г. Томск |
Дело N 07АП-5762/08 |
13.10.2008 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,
судей: Кулеш Т.А.,
Солодилова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Кулеш Т.А.,
при участии:
от заявителя: Астахова А.В. по доверенности от 25.08.2008г.,
от ответчика: Ниценко А.С. по доверенности от 08.10.08г. N 6963/1-8,
от третьего лица: Васильева К.С. по доверенности от 08.07.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Топчихинский элеватор"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 06.08.08г. по делу N А03-6296/2008-2
по заявлению ОАО "Топчихинский элеватор"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Топчихинский элеватор" (далее по тексту - Общество, ОАО "Топчихинский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Арбитражного края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту - УФАС, Управление) с заявлением о признании решения от 21.04.2008г. N 4 недействительным в части признания заявителя доминирующим по отношению к ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" на рынке оказания услуг, связанных с приемкой, хранением, сушкой, подработкой и отпуском зерна в пределах территории, на которой расположены и технологически связаны системой трубопроводов (эстакад) элеватор и мельница.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО "Сельскохозяйственная компания "Топчихинский мелькомбинат" (далее по тексту - ООО СК "Топчихинский мелькомбинат").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.08г. по делу N А03-6296/2008-2 в удовлетворении требования отказано.
Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, общество обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ОАО "Топчихинский элеватор" с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
УФАС и ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" в отзывах на апелляционную жалобу указали, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители УФАС и ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" (вх. N 52 от 14.01.2008г.) на действия ОАО "Топчихинский элеватор", выразившиеся в ущемлении интересов заявителя при установлении цены аренды складского помещения и стоимости услуги по хранению зерна на элеваторе.
08.02.2008г., после изучения материалов, полученных в ходе предварительного разбирательства, УФАС (в соответствии с пунктом 3.6.4 приказа ФАС России от 17.01.2007 г. N 5) был подготовлен "Отчет по предварительным результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке выполнения работ по хранению зерна на элеваторах и услуг по сдаче в наем собственного недвижимого имущества (специализированных складских помещений) ОАО "Топчихинский элеватор" и возбуждено дело N4 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
21.04.2008г. Комиссией УФАС вынесено решение N 4 о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО "Топчихинский элеватор" нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, данным решением ОАО "Топчихинский элеватор" признан доминирующим по отношению к ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" на рынке оказания услуг, связанных с приемкой, хранением, сушкой, подработкой и отпуском зерна в пределах территории, на которой расположены и технологически связаны системой трубопроводов (эстакад) элеватор и мельница.
Полагая данное решение незаконным, ОАО "Топчихинский элеватор" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" -коммерческая организация, основным видом деятельности которой является производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности. Данный вид деятельности заявитель осуществляет в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края, Производственный цикл мельничного комплекса невозможен без использования элеватора, собственником которого является ОАО "Топчихинский элеватор", следовательно, ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" может приобретать зерно для осуществления своей производственной деятельности только через элеватор заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление обоснованно признало ОАО "Топчихинский элеватор" доминирующим по отношению к ООО СК "Топчихинский мелькомбинат" на рынке оказания услуг, связанных с приемкой, хранением, сушкой, подработкой и отпуском зерна в пределах территории, на которой расположены и технологически связаны системой трубопроводов (эстакад) элеватор и мельница.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006г. N 108.
В силу п. 2 Порядок проведения анализа товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
В соответствии с п. 15 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006г. N 108, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства, применение товара, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации и иные характеристики.
В силу п. 17 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.
Согласно пункту 23 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006г. N 108, процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (далее - определение географических границ товарного рынка), включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В силу пункта 24 названного Порядка предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
В соответствии с пунктом 25 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006г. N 108, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
Пунктом 27 названного Порядка установлено, что определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона "О конкуренции" основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Антимонопольный орган, делая вывод о преимущественном положении ОАО "Топчихинский элеватор", при определении границ товарного рынка исходил из территории муниципального образования с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края (местный или локальный рынок). Хозяйствующий субъект ОАО "Топчихинский элеватор" признан доминирующим в пределах территории (географических границах), на которой расположены и технологически связаны системой трубопроводов (эстакад) элеватор и мельница.
Апелляционный суд соглашается с доводом арбитражного суда о том, что вывод комиссии УФАС, содержащийся в пункте 1 решения N 4 от 21.04.2008г. сделан в полном соответствии с антимонопольным законодательством РФ (включая ведомственные приказы) и в пределах полномочий территориального антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 4, УФАС не было допущено нарушений процедуры его ведения и рассмотрения. Сам заявитель трижды (18.02.2008г., 26.03.2008г., 04.04.2008г.) знакомился с материалами дела N4, содержание аналитического отчета от 21.04.2008г. было устно оглашено членом Комиссии УФАС в ходе рассмотрения дела 21.04.2008г. Выводы о наличии доминирующего положения продублированы в решении УФАС N4 от 21.04.2008г., копия которого была направлена заявителю.
УФАС считает, что пункт 1 решения N 4 от 21.04.2008г. комиссии антимонопольного органа полностью соответствуют закону, заявителем не представлены доказательства того, что данное решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2008г. по делу N А03-6296/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Топчихинский элеватор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Зенков |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6296/2008-2
Истец: ОАО "Топчихинский элеватор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
Третье лицо: ООО "Сельскохозйственная компания "Топчихинский мелькомбинат"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5762/08