г. Владимир |
|
26 декабря 2008 г. |
Дело N А38-865/2008-1-79 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2008 года в 10 час. 55 мин.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 года в 16 час. 00 мин.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Белякова Е.Н., Максимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саттон" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.08.2008, принятое судьей Фроловой Л.А., по делу N А38-865/2008-1-79 по иску муниципального образования "Горд Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к обществу с ограниченной ответственностью "Саттон", с участием третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Марий Эл, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество и о сносе самовольной постройки.
В судебном заседании участвуют представители:
от муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Лобко О.Н. по доверенности от 09.04.2008 N 12 (сроком до 31.12.2008);
от ООО "Саттон" - Торбеев А.В. по доверенности от 15.12.2008 (сроком на 1 год);
от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - не явился, извещен (уведомление N 54249);
от Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - не явился, извещен (уведомление N 54251);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Марий Эл - не явился, извещен (уведомление N 54252).
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Саттон" о признании недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на объект недвижимого имущества - незавершенный строительством крытый рынок (готовность 44%), литер Ж, общей площадью 2424,1 кв.м., расположенный по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4, и о его сносе.
Заявленные требования основаны на статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статье 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статьях 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на пункте 22 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008, на Положении "О порядке выдачи разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения на территории Республики Марий Эл", утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.11.1992 N480.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл.
Решением от 07.08.2008 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные требования, признав недействительным право собственности общества с ограниченной ответственностью "Саттон" на незавершенный строительством крытый рынок (готовность 44%), литер Ж, общей площадью 2424,1 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Кирова, д.4, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом сделок с ним 26.01.2004, запись регистрации N 12-01-7/2004-281; обязав общество с ограниченной ответственностью "Саттон" осуществить за свой счет снос самовольной постройки в течение месяца после вступления решения арбитражного суда в законную силу; взыскав с общества с ограниченной ответственностью "Саттон" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Саттон" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт.
Заявитель считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснованны выводы суда первой инстанции о том, что постановлениями мэра г.Йошкар-Олы от 06.11.1997 N 3683, 29.10.2001 N 3786 не предусмотрено выделение земельных участков ООО "Саттон" с целью строительства объекта недвижимости в виде крытого рынка; с 11.09.2002 по сентябрь 2003 года строительство крытого рынка осуществлялось без разрешительных документов.
При этом заявитель считает, что разрешение на строительство крытого рынка, выданное ООО "Саттон" 10.09.2002 является окончательным документом, порождающим возникновение у ответчика гражданских прав и обязанностей. В установленном законом порядке земельный участок был предоставлен сначала под строительство, затем под размещение спорного объекта. Одновременно полагает, что незавершенный строительством крытый рынок, литер Ж, общей площадью 2424,1 кв.м. не является самовольной постройкой.
Кроме того, указывает на пропуск истцом срока исковой давности для оспаривания законности постройки и зарегистрированного на нее права собственности. Получение разрешения на строительство от 10.09.2002, предоставление земельного участка обществу по договорам аренды от 11.12.2003, от 23.12.2005 под уже существующий незавершенный строительством объект недвижимости свидетельствуют о том, что истец с 10.09.2002 знал о существовании построенного объекта. Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям должен исчисляться с 10.09.2002. В связи с этим считает необоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что исковая давность на требования о сносе самовольной постройки не распространяется.
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в отзыве от 16.10.2008 N 03-10/3073 просило оставить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл без изменения, указывая на то, что оно является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными. Полагает, что процедура для строительства упомянутого объекта не соблюдалась, что позволяет сделать вывод о строительстве на не отведенном в установленном законом порядке земельном участке. Факт предоставления земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования не может трактоваться как безусловное разрешение собственника земельного участка на строительство на этом земельном участке. Незавершенный строительством крытый рынок (готовностью 44%) обоснованно признан самовольной постройкой как объект, возведенный на неотведенном земельном участке, без разрешения на строительство и разрешительной документации с нарушением требований градостроительного законодательства.
Кроме того, истец указал, что нахождение самовольно возведенного объекта на земельном участке, впоследствии предоставленном обществу, не свидетельствует о законности постройки. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что разрешение на строительство крытого рынка не могло быть выдано ООО "Саттон" в соответствии с нормами действовавшего гражданского законодательства ввиду отсутствия документов, требуемых пунктом 10 Положения.
Истец сообщил, что фактически о возведении объекта капитального строительства Комитету стало известно только после направления в Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в 2008 году запроса от 06.03.2008 N 03-10/805 с просьбой о предоставлении информации о строительстве объектов на земельных участках, переданных обществу в аренду.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра г.Йошкар-Олы от 06.11.1997 N 3683 между администрацией г.Йошкар-Олы и ООО "Саттон" был заключен договор аренды земельного участка от 21.11.1997 N 1273, по условиям которого в пользование последнему предоставлен земельный участок площадью 25235 кв.м., расположенный на ул. Кирова (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), для строительства и размещения рынка N 2, сроком на 49 лет.
Впоследствии в соответствии с постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 28.10.2001 N 3786 администрацией г. Йошкар-Олы указанный земельный участок, с уточненной площадью 19865 кв.м. и с кадастровым номером 12:05:0703002:0003, предоставлен обществу в постоянное бессрочное пользование для размещения рынка N 2 и автостоянки.
В 2003 году на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 11.12.2003 N 2925 земельный участок площадью 19865 кв.м. передан в ведение города Йошкар-Олы. Одновременно в соответствии с постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 11.12.2003 N 2924 между Комитетом по управлению имуществом г.Йошкар-Олы и ООО "Саттон" 11.12.2003 заключен договор аренды земельного участка N 1059/2003-н, согласно которому обществу предоставлен земельный участок площадью 40672 кв.м., с кадастровым номером 12:05:0703002:0016, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4 (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), для размещения и обслуживания территории рынка.
23.12.2005 на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы N 3315, мотивированного ссылкой на статьи 11, 22, 28, 29, 46, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный участок передан в ведение администрации г.Йошкар-Олы. При этом 23.12.2005 Комитет по управлению имуществом г.Йошкар-Олы предоставил ответчику на праве аренды сроком на 49 лет (до 23.12.2054) земельный участок площадью 15510 кв.м., с кадастровым номером 12:05:0703002:0021, расположенный примерно в 140 м. по направлению на юго-восток от ориентира: г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4 (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), в целях размещения и обслуживания рынка, на котором согласно кадастровому плану к земельному участку находились объекты недвижимости, в том числе незавершенный строительством крытый рынок (договор аренды земельного участка от 23.12.2005 N 2634/2006н).
Постановлением мэра города Йошкар-Олы от 05.07.2002 N 2464 обществу с ограниченной ответственностью "Саттон" разрешено разработать проектно-сметную документацию на строительство крытого рынка и магазинов типа "бутик" по периметру рынка N 2 по улице Кирова.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора ООО "Саттон" выдано разрешение на строительство крытого рынка на срок до 10.09.2002.
26.01.2004 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Саттон" на незавершенный строительством крытый рынок (готовностью 44%), литер Ж, общей площадью 2424,1 кв.м., расположенный по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 12-01-7/2004-281 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26.01.2004 серии 12-АА N 0117991.
Основанием для государственной регистрации права собственности послужило постановление мэра г. Йошкар-Олы от 11.12.2003 N 2924 "О предоставлении земельного участка в аренду".
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ссылаясь на то, что является законным владельцем земельного участка площадью 15510 кв.м., на котором расположен возведенный ответчиком незавершенный строительством крытый рынок без получения на это необходимых разрешений, представляющий собой самовольную постройку, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, обосновывая их статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство крытого рынка велось без получения на это необходимого разрешения на земельном участке, не отведенном для этих целей, в связи с чем признал спорный объект самовольным строением и удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
При создании лицом недвижимого имущества правоустанавливающими документами в соответствии с нормами градостроительного законодательства являются акты об отводе земельного участка для целей строительства объекта недвижимости, разрешение на строительство.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок первоначально был предоставлен обществу для строительства крытого рынка, впоследствии земельный участок был предоставлен в аренду, сроком на 49 лет, под уже существующий объект. Данное обстоятельство удостоверено договорами от 21.11.1997 N 1273, от 11.12.2003 N 1059/2003-н, от 23.12.2005 N 2634/2006н, кадастровым планом земельного участка от 18.10.2005, постановлениями мэра г. Йошкар-Олы от 06.07.1998 N 2194, от 28.10.2001 N 3786, от 11.12.2003 N 2925, от 23.12.2005 N 3315.
Вместе с тем довод общества о строительстве крытого рынка в соответствии с разрешительной документацией не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Согласно Положению "О порядке выдачи разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения на территории Республики Марий Эл", утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.11.1992 N 480, крытый рынок относится к объектам производственного назначения, разрешение на строительство которых выдается администрациями сельсоветов, поселков, городов, районов. Между тем разрешение на строительство крытого рынка выдано Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора, которая в силу пункта 4 Положения была вправе выдавать разрешения на строительство объектов непроизводственного назначения.
В материалах дела отсутствует разрешение на строительство объекта, выданное уполномоченным органом.
Разрешение без номера и без даты сроком от 10.09.2002 до 31.12.2002 выдано неуполномоченным на то органом (Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора). Таким образом, порядок выдачи разрешения на строительство не соблюден.
Ссылка заявителя на постановление мэра г.Йошкар-Олы от 05.07.2002 N 2424 отклоняется судом ввиду несоблюдения порядка разработки и согласования проектной документации, а также условий выдачи разрешения на строительство. Более того, как указывалось выше, порядок выдачи разрешения установлен Положением "О порядке выдачи разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения на территории Республики Марий Эл". Данный порядок был нарушен, о чем правомерно указал суд первой инстанции.
Иных доказательств получения разрешительной документации в установленном порядке в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Более того, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком, проектно-сметной документации, документов, содержащих описание объекта (пункт 2 статьи 25 Закона в редакции, действующей на момент регистрации).
Однако из имеющихся в деле доказательств, в том числе свидетельства от 26.01.2004 серии 12-АА N 0117991, следует, что основанием для регистрации права на объект незавершенного строительства явилось лишь постановление мэра г. Йошкар-Олы от 11.12.2003 N 2924 "О предоставлении земельного участка в аренду". Разрешение на строительство, проектная документация в качестве основания регистрации права не значатся.
Поскольку указанный объект является самовольной постройкой, не подлежащей введению в гражданский оборот, суд первой инстанции правомерно признал зарегистрированное право недействительным.
На основании пункта 2 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, и освобождению земельного участка.
Согласно акту обследования от 25.04.2008 строительство спорного объекта с применением легких металлических конструкций выполнялось с сентября 2002 года по октябрь 2003 года без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Незавершенное строительством здание крытого рынка из-за многочисленных неустранимых дефектов находится в аварийном состоянии, что может повлечь обрушение конструкций при продолжении строительства и эксплуатации здания. Объект представляет реальную угрозу для безопасности и жизни людей и прилегающей территории.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, в том числе акт обследования объекта условиям договора аренды от 23.12.2005 N 2634/2006н, суд обоснованно обязал ООО "Саттон" снести самовольную постройку - незавершенный строительством крытый рынок (готовностью 44%), литер Ж, общей площадью 2424,1 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Кирова, д.4.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности проверен судом апелляционной инстанции и отклоняется, исходя из следующего.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из имеющихся в деле доказательств, в частности договора аренды земельного участка от 23.12.2005 N 2634/2006н, кадастрового плана земельного участка с описанием объектов, расположенных на нем, в составе которого имеется и спорный, поименованный как модуль (что сторонами не отрицается), следует, что Комитет по управлению имуществом г.Йошкар-Олы мог узнать о существовании спорного объекта - незавершенного строительством крытого рынка (готовностью 44%) в декабре 2005 года, то есть в момент заключения данного договора и передачи земельного участка в аренду. С исковыми требованиями истец обратился 07 апреля 2008 года.
Таким образом, общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
Исходя из изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.08.2008 по делу N А38-865/2008-1-79 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саттон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-865/2008-1-79
Истец: МО "Город Йошкар-Ола" в лице КУМИ администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
Ответчик: ООО "Саттон"
Третье лицо: УФРС по Республике Марий Эл, Управление архитектуры и градостроительства гор.округа "Город Йошкар-Ола", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-865/2008-1-79
26.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1752/08
22.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-865/2008-1-79
03.07.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1752/08