г. Владимир |
|
04 марта 2008 г. |
Дело N А11-3589/2007-К2-21/156 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 04.03.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.11.2007, принятое судьей Устиновой О.В. по заявлению открытого акционерного общества птицеводческой агрофирмы "Курс" о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Владимирской области от 29.05.2007 N 2.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Птицеводческая фабрика "Курс" - Самохина Н.И. по доверенности от 20.02.2008, Крохина Е.В. по доверенности от 20.02.2008.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Владимирской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество птицеводческая агрофирма "Курс" (далее по тексту - общество), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Владимирской области далее по тексту - инспекция, заявитель) от 29.05.2007 N 2 в части взыскания единого сельскохозяйственного налога за 2005 год в размере 2 457 467 рублей, 510 657 рублей 80 копеек пеней, а также штрафа в размере 257 665 рублей 20 копеек.
Решением суда от 19.11.2007 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Решение налогового органа от 29.05.2007 N 2 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в обжалуемой части.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция, ссылаясь на пункт 14 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть второю Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" считает, что результаты выездной налоговой проверки, не завершенной до 01.01.2007 оформляются решением в порядке, действовавшем до введения в действие указанного закона.
Таким образом, налоговым органом правомерно осуществлены дополнительные мероприятия налогового контроля и оформление их результатов.
Налоговый орган считает, что инспекцией правомерно исключена из состава расходов общества сумма 2 046 426 рублей в виде оплаты за комбикорма, услуги, сырье, а также сумма 55 854 976 рублей по ничтожной сделке, как экономически необоснованные расходы.
По мнению инспекции, основной целью заключения обществом с потребительским обществом взаимного обеспечения "Владзернопродукт" договора поставки птицы от 10.01.2005, является уменьшение налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу.
Кроме того, налоговый орган утверждает, что сделка по приобретению птицы по указанному договору является ничтожной (притворной).
Также заявитель указывает, что вывод арбитражного суда об отсутствии повторности отнесения обществом в расходы суммы 7 064 041 рубль является необоснованным, поскольку, исправленная налогоплательщиком и представленная в ходе судебного разбирательства книга учета доходов и расходов, не представлена инспекции в ходе проверки.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее, не подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда - законным и обоснованным.
В судебном заседании представители юридического лица поддержали позицию общества.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя налогового органа.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано администрацией Собинского района Владимирской области 12.09.1997.
В период с 01.03.2006 по 29.12.2006 налоговым органом проведена выездная проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления, в том числе, единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого организацией за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки, инспекцией составлен акт от 29.12.2006 N 42 и вынесено решение от 29.05.2007 N 2 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику, в том числе, был доначислен единый сельскохозяйственный налог в размере 2 457 467 рублей, и соответствующие пени в размере 510 657 рублей 80 копеек.
Кроме того, указанным решением общество, привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату единого сельскохозяйственного налога за 2005 год в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 257 665 рублей 20 копеек.
Посчитав, что решением инспекции нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, что в силу пункта 14 статьи 101 Кодекса, является основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом также установлено, что инспекцией не доказан факт необоснованности отнесения спорных сумм в расходы, как экономически необоснованных, поэтому по итогам 2005 года, объекта налогообложения сельскохозяйственным налогом у общества не возникло.
Исходя из указанных обстоятельств, подтвержденных материалами дела, суд посчитал доначисление сумм налога, пеней и штрафа неправомерным и удовлетворил заявленные обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Владимирской области подлежащим оставлению без изменения, с учетом следующего.
В соответствии со статьей 101 Кодекса, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Материалами дела установлено, что инспекцией проведена в отношении общества выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 29.12.2006.
По акту проверки от 29.12.2006 общество, письмом от 12.01.2007 представило в инспекцию разногласия, по обстоятельствам правонарушений, установленных проверкой и зафиксированных в акте.
25.01.2007, материалы проверки и разногласия по акту рассмотрены в присутствии законного представителя общества, о чем составлен протокол.
По результатам рассмотрения материалов проверки и разногласий инспекцией принято решение от 12.02.2007 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекцией вынесено обжалуемое решение о привлечении общества к налоговой ответственности 29.05.2007 N 2.
Как установлено судом первой инстанции, в решении от 29.05.2007 N 2 обстоятельства, установленные налоговым органом излагаются иначе, чем они установлены проведенной проверкой и отражены в акте от 29.12.2006 N 42.
Так, в акте проверки не приведены обстоятельства необоснованности отнесения обществом на затраты расходов по закупке кур-несушек в размере 55 854 976 рублей в связи с ничтожностью сделки, а так же расходов, связанных с оплатой комбикормов, сырья, услуг за счет заемных средств в размере 2 046 426 рублей а также включением обществом дважды в состав расходов суммы 9 030 464 рублей.
Спорные суммы исключены из состава расходов по иным основаниям.
Доказательств, свидетельствующих об извещении общества о рассмотрении материалов проверки 29.05.2007 и обеспечении обществу возможности представить разногласия по установленным в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля правонарушениям, инспекцией в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя об обоснованности вынесения решения по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля без оформления акта, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального Закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) дополнительные мероприятия налогового контроля проводились за пределами процедуры рассмотрения руководителем налогового органа акта проверки.
Вместе с тем, Федеральным Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, с 01.01.2007 в статью 101 Кодекса были внесены изменения, согласно которых мероприятия дополнительного налогового контроля являются одним из этапов процедуры рассмотрения акта и письменных возражений проверенного лица и проводятся в рамках рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля имеет целью уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными правонарушениями. Исходя из указанной позиции, новые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть приняты во внимание руководителем налогового органа при вынесении окончательного решения.
Поэтому, при установлении в ходе мероприятий дополнительного налогового контроля иных обстоятельств, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, не зафиксированных в акте налоговой проверки, налоговый орган обязан, в силу статьи 101 Кодекса, обеспечить налогоплательщику возможность реализации им прав на представление возражений по их результатам и участие в рассмотрении материалов проверки, предусмотренных законодательством.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что изменения, внесенные в статью 101 Кодекса Федеральным Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, с 01.01.2007, предусматривают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, поэтому, в силу пункта 3 статьи 5 Кодекса, имеют обратную силу.
Кроме того, суд учитывает, что дополнительные мероприятия налогового контроля назначены инспекцией 12.02.2007 в период действия статьи 101 в редакции Федерального Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
В нарушение статьи 101 Кодекса, материалы налоговой проверки, полученные в результате дополнительных мероприятий налогового контроля с участием представителей общества не рассматривались, налогоплательщику не обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения всех материалов налоговой проверки, и оно было лишено возможности представить разногласия по обстоятельствам оспариваемых налоговых правонарушений, указанных в решении.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что указанные нарушения являются безусловным основанием к отмене решения налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Не принимается во внимание суда довод заявителя о том, что сделка по приобретению птицы по договору поставки от 10.01.2005, заключенному обществом с потребительским обществом взаимного обеспечения "Владзернопродукт" (далее по тексту - потребительское общество) является ничтожной (притворной).
Арбитражным судом Владимирской области дана оценка указанному договору.
В силу части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
В пункте 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Таким образом, по основанию притворности недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Судом первой инстанции установлено, что вывод инспекции о ничтожности сделки основан на противоречивых данных. Так, налоговый орган утверждает, что представленные накладные не подтверждают передачу птицы от потребительского общества налогоплательщику, вместе с тем, представляет свидетельские показания в подтверждение факта осуществления забоя птицы, полученной обществом и не отрицает получение дохода от реализации мяса птицы.
Поскольку, в нарушение требований статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым органом не доказана мнимость сделки, а иные основания, приведенные в решении инспекции для признания сделки ничтожной (основной вид деятельности - выращивание молодки, взаимозависимость лиц, нахождение обществ по одному юридическому адресу, убыток от сделки), сами по себе не свидетельствуют о ничтожности сделки в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, довод налогового органа о ничтожности сделки, необоснован.
Кроме того, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что недоказанным является вывод инспекции об отсутствии затрат на оплату комбикормов, услуг, сырья в размере 2 046 426 рублей и неосновательном их отнесении в расходы, в силу следующего.
Налоговым органом при принятии обжалуемого решения не исследовался вопрос о погашении обществом задолженности по договору займа обществу с ограниченной ответственностью "Ко-Коль" по договору займа N 10-Д-10-10/05, а также обществом с ограниченной ответственностью "Ко-Коль" потребительскому обществу "Владзернопродукт", по договору займа от 11.01.2005 N 10-Д-03-01/05. Вывод об отсутствии расходов сделан инспекцией на основании сведений о движении денежных средств по расчетному счету, из которых следовало, что сумма 20 000 000 по договору займа с обществом с ограниченной ответственностью "Ко-Коль" на расчетный счет общества не поступала.
Инспекцией не исследовалось дополнительное соглашение к договору займа N 10-Д-10-10/05 от 03.10.2005. Между тем, анализ выписки о движении денежных средств при наличии дополнительного соглашения по договору займа, а также материалы дела свидетельствуют о том, что обществом с ограниченной ответственностью "Ко-Коль" за счет указанных средств погашалась задолженность общества за поставленные комбикорма, электроэнергию и осуществлялись иные расходы общества.
Оплата контрагентам общества за счет заемных денежных средств не может свидетельствовать об отсутствии реальных затрат при наличии возмездной сделки, оформленной договором займа.
Кроме того, в решении инспекции не содержится вывода о несоответствии понесенных обществом расходов к материальным расходам, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 346.5 Кодекса, не доказано несоответствие их осуществляемой налогоплательщиком деятельности.
Обоснованным также является вывод суда о недоказанности инспекцией повторного отнесения обществом в расходы суммы 7 064 041 рубля. В решении инспекции не содержится описания фактических обстоятельств, связанных с выявлением указанного правонарушения, документального подтверждения указанного правонарушения в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с учетом нарушений инспекцией требований статьи 101 Кодекса, недоказанности необоснованности отнесения спорных сумм в расходы, правомерно удовлетворил заявление общества и признал недействительным решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности в части взыскания единого сельскохозяйственного налога за 2005 год в размере 2 457 467 рублей, 510 657 рублей 80 копеек пеней, а также штрафа в размере 257 665 рублей 20 копеек.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Владимирской области, полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на инспекцию.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.11.2007 по делу N А11-3589/2007-К2-21/156 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3589/2007-К2-21/156
Истец: ОАО "Птицеводческая фабрика "Курс"
Ответчик: МИФНС N5 по Владимирской области