г. Томск |
Дело N 07АП- 6966/08(2) |
30 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н. А.
при участии:
от заявителя: Мищук Л. Р., удостоверение N 167051
от ответчика: Байер В. А. по доверенности от 11.11.2008 года (сроком на 1 год)
от третьих лиц: от КУМИ г. Юрга - Иваницкая Е. В. по доверенности от 25.08.2008 года (сроком на 3 года);
от ООО "Юргарегионгазсервис" - Соболевская Т. В. по доверенности от 21.04.2008 года; Мизгерева Д. Ю., протокол N 1 от 16.11.2008 года
от ОАО "Кузбассгазификация" - Юрьева Ю. В. по доверенности от 11.01.2009 года (сроком до 31.12.2009 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 29 сентября 2008 года по делу N А27-7891/2008-5 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению заместителя прокурора Кемеровской области, г. Кемерово
к Администрации г. Юрги, г. Юрга
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Юргарегионгазсервис", г. Юрга
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги, г. Юрга
Открытое акционерное общество "Кузбассгазификация", г. Кемерово
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора Кемеровской области обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации города Юрги о признании недействительным постановления Главы города Юрги от 04.05.2008 года N 752 в части пункта 5.14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Юргарегионгазсервис", Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги и ОАО "Кузбассгазификация".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт о признании недействительным постановления исполняющего обязанности главы города Юрги от 04.05.2008 года N 752 "О предоставлении в аренду и продаже права на заключение договоров аренды земельных участков" в части пункта 5.14.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2009 года постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 года по делу N А27-7891/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Основанием для отмены решения суда апелляционной инстанции от 09.12.2008 года явилось отсутствие в постановлении в нарушении ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ ссылки на законы и иные нормативные акта, а также мотивов, которыми руководствовался суд, придя к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из текста апелляционной жалобы заместителя прокурора Кемеровской области, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2008 года подлежит отмене, так как при предоставлении земельного участка в аренду Администрацией города Юрги были нарушены положения ст. 34 Земельного кодекса РФ в связи с несоответствием информационного сообщения требованиям п. 1 данной статьи.
Подробно доводы заместителя прокурора Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным, дополнив, что ст. 34 Земельного кодекса РФ содержит отсылочную норму к муниципальному правовому акту.
Администрация городи Юрги в отзывах на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как в информационном сообщении от 05.03.2008 года, доведенном до общего сведения физических и юридических лиц, указано местоположение земельного участка и предполагаемая цель использования земельного участка, то есть данное информационное сообщение соответствует требованиям абз. 1 п. 4 ст. 16 МПА "О правилах землепользования и застройки города Юрги". При этом, заявитель не указал, какие конкретно нормы права нарушены Постановлением Главы города N 752 от 04.05.2008 года, поскольку ст. 34 Земельного кодекса РФ напрямую не регулирует порядок предоставления в аренду земельных участков юридическим лицам, а порядок, урегулированный МПА "О правилах землепользования и застройки города Юрги", полностью соблюден.
Письменные отзывы Администрации города Юрги приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Администрации дополнил, что факт не указания в размещенном информационном сообщении о приеме заявлений и сроке подачи заявки им не оспаривается.
ОАО "Кузбассгазификация" и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, приведя доводы аналогичные доводам Администрации городи Юрги. При этом считают, что что пункт 5.14 постановления Главы города Юрга от 04.05.2008 года N 752 соответствует действующему законодательству и не нарушают прав и интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменные отзывы ОАО "Кузбассгазификация" и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги приобщены к материалам дела.
ООО "Юргарегионгазсервис" в отзывах на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы заместителя прокурора Кемеровской области поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнив, что содержание информационного сообщения не позволяет однозначно идентифицировать местоположение земельного участка и создает неопределенность о виде землепользования. Кроме того, в информационном сообщении не указано, в какой срок принимаются заявки. В результате недостаточности опубликованной информации, ОАО "Кузбассгазификация" были предоставлены более благоприятные условия для предпринимательской деятельности по сравнению с другими лицами, чем были нарушены права, в том числе ООО "Юргарегионгазсервис" и иных потенциальных арендаторов.
Письменные отзывы ООО "Юргарегионгазсервис" приобщены к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2008 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в муниципальной газете "Юргинский резонанс" от 05.03.2008 года N 10 было опубликовано информационное сообщение, согласно которому Администрация информирует о возможном размещении объектов, в том числе, передвижной АГЗС по улице Кирова.
На основании данной информации ОАО "Кузбассгазификация" обратилось с соответствующей заявкой о предоставлении в аренду земельного участка.
Учитывая отсутствие других заявок на данный земельный участок, торги на право аренды земли не проводились и в соответствии со ст. 16 Правил землепользования и застройки города Юрги, утвержденных решением городского Совета народных депутатов от 26.12.2007 года N 179, Администрацией было вынесено постановление от 04.05.2008 года N 752, согласно пункту 5.14 которого земельный участок с кадастровым номером 42:36:01 001:12 площадью 900,04 кв.м., расположенный по адресу: г. Юрга, ул. Кирова, на территории бывшего тепличного хозяйства машзавода, был предоставлен в аренду ОАО "Кузбассгазификация", со сроком аренды до 22 апреля 2009 года.
Узнав об этом, ООО "Юргарегионгазсервис", посчитав свои права как потенциального арендатора земельного участка нарушенными, обратилось с заявлением в Юргинскую межрайонную прокуратуру.
В ходе проведенной проверки Юргинской межрайонной прокуратурой было установлено нарушение процедуры предоставлении земельного участка под временньм объектом по улице Кирова.
Посчитав Постановление администрации от 04.05.2008 года N 752 в части пункта 5.14. противоречащим закону, прокурор обжаловал его в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на опубликованное Администрацией сообщение поступила только одна заявка, что исключало проведение торгов; отсутствовали нарушения процедуры представления земельного участка в аренду, предусмотренной Правилами землепользования и застройки города Юрга, утвержденных решением городского Совета народных депутатов от 26.12.2007 года N 179.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 26.12.2007 года N 179 приняты Правила землепользования и застройки города Юрги (далее - Правила).
В соответствии со ст. 16 Правил землепользования и застройки города Юрга предоставление земельных участков для размещения нестационарных временно-размещенных объектов производится посредством проведения торгов (аукционов) по продаже права на заключение договора аренды таких земельных участков либо, при отсутствии других заявок, целевым назначением.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают заявку в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги, который регистрирует все представленные заявки и направляет их в Комитет строительства и архитектуры администрации города Юрги. Указанный Комитет публикует от имени администрации города Юрги сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду таких земельных участков с указанием местоположения и вида разрешенного использования в газете "Юргинский резонанс" или на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
В случае, если по истечения месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений такие заявления не поступили, то торги по продаже права на заключение договора аренды на такой земельный участок не проводятся.
Согласно сообщению в муниципальной газете "Юргинский резонанс" от 05.03.2008 года N 10 Администрация информирует о возможном размещении передвижной АГЗС по ул. Кирова.
Проанализировав содержание данного сообщения в совокупности с вышеприведенными нормами права, апелляционный суд приходит к следующему.
Приведенные выше положения ст. 11 и 34 Земельного кодекса РФ содержат общие принципы в части управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Однако из смысла данных норм права следует, что в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из содержания пункта 16 Правил, являющимся нормативным актом органа местного самоуправления, напрямую регулирующим спорные правоотношения, усматривается, что публикуемое в газете "Резонанс" или на официальном сайте администрации города Юрги в сети Интернет от имени администрации сообщение о приеме заявлений на предоставлении в аренду земельных участков для размещения нестационарных временно-размещенных объектов должно содержать указание местоположение и вид разрешенного использования, а также срок принятия заявлений - один месяц.
Однако, в нарушении требований данных норм информационное сообщение в указанной выше газете о возможном размещении передвижной АГЗС по ул. Кирова в г. Юрга не содержит полной и достоверной информации о земельном участке и виде землепользования, а именно, данное сообщение не является сообщением о приеме заявлений на предоставлении земельных участков на определенном праве (в соответствии с пунктом 16 Правил - праве аренды) с указанием срока приема заявлений; отсутствует указание местоположения земельное участка и вид разрешенного использования. Указание в сообщении "улица Кирова" арбитражный апелляционный суд не может расценить как надлежащие указание местоположение земельное участка в силу не конкретизации такого расположения, при отсутствии возможности такой конкретизации, что следует из оспариваемого постановления, в соответствии с которым спорный земельный участок расположен по адресу: г. Юрга, ул. Кирова, на территории бывшего тепличного хозяйства машзавода. Доказательств обратного, в нарушении ст. 65, 200 Арбитражного апелляционного кодекса РФ Администрацией города Юрги в материалы дела представлено не было.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в результате невыполнения органом местного самоуправления обязанности по опубликованию соответствующего сообщения и недостаточности опубликованной информации, ОАО "Кузбассгазификация" были предоставлены более благоприятные условия для предпринимательской деятельности по сравнению с другими лицами, в том числе с ООО "Юргарегионгазсервис", что в результате повлекло предоставление ОАО "Кузбассгазификация" спорного земельного участка в аренду и продаже права на заключение договоров аренды данного земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд считает, что принятое 04.05.2008 года и.о. Главы города Юрги постановление N 752 в части пункта 5.14 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО "Юргарегионгазсервис", которое не знало и не могло знать о приеме заявлений в течении месяца на предоставлении в аренду земельного участка для размещения АГЗС, расположенного по адресу: г. Юрга, ул. Кирова, на территории бывшего тепличного хозяйства машзавода, с учетом содержания информационного сообщения, препятствующего своевременной подачи заявки ООО "Юргарегионгазсервис". Доказательств обратного Администрацией города Юрга в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в силу п. 3 ч. 1 ст. 270, п. 2 ст. 269 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда и принятия по делу нового судебного акта в порядке ст. 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Кемеровской области органом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 сентября 2008 года по делу N А27-7891/2008-5 отменить.
Признать недействительным постановление и.о. Главы города Юрга от 04.05.2008 года N 752 "О предоставлении в аренду и продаже права на заключение договоров аренды земельных участков" в части пункта 5.14.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Журавлева В. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7891/2008-5
Истец: Областная прокуратура Кемеровской области
Ответчик: Администрация г. Юрги
Третье лицо: Прокуратура Томской области, ООО "Юргарегионгазсервис", ОАО "Кузбассгазификация", Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6966/08