г. Владимир
18 декабря 2008 г. |
Дело N А38-1047/2008-15-84 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Белякова Е.Н., Вечканова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прониной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саттон" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.09.2008, принятое судьей Суслопаровой М.И., по делу N А38-1048/2008-15-85 по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к обществу с ограниченной ответственностью "Саттон", с участием третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество и о сносе самовольной постройки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Лобко Ольги Николаевны по доверенности от 09.04.2008 N 12 сроком действия по 31.12.2008;
от ответчика - Торбеева Алексея Вячеславовича по доверенности от 14.12.2007;
от третьих лиц: от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - не явился, извещен (уведомление N 41196);
от Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - не явился, извещен (уведомление N 41197);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл - не явился, извещен (уведомление N 41193),
установил:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - КУМИ) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Саттон" (далее - ООО "Саттон") о признании недействительным зарегистрированного ООО "Саттон" права собственности ООО "Саттон" на объект недвижимого имущества - общественный туалет, литер Г, общая площадь - 68,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, д.4, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.05.2003, запись регистрации N 12-01-76/2003-7, как самовольной постройки и о её сносе.
Заявленные требования основаны на статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 61, 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статье 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статьях 28, 29, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на Положении о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008, на Положении "О порядке выдачи разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения на территории Республики Марий Эл", утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.11.1992 N480.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл.
Решением от 12.09.2008 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные требования, признав недействительным право собственности ООО "Саттон" на общественный туалет, литер Г, общая площадь - 68,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, д.4, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.05.2003; обязав ООО "Саттон" осуществить за свой счет снос самовольной постройки в течение месяца после вступления решения арбитражного суда в законную силу; взыскав с ООО "Саттон" в пользу КУМИ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Саттон" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение и принять новый судебный акт.
Заявитель считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции при вынесении решения неверно применены статьи 222, 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон РМЭ "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", положение "О порядке выдачи разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения на территории РМЭ"; не применены статьи 195, 196 и пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов"; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, что является основанием для отмены решения в соответствии с частями 1 и 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом заявитель указал, что ООО "Саттон" предоставлен земельный участок для строительства рынка с момента издания постановления мэра N 3786. В установленном законом порядке земельный участок был предоставлен сначала под строительство, затем под размещение административного здания.
По мнению заявителя, датой ввода в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией, 09.10.2002 акт утвержден постановлением мэра г. Йошкар-Олы N 3674. Считает, что общественный туалет, литер Г, общей площадью 68,5 кв.м не является самовольной постройкой.
Заявитель пояснил, что акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта имеет самостоятельное правовое значение, поскольку право собственности общества на общественный туалет зарегистрировано в ЕГРП на основании акта государственной приемочной комиссии от 07.10.2002. Отмена постановления мэра об утверждении акта ввода объекта в эксплуатацию невозможна без оспаривания самого акта. Кроме того, у мэра г.Йошкар-Олы отсутствуют полномочия по отмене актов о приемке в эксплуатацию объектов недвижимости, а также постановлений об утверждении актов государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов недвижимости после введения объектов недвижимости в гражданский оборот и истечения всех сроков для их обжалования. До настоящего времени акт государственной приемочной комиссии от 07.10.2002 не оспорен, недействительным не признан.
Ответчик указал, что постановление мэра г.Йошкар-Олы от 17.11.2008 N 2981 не соответствует положениям постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и строительным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы ООО "Саттон" и является недействительным.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснован вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что исковая давность на требования о сносе самовольной постройки не распространяется. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для оспаривания законности постройки и зарегистрированного на нее права собственности. Срок исковой давности по требованиям о признании недействительным права собственности и о сносе самовольной постройки должен исчисляться с 09.10.2002.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель ООО "Саттон" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе.
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в судебном заседании 12.12.2008 и в отзыве от 28.11.2008 N 03-10/4245 просило оставить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл без изменения, указывая на то, что оно является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными. Полагает, что процедура для строительства общественного туалета не соблюдалась, что позволяет сделать вывод о строительстве на не отведенном в установленном законом порядке земельном участке. Факт предоставления земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования не может трактоваться как безусловное разрешение собственника земельного участка на строительство на этом земельном участке. Общественный туалет обоснованно признан самовольной постройкой как объект, возведенный на неотведенном земельном участке, без разрешения на строительство и разрешительной документации с нарушением требований градостроительного законодательства. Кроме того, полагает, что судом сделан обоснованный вывод о том, что акт ввода в эксплуатацию общественного туалета не является доказательством законности создания постройки. По мнению истца, земельный участок предоставлялся не под размещение общественного туалета, а под размещение и обслуживание рынка.
Кроме того, истец указал, что нахождение самовольно возведенного здания на земельном участке, впоследствии предоставленном обществу, не свидетельствует о законности постройки. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что разрешение на строительство открытого рынка не могло быть выдано ООО "Саттон" в соответствии с нормами действовавшего гражданского законодательства, ввиду отсутствия документов, требуемых пунктом 10 Положения. Акт ввода в эксплуатацию общественного туалета не может расцениваться как доказательство законности создания постройки.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл письмом от 02.12.2008 N 3817 просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Третьи лица, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 06.11.1997 N 3683 между администрацией г. Йошкар-Олы и ООО "Саттон" был заключен договор аренды земельного участка от 21.11.1997 N 1273, по условиям которого в пользование последнему предоставлен земельный участок площадью 25235 кв.м., расположенный на ул. Кирова (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), для строительства и размещения рынка N 2, сроком на 49 лет.
Впоследствии в соответствии с постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 29.10.2001 N 3786 администрацией г. Йошкар-Олы указанный земельный участок с уточненной площадью 19864,7 кв.м предоставлен обществу в постоянное бессрочное пользование для размещения рынка N 2 с платной автостоянкой. Право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок зарегистрировано за ответчиком 23.05.2003.
В соответствии с постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 11.12.2003 N 2924 между Комитетом по управлению имуществом г.Йошкар-Олы и ООО "Саттон" 11.12.2003 заключен договор аренды земельного участка N 1059/2003-н, согласно которому обществу предоставлен земельный участок площадью 40672 кв.м., с кадастровым номером 12:05:0703002:0016, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4 (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), для размещения и обслуживания территории рынка.
23.12.2005 на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы N 3315, мотивированного ссылкой на статьи 11, 22, 28, 29, 46, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный участок передан в ведение администрации г. Йошкар-Олы. При этом 23.12.2005 Комитет по управлению имуществом г.Йошкар-Олы предоставил ответчику на праве аренды сроком на 49 лет (до 23.12.2054) земельный участок площадью 15510 кв.м., с кадастровым номером 12:05:0703002:0021, расположенный примерно в 140 м. по направлению на юго-восток от ориентира: г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, 11 (территориально-экономическая, оценочная зона N 9), в целях размещения и обслуживания рынка, на котором согласно кадастровому плану к земельному участку находились объекты недвижимости, в том числе строение (туалет) (договор аренды земельного участка от 23.12.2005 N 2633/2006н).
По акту государственной приемочной комиссии от 07.10.2002, утвержденному постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 09.10.2002 N 3675, общественный туалет общей площадью 68,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, д.4, принято в эксплуатацию как законченный строительством объект.
Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл 30.05.2003 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Саттон" на общественный туалет, литер Г, общей площадью 68, 5 кв.м, расположенный по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Кирова, д.4, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 12-01-76/2003-7 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 04.06.2003 серии 12-АА N 0091873.
Основанием для государственной регистрации права собственности послужил акт государственной приемочной комиссии от 07.10.2002, утвержденный постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 09.10.2002 N 3675.
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ссылаясь на то, что является законным владельцем земельного участка площадью 15510 кв.м., на котором расположен возведенный ответчиком общественный туалет без получения на это необходимых разрешений, представляющий собой самовольную постройку, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, обосновывая их статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 61, 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статьями 28, 29, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство указанного объекта велось без получения на это необходимого разрешения на земельном участке, не отведенном для этих целей, в связи с чем признал спорный объект самовольным строением и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
30.05.2003 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Саттон" на общественный туалет, подтвержденная свидетельством о государственной регистрации права от 04.06.2003 серии 12-АА N 0091873, тем самым спорный объект введен в гражданский оборот.
Право собственности на общественный туалет возникло в силу положений пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому право собственности приобретается на вновь созданную вещь.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорный объект является самовольным строением, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из материалов дела, в 1997 году обществу был отведен земельный участок для строительства крытого рынка, впоследствии земельный участок был предоставлен в аренду, сроком на 49 лет, под уже существующий объект. Данное обстоятельство удостоверено договорами от 21.11.1997 N 1273, от 11.12.2003 N 1059/2003-н, от 23.12.2005 N 2333/2006н, кадастровым планом земельного участка от 18.10.2005, постановлениями мэра г. Йошкар-Олы от 06.11.1997 N 3683, от 29.10.2001 N 3786, от 11.12.2003 N 2924, от 23.12.2005 N 3315. Таким образом, изначально целевое назначение предоставляемого ответчику земельного участка было определено именно под строительство. Довод о том, что в настоящее время земельный участок предоставлен в аренду только с целью размещения объекта, не является безусловным основанием для отнесения возведенного объекта к самовольному, поскольку на момент заключения действующего в настоящее время договора аренды объект существовал, был введен в эксплуатацию и права на него зарегистрированы в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах признается необоснованным вывод арбитражного суда о возведении спорного строения на земельном участке, не отведенном для этих целей.
Несостоятельна и ссылка представителей истца на пункт 4 договора аренды от 23.12.2005 N 2633/2006н, поскольку в рассматриваемой ситуации не требовалось согласия собственника земельного участка на возведение спорного объекта, ибо данный объект к моменту заключения договора был построен (акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительство объекта от 07.10.2002) и введен в гражданский оборот. Аналогично земельный участок выделялся и в декабре 2003 года для размещения и обслуживания территории рынка.
Как указывалось выше, общественный туалет введен в эксплуатацию 07.10.2002 актом государственной приемочной комиссии. Акт утвержден постановлением мэра г.Йошкар-Олы от 09.10.2002 N 3675.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что акт ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - общественного туалета не имеет правового значения для признания спорного объекта недвижимости самовольной постройкой, является неправомерным. С учетом того, что строение в установленном законом порядке было введено в эксплуатацию уполномоченным на то органом, соблюдение градостроительных норм и правил предполагается имеющим место.
Более того, определяя правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимости, следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (в редакции постановлений Совмина СССР от 24 апреля 1984 года N 355, от 12 июля 1984 года N 739, от 23 января 1985 года N76, от 29 мая 1985 года N489, от 5 июля 1985 года N 610, от 29 августа 1988 года N 1058 и от 30 декабря 1988 года N 1485) (далее - постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105) и строительными нормами и правилами "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (СНиП 3.01.04-87), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84, с изменениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 18 ноября 1987 года N272.
В силу статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты Совета Министров СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР (ныне - Российской Федерации) непосредственно.
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Поэтому вышеназванный акт Совета Министров СССР подлежит применению в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и СНиП 3.01.04-87 предусматривают приемку всех без исключения завершенных строительством объектов государственными приемочными комиссиями (пункт 1 постановления Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 и раздел 4 СНиП 3.01.04-87).
В соответствии с пунктом 4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении N 5. Согласно пункту 4.27 СНиП 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.
Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается подписание акта государственной приемочной комиссией.
Таким образом, вышеуказанное постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 предусмотрело наступление правовых последствий именно после подписания акта государственной приемочной комиссией, а не после его утверждения органом, назначившим комиссию.
Как следует из материалов дела, правоустанавливающим документом является именно акт государственной приемочной комиссии от 07.10.2002, утвержденный постановлением мэра г. Йошкар-Ола, а поэтому именно он является основанием для государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости.
Последующая отмена в период апелляционного производства постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 17.11.2008 N 2980 постановления мэра г.Йошкар-Олы от 09.10.2002 N 3675 "Об утверждении акта государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию общественного туалета в северо-восточной части территории рынка N 2 ООО "Саттон" по ул. Кирова" не имеет правового значения ввиду действия указанного постановления на момент осуществления введения объекта в гражданский оборот.
При этом право собственности на спорный объект зарегистрировано ответчиком в установленном законом порядке в период действия свидетельства от 04.06.2003 серии 12-АА N 0091993, подтверждающего наличие у общества права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположено указанное здание.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что отсутствие прямого указания в распоряжении 1997 года на такое целевое назначение земельного участка, как строительство общественного туалета, само по себе не является основанием для признания спорного объекта самовольной постройкой по смыслу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии акта ввода, удостоверяющего введение объекта в эксплуатацию уполномоченным на то органом в установленном законом порядке и соблюдение градостроительных норм и правил при строительстве.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае государственная регистрация прав на недвижимое имущество основана на фактах, подтверждающих правомерность введения спорного объекта в гражданский оборот.
На основании изложенного и учитывая, что с 1997 года и до настоящего времени (договор аренды от 23.12.2005 сроком на 49 лет) земельный участок, на котором расположен спорный объект, ответчик занимает на законных основаниях, суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что материалами дела не подтвержден факт самовольного занятия обществом земельного участка и незаконного его использования, а также факт реального нарушения обществом прав и законных интересов истца. Следовательно, применение судом первой инстанции статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным.
Ссылка муниципального образования "Горд Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на нарушение обществом статей 61, 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статей 28, 29, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняется по вышеизложенным основаниям.
Аргумент истца о том, что земельный участок был предоставлен ответчику лишь в целях организации и размещения открытого рынка, судом отклоняется. В подтверждение данного аргумента истец ссылается на заявление ООО "Саттон" (январь 2008 года), в котором содержится просьба открыть торговую площадку по ул.Кирова, и постановление мэра г.Йошкар-Ола N 145 от 21.01.98 о разрешении ООО "Саттон" открыть универсальный рынок, расположенный по ул.Кирова.
Однако решение вопроса ООО "Саттон" и администрацией города по организации открытой торговой площадки не является обстоятельством, исключающим возведение и существование на арендуемом земельном участке объектов недвижимости, относящихся к имущественному комплексу рынка. Земельный участок для строительства рынка был предоставлен ответчику в 1997 году, то есть до организации открытой торговой площадки.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для признания общественного туалета самовольной постройкой, признания недействительным зарегистрированного права собственности и сноса указанного объекта.
Изложенное свидетельствует об ошибочном применении судом статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по делу относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12 сентября 2008 года по делу N А38-1047/2008-15-84 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саттон", г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" отказать.
Взыскать с муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Саттон", г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1047/2008-15-84
Истец: МО "Город Йошкар-Ола" в лице КУМИ администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
Ответчик: ООО "Саттон"
Третье лицо: УФРС по Республике Марий Эл, Управление архитектуры и градостроительства адиминстрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1047/2008-15-84
18.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1758/08
22.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1047/2008-15-84
03.07.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1758/08