г. Владимир |
|
05 августа 2008 г. |
Дело N А43-24255/2007-43-517 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.08.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Выксунского районного потребительского общества
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2008
по делу N А43-24255/2007-43-517,
принятое судьей Степановой С.Н.
по заявлению Выксунского районного потребительского общества
о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Выксунского муниципального района по включению объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности,
при участии:
от Выксунского районного потребительского общества - Азиной Т.Н. по доверенности от 17.01.2008 N 7;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Выксунского района Нижегородской области - не явились (уведомление N 52003),
и установил:
Выксунское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет) по включению в реестр муниципальной собственности объекта недвижимости - магазина N 43, общей площадью 288, 1 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ул. Степана Разина, здание 35/11.
Решением от 23.05.2008 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд пришел к выводу, что Обществом не представлено доказательств в подтверждение права собственности на спорное здание.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не дана надлежащая оценка представленным Обществом доказательствам, в частности инвентарным карточкам, согласно которым владельцем спорного объекта, построенного в 1957 году, является Райпотребсоюз; постройка и ввод объекта в эксплуатацию подтверждены архивными документами.
Общество считает, что здание магазина неправомерно включено в реестр муниципальной собственности, поскольку Комитетом нарушен порядок перевода объекта недвижимости в муниципальную собственность, установленный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
В апелляционной жалобе Общество указало, что решением Нижегородского областного совета народных депутатов от 08.12.1992 N 364-М "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в муниципальную собственность" утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, в котором здание магазина отсутствует.
Кроме того, по мнению Общества, в противоречие постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.1992 N С-13/ОП-171 "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности" спорный объект органами местного самоуправления на баланс Выксунского райпо не передавался.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил; заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия; в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Комитета от 22.12.2006 N 41 в реестр муниципального имущества Выксунского муниципального района Нижегородской области включено нежилое здание (Литер А, назначение - магазин (торговое) общей площадью 288, 1 кв.м), расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ул. Степана Разина, здание 35/11, о чем 11.02.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 52-52-14/070/2007-195.
Посчитав, что действия Комитета по включению указанного имущества в реестр муниципальной собственности не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании их незаконными.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности установлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 2 данного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, Департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения) пунктом 4 Приложения N 3 к названному постановлению отнесены к объектам муниципальной собственности.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, при оспаривании действий Комитета по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности заявитель должен доказать свое право на этот объект.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим требованием, Общество указало, что здание магазина построено в 1957 году за счет средств потребительской кооперации, в связи с чем сослалось на архивные справки государственного архива Нижегородской области о вводе в эксплуатацию здания магазина.
Вместе с тем, как установлено судом, указанное здание, будучи объектом государственной собственности, расположенным на территории рынка, в 1955 году передано на основании решения Горсовета в ведение Райпотребсоюза, о чем свидетельствует инвентарная карточка от 12.06.1959.
Доказательства, подтверждающие разрешения на строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, выделение земельного участка под строительство, внесение денежных средств в строительство, Обществом не представлены.
Ссылка на архивные справки признается несостоятельной, так как они не подтверждают капитальных вложений в строительство спорного объекта, из их содержания невозможно определить, какие именно объекты введены в эксплуатацию ввиду отсутствия соответствующих характеристик и местоположения.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В противоречие названной норме заявитель также не доказал, что спорный объект недвижимости передан ему в процессе реорганизации райпо или приобретения объекта в результате гражданско-правовой сделки.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия Комитета по включению объекта в реестр муниципальной собственности произведены в силу прямого указания закона, непосредственно в соответствии с положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности спорного магазина само по себе не свидетельствует о том, что он не является объектом муниципальной собственности.
Вывод об отсутствии нарушения указанными действиями Комитета прав и законных интересов Общества является правильным. Доказательств обратного Общество не представило.
Кроме того, вышеизложенные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2007 по делу N А43-4474/2007-41-127, имеющим в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, которым Обществу отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на спорное нежилое здание.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2008 по делу N А43-24255/2007-43-517 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выксунского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24255/2007-43-517
Истец: Выксунское районное потребительское общество
Ответчик: МО "Выксунский муниципальный район", КУМИ Администрации Выксунского района