г. Пермь |
|
29 сентября 2008 г. |
Дело N А71-3496/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,
при участии:
от заявителя (Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов") - Лебедева Е.С. (представитель по доверенности от 01.07.2008г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике) - Катаева С.А. (представитель по доверенности от 07.02.2008г., предъявлено удостоверение);
от третьих лиц:
Удмуртский республиканский союз общества охотников и рыболовов - Цыганова Р.К. (законный представитель, предъявлен паспорт);
Ликвидационная комиссия Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики) - Берестова Ю.Л. (представитель по доверенности от 22.04.2008г., предъявлен паспорт);
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы:
заявителя - Общественной организации "Кезское районное общество охотников и рыболовов", третьего лица - Ликвидационной комиссии Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 июля 2008 года
по делу N А71-3496/2008,
принятое судьей В.Н. Симоновым
по заявлению Общественной организации "Кезское районное общество охотников и рыболовов"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике
третьи лица: Удмуртский республиканский союз общества охотников и рыболовов; Ликвидационная комиссия Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики
о признании недействительной лицензии,
установил:
В арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов" с заявлением о признании недействительной долгосрочной лицензии от 29.09.2005г. N 0212, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике Удмуртскому республиканскому союзу общества охотников и рыболовов.
Решением арбитражного суда от 21.07.2008г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят принятый судебный акт отменить, требование удовлетворить.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, полагает, что лицензия выдана Удмуртскому республиканскому союзу общества охотников и рыболовов незаконно, с нарушением требований Федерального закона "О животном мире", в отсутствие перечня необходимых документов и только на основании решения суда, обязанность исполнения которого возложена не на ответчика, а на другой орган - Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики.
Третье лицо - ликвидационная комиссия Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики считает, что судом первой инстанции при принятии решения нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, лицензия выдана Союзу незаконно, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти не было принято соответствующего решения, отсутствует договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, на основании судебного акта лицензия не может быть выдана, на Россельхознадзор не было возложено обязанности исполнения решения суда.
Ответчик и Удмуртский республиканский союз общества охотников и рыболовов представили письменные отзывы с возражениями на апелляционные жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривают, полагают, что долгосрочная лицензия выдана в установленном законом порядке в полном соответствии с требованиями законодательства.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле повторили доводы, приведенные ими в апелляционных жалобах и отзывах на жалобы соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, а также доводы апелляционных жалоб и отзывов, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усмотрел.
Как следует из материалов дела, 29.09.2005г. Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике выдана долгосрочная лицензия N 0212 на пользование объектами животного мира на территории Кезского охотничьего хозяйства Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов на период с 29.09.2005г. по 05.01.2024г. (л.д.50).
Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов" полагая, что лицензия выдана неправомерно, факт выдачи лицензии нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании лицензии недействительной.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицензия выдана Управлением правомерно.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст.33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Охота является одним из видов пользования животным миром (ст. 34 Закона).
Согласно ст.ст. 35, 36 Закона пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 37 Закона установлен следующий порядок выдачи лицензий.
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 38 Закона долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: сведения о пользователе животным миром; разрешенные виды пользования животным миром; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
На основании постановлений Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", от 30.06.2004 г. N 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", функции по выдаче разрешений (лицензий), в том числе и разрешений (лицензий) на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Россельхознадзор осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим указанные функции на территории Удмуртской Республики, является Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике, зарегистрированное в качестве юридического лица 18.04.2005г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (л.д.73).
Ранее на территории Удмуртской Республики функции, связанные с выдачей долгосрочных лицензий на пользование животным миром осуществляло Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики.
В силу ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 1998 г. N 772 "О закреплении охотничьих угодий за Удмуртским республиканским обществом охотников и рыболовов" между Удмуртским республиканским союзом общества охотников и рыболовов (Охотпользователь) и Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республики заключен договор от 05.01.1999г. в соответствии с которым Охотпользователь принял в безвозмездное пользование сроком на 25 лет охотничьи угодья общей площадью 572 тысячи гектар для ведения охотничьего хозяйства на этой территории в границах Граховского, Сюмсинского, Кезского, Ярского, Юкаменского, Можгинского охотничьих хозяйств (л.д.54, 57).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 мая 2005 г. по делу N А71-46/2005 на Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики возложена обязанность выдать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, в том числе на территории Кезского охотничьего хозяйства, Удмуртскому республиканскому союзу общества охотников и рыболовов (л.д. 42).
При разрешении спора судом установлено, что Удмуртским республиканским союзом общества охотников и рыболовов в лицензирующий орган в полном объеме представлены документы, необходимые для получения долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира.
Таким образом, законных оснований для отказа в выдаче Союзу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира у лицензирующего органа не имелось.
Поскольку на момент вступления в законную силу судебных актов по делу N А71-46/2005 функции по выдаче лицензий были возложены на Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике, а Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики находилось в стадии ликвидации, Управление Россельхознадзора правомерно выдало Союзу долгосрочную лицензию N 0212 от 29.09.2005г.
Доводы апелляционных жалоб о том, что лицензия выдана в нарушение требований Федерального закона "О животном мире" в отсутствие перечня необходимых документов и соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом.
Также отклоняются как противоречащие материалам дела доводы об отсутствии договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром. Отношения между уполномоченным органом и Охотпользователем регулируются договором от 05.01.1999г., доказательств его расторжения либо признания в установленном порядке недействительным материалы дела не содержат, правомерность его условий лицами, участвующими в настоящем деле не оспаривается.
Ссылка в апелляционных жалобах на отсутствие у Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республике обязанности исполнения решения суда по делу N А71-46/2005 не может быть принята во внимание.
В данном случае исходя из положений ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнение судебного акта возможно только тем органом, который вправе выдать лицензию, то есть Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике, являющимся правопреемником ликвидируемого Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики в части, касающейся вопросов и дел, связанных с выдачей лицензий.
То обстоятельство, что на день выдачи спорной лицензии постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 августа 1998 г. N 772 "О закреплении охотничьих угодий за Удмуртским республиканским обществом охотников и рыболовов" Правительством Удмуртской Республики было издано постановление N133 от 26.09.2005г. об отмене названного постановления, не является основанием для неисполнения решения суда, обязавшего выдать лицензию, на что обоснованно указано судом первой инстанции. Следует также отметить, что обстоятельства, послужившие основанием для издания постановления N133 от 26.09.2005г. суду неизвестны, о принятии данного постановления заинтересованные стороны, а также орган, выдавший лицензию, не были извещены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения требований апелляционных жалоб, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июля 2008 года по делу N А71-3496/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Общественной организации "Кезское районное общество охотников и рыболовов", Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3496/2008-А5
Истец: Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике
Третье лицо: Удмуртский Республиканский союз обществ охотников и рыболовов, Ликвидационная комиссия по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6728/08