти оборудование.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества действий по самовольному занятию земельных участков и осуществления им деятельности на основании правоустанавливающих документов на землю.
Вместе с тем, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю от 17.08.2007г. N 831-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГП совхоз Кыласоский на принадлежащий ему земельный участок. Земельный участок с кадастровым номером 59:24:000 00 00:0012 общей площадью 170185100 кв.м, находящийся по адресу: Пермский край, Кунгурский район, передан в аренду сроком на 15 лет ООО "Кылосовское". Между ТУ Росимущества по Пермскому краю и ООО "Кылосовское" заключен соответствующий договор аренды земельного участка от 17.08.2007г.N 0897 (т.1, л.д.69; т.2, л.д.11).
Таким образом, на момент передачи земли в аренду ООО "Кылосовское", ООО "УралОйл" уже осуществляло деятельность на земельном участке, используемом на основании вышепоименованных договоров аренды.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа пояснили, что объекты, на которых Общество осуществляет деятельность, расположены не на земельном участке, предоставленном по договору аренды с Министерством природных ресурсов Пермского края.
Однако из материалов проверки, проведенной административным органом, не представляется возможным установить земельный участок, на котором расположены скважины относительно арендуемых Обществом земель.
Общество в свою очередь настаивает на том, что на арендуемых земельных участках расположены скважины и подъездная дорога к ним. Каких-либо претензий (по оформлению, содержанию) к договорам аренды с ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" и Министерством природных ресурсов Пермского края у административного органа не имеется.
Из представленных в материалы дела писем от 12.11.2007г. N 2618, от 19.12.2007г. N 3033, от 01.02.2008г. N 343 и т.д. следует, что между ООО "УралОйл" и ООО "Кылосовское" ведется активная переписка с целью оформления договора субаренды земельных участков на Александровском месторождении нефти.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу п. 3 ст. 26.1, п.2 ст.26.2 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении, которая устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, обязанность доказать, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований закона, но данным лицом не были приняты все зависящие меры возложена на административный орган.
Из материалов дела следует, что заявителем принимались меры с целью оформления правоустанавливающих документов на землю еще до проведения проверки. Меры, которые заявитель мог предпринять для соблюдения требований закона, но безответственно их не принял, в материалах административного дела не указаны.
При отсутствии доказательств, с достаточной определенностью подтверждающих вину заявителя, вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ является правильным.
Также материалами дела не представлено достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ.
Согласно положениям упомянутой статьи использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п.п.1,2 ст.77 Земельного кодекса РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Лесного кодекса РФ).
Пунктом 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ установлено, что категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) документах государственного земельного кадастра; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как уже было отмечено, Указом губернатора Пермской области от 16.12.2002г. N 251 "О переводе лесных земель в нелесные в Кунгурском районе" разрешен перевод лесных земель в нелесные земли в лесах второй группы предприятия совхоз "Кыласовский" в кварталах 3,4,7,11,12.
В распоряжении Администрации Кунгурского района Пермской области от 10.02.2003г. N 137-р указанные земли поименованы как нелесные земли в лесах II группы.
В договоре аренды, заключенном между Администрацией Кунгурского района и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" от 10.02.2004г., передаче в аренду подлежат земли промышленности.
Однако в субаренду, согласно договору от 05.01.2005г. между "ЛУКОЙЛ-Пермь" и ООО "УралОйл", переданы земли сельскохозяйственного назначения для использования в промышленных целях.
С Министерством природных ресурсов Пермского края заключен договор от 26.12.2007г. по которому ООО "УралОйл" передан в аренду земельный (лесной) участок.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 12.07.2005г. и от 28.12.2006г., а также соответствующие им выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1, л.д.77-78, т.2, л.д.5-10), которым земельный участок с кадастровым номером 59:24:000 00 00:0012 общей площадью 170 185 100 кв.м, находящийся по адресу: Пермский край, Кунгурский район, относительно ориентира ГП совхоз "Кыласовский" относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым (условным) номером 59-11/1-001-012991 общей площадью 88 230 000 кв.м, находящийся по адресу: Пермский край, Кунгурский район, лесхоз "Кунгурский" Кыласовское лесничество, кв. 1-44 (хоз. ГП "Совхоз "Кыласовский") относится к землям лесного фонда.
Из перечисленных документов следует, что в пользовании прекратившего деятельность Государственного предприятия "Совхоз "Кыласовский" находились земли как сельскохозяйственного назначения, так и земли лесного фонда. С достоверностью установить на землях какой именно категории осуществляет свою деятельность ООО "УралОйл" не представляется возможным в связи с наличием документов, содержащих различную информацию о категории земель.
Неопровержимых доказательств осуществления Обществом деятельности на Землях сельскохозяйственного назначения административным органом в материалы дела не представлено.
При составлении протокола и рассмотрении материалов дела административных орган исходил из того, что Общество осуществляет деятельность именно на землях сельскохозяйственного назначения, при этом оценка документам, содержащим опровергающие данные, не дана, этот вопрос при производстве по делу об административном правонарушении не исследован.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности наличия события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по ст.ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 3 июня 2008 года по делу N А50-5409/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5409/2008-А11
Истец: ООО "УралОйл"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4309/08