г. Чита |
Дело N А19-6782/08-50 |
"8" сентября 2008 г. |
04АП-2634/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 сентября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рылова Д.Н.,
судей: Лешуковой Т.О., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2008 г. по делу N А19-6782/08-50, по заявлению Открытого акционерного общества " Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании незаконным решения N 255 от 04.05.2008 г.
(суд первой инстанции, судья Позднякова Н.Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Сизых Е.О., представитель по доверенности от 14.08.08 N 04-14/14696
установил:
Открытое акционерное общество "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее ОАО "Киренская РЭБ флота") обратилось с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области (далее налоговый орган) о признании незаконным решения от 04.05.2008 г. N 255 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Решением суда первой инстанции от 02.07.2008 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что оспариваемое требование налогового органа об уплате налога относится к текущим платежам, срок исполнения которых наступает после введения соответствующей процедуры банкротства, данные требования удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок и включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на недостаточность изучения судом вопроса о том, что оспариваемое требование носит уведомительный характер. Осуществление принудительного взыскания текущей задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения допускается в любой процедуре банкротства. Направление требования не может быть рассмотрено как применение меры принудительного взыскания налога, оспариваемое требование само по себе не исключает обязанности Общества соблюдать положения налогового кодекса РФ о порядке исполнения налоговых обязательств, возникших после введения процедуры конкурсного производства. Соответственно, оспариваемое требование само по себе не может повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя налогового органа, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.04.2008 г. налоговым органом было направлено в адрес ОАО "Киренская РЭБ флота" требование N 746 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок до 18.04.08" в соответствии с которым предложено добровольно уплатить недоимку по налогу на имущество организаций (по сроку платы 31.03.08 г.) в сумме 436 753 руб.
В установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено, 04.05.08 налоговым органом вынесено решение N 255 о взыскании указанной суммы задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ОАО "Киренская РЭБ флота" обжаловало его в судебном порядке.
ОАО "Киренская РЭБ флота" зарегистрировано администрацией Киренского района Иркутской области 22.06.1998 г. в качестве юридического лица, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области (свидетельство серия 38 N001204143 от 15.12.2002 г.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 общество признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства сроком на 1 год, до 22 октября 2008 года.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Судом первой инстанции правомерно установлено и не оспаривается налоговым органом, что задолженность по уплате налога на имущество, указанная в оспариваемом решении налогового органа, является текущей, поскольку возникла у общества после признания его банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства.
Порядок применения положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в пунктах 8 и 9 которого указано, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с п.11 выше указанного постановления Пленума ВАС РФ требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве", с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 настоящего Федерального закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться не налоговым органом в бесспорном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку взыскание налоговым органом задолженности в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской федерации нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные законодательством о банкротстве.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05 и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в пункте 13 которого указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Исходя из содержания данной нормы, следует, что требования налоговых органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, то есть с учетом специального указания об очередности удовлетворения требований кредиторов, изложенного в пункте 4 статьи 142 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что 29.10.2007 г. ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении которого введено конкурсное производство. Требование N 746 от 08.04.08 налоговым органом вынесено после признания предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства. Сроки уплаты налогов в соответствии с требованием установлены также после открытия в отношении заявителя конкурсного производства.
При указанных обстоятельства суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2008 года по делу N А19-6782/08-50, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2008 года по делу N А19-6782/08-50 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6782/08
Истец: ОАО "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N13 по Иркутской области