7 сентября 2009 г. |
Дело N А20-2314/2008 |
г. Ессентуки |
N 16АП-1312/09(1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Фриева А.Л., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик":
Пшуков Т.Х. - представитель по доверенности (копия в деле)
от Минфина КБР: Мальбахова З.С. - представитель по доверенности (копия в деле)
от Минфина РФ: Борчаева Л.Х. - представитель по доверенности (копия в деле)
от Минтруда КБР: Тхамокова А.Х. - представитель по доверенности (копия в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2009 по делу N А20-2314/2008 под председательством судьи Кочкаровой Н.Ж.
по иску ОАО "РегионАвтоТранс" г. Нальчик
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ г. Москва Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик
о взыскании выпадающих доходов
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "РегионАвтоТранс-Нальчик" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР, апеллянт) и Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минтруд) о взыскании 2.314.733 руб. 16 коп. задолженности и 5.191.071 руб. 20 коп. расходов общества по предоставлению льготным категориям граждан проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) (с учетом уточнения).
Решением суда от 20.04.2009 с Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР в пользу общества взыскано: 2.314.733 руб. 16 коп. задолженности; 5.191.071 руб. 20 коп. выпадающих доходов от оказания услуг льготной категории граждан. В иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ и Минтруду истцу отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что убытки возникли у Общества в связи с предоставлением льгот по бесплатному проезду в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, включенным в республиканский регистр, подлежат возмещению за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР.
Не согласившись с принятым решением, Минфин КБР обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 20.04.2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что размер убытков не подтвержден надлежащими доказательствами.
От общества поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
От других участников отзывы не поступили.
В судебном заседании 02.09.2009 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.09.2009.
В судебном заседании представитель Минфина КБР поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал об удовлетворении жалобы, по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно суду пояснил, что первичными бухгалтерскими документами являются проездные билеты, платежными поручениями и счетами-фактурами, транспортными документами.
На вопросы судей представитель общества пояснил, что суд первой инстанции не затребовал путевые листы.
Общество требует погашения задолженности образовавшейся в результате недополучения стоимости проездного билета от республики. Единый проездной билет стоит 434 руб., льготники оплачивают 100 руб., а остальную сумму обязано погашать Министерство труда КБР и Минфин КБР. Правительство выделяет 1 млн. руб. на погашение льготных услуг. Однако в Постановлении Правительства КБР не указано, сколько человек должно быть перевезено и по какой цене должны реализовываться билеты.
Госконтракт заключался на количество реализованных льготных билетов, а не на количества перевозок.
Путевые листы в качестве доказательств необходимы, если предметом иска является взыскание за перевозку льготников. Государственный контракт заключался с полным возмещением стоимости билетов по факту. Билет на один вид транспорта не продается.
Представитель Минтруда просил удовлетворить жалобу Минфина КБР. Дополнительно суду пояснил, что иски Троллейбусного управления и ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" имеют разные предметы и не повторяют друг друга. Расходы не подтверждены первичными бухгалтерскими документами.
Представитель Минфина РФ просил удовлетворить жалобу Минфина КБР. Дополнительно суду пояснил, что деньги на оплату льготных билетов из федерального бюджета перечислялись бюджету субъекту в том размере, в каком субъект указывал.
Правильность решения от 20.04.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.04.2006 между Обществом и Минтрудом КБР был заключен договор N 199 о совместной деятельности, согласно которому Общество обязалось предоставлять право льготного проезда в городском общественном транспорте общего пользования (автобус) города Нальчика , отдельной категории граждан, имеющих право на меры социальной защиты в соответствии с нормами законов на основании единого социального проездного билета на два вида транспорта; единого социального проездного билета на автобус; бесплатного проездного билета учащегося общеобразовательной школы и профессионального учебного заведения из многодетной семьи и семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы, а Минтруд КБР обязался не позднее 20 числа следующего за отчетным месяцем компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕСПБ в сумме пропорциональной количеству реализованных билетов от 334 руб., от предоставления льгот по проезду за республиканского льготника - 189 руб., учащегося - 140 руб. (пропорционально в соответствии с актом разделения денежных средств между ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" и МУП "Троллейбусное управление").
Во исполнение договорных обязательств истец осуществлял перевозку льготных пассажиров транспортом общего пользования. Ежемесячно истцом представлялись счета для оплаты и подписывались акты сверок.
Указанные счета оплачивались не своевременно, и на 01.08.2008 задолженность по проездным билетам республиканского регистра за 2006 год составила 2 314 733 руб. 16 коп., что подтверждается Актом сверки расчетов от 12.08.2008, подписанным и скрепленным печатями обеих сторон.
Задолженность по счетам послужило основанием для иска.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2006 г. N 79-ПП" О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республики" (в ред. Постановлений Правительства КБР от 27.04.2006 N 129-ПП, от 02.11.2006 N 295-ПП, от 08.08.2007 N 199-ПП) в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17 августа 1996 года N 21-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", Правительство Кабардино-Балкарской Республики утвердило Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
Пунктом 2 данного Постановления введен на территории Кабардино-Балкарской Республики единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам. Постановлением предписано Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рубля и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 млн. рублей.
Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики обязывалось заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан; ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства; направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5 числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда; до 10 числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов. Действие данного Постановления распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Как следует из Отчетов об использовании средств, полученных для выплаты субсидий и субвенций за 2006 - 2008 г.г., направленных Минтрудом КБР в Минфин КБР, в 2006 году Минфин КБР профинансировал Минтруд КБР по автотранспортным предприятиям на общую сумму 21 837 тыс.руб. С учетом погашения задолженности прошлых лет согласно разассигновки к реестру на 26.12.2006, задолженность на 01.01.2007 по проездным билетам составила 4 178,3 тыс.руб. В 2007 году расходы по проездным билетам были профинансированы в сумме 22 214,6 тыс.руб. С учетом кредиторской задолженности на 01.01.2007 и фактических расходов автотранспортных предприятий в сумме 23 201,5 тыс.руб., кредиторская задолженность по проездным билетам на 01.01.2008 составила 5 127,2 тыс.руб. В 2008 году задолженность по проездным билетам республиканского регистра на 01.01.2008 составила 5 127,2 тыс.руб., профинансировано - 13 463,8 тыс.руб., 1 568,7 тыс.руб. направлены на погашение кредиторской задолженности, в связи с чем, на 01.01.2009 задолженность по финансированию автотранспортных предприятий составила 3 558,5 тыс.руб.
Из представленных сторонами документов следует, что задолженность перед Обществом по оплате проездных билетов образовалась по льготной категории граждан, включенных в республиканский регистр за 2006 год. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.
В результате предоставления названных льгот истец недополучил сумму 2 314 733 руб. 16 коп., которая согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ является реальным ущербом и предъявлена обществом к взысканию.
В соответствии с договором N 199 Минтруд КБР обязался не позднее 20 числа, следующего за отчетным месяцем, компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕСПБ в сумме пропорциональной количеству реализованных билетов от 334 руб., от предоставления льгот по проезду за республиканского льготника - 189 руб., учащегося - 140 руб.( пропорционально в соответствии с актом разделения денежных средств между ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" и МУП "Троллейбусное управление").
В подтверждение произведенных расходов истцом представлены: счета-фактуры, предъявленные Минтруду КБР к оплате, платежные поручения об оплате, списки льготников, получивших ЕСПБ за спорный период, составленные территориальными Управлениями труда и социального развития г.Нальчика. Кроме того, в материалах дела имеется Акт сверки расчетов, подписанный истцом и Минтрудом КБР по выпадающим доходам от предоставления льгот отдельным категориям граждан.
Ответчики не предоставили контррасчет суммы иска и не оспорили имеющиеся в материалах дела акты сверки. Таким образом, Общество выполнило требования процессуального законодательства - предоставило надлежащие доказательства объема предоставленных отдельным категориям граждан в спорный период льготных услуг, в связи с чем, суд считает, что истец доказал размер фактически понесенных расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ определены основания возникновения расходных обязательств Российской Федерации, включающие, в частности, следующие обстоятельства:
- принятие федеральных законов и (или) нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- выделения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Согласно статье 85 названного Кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате:
- принятия законов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно статье 72 Конституции РФ социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в статье 26.3 определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Как следует из представленных документов, задолженность образовалась в связи с предоставлением льготного проезда гражданам, включенным в региональный регистр.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, от имени которых на основании статьи 1071 Кодекса выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае при доказанности бездействия такими органами являются - Минфин России и Министерство финансов КБР.
Участие в деле в качестве ответчика Российской Федерации необходимо в целях выяснения соблюдения требований статей 130, 132, 133 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопроса о предоставлении субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда общественным транспортом. Однако данные отношения по ведению субвенций из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики по своей сути представляют межбюджетный трансферт. Истец как коммерческая организация не является его участником и не может непосредственно предъявить иск к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.
Минфин КБР не представил доказательств того, какие меры принимались в Кабардино-Балкарской Республике для получения субвенций за счет бюджета Российской Федерации для возмещения расходов по оплате проезда льготной категории граждан.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что Российская Федерация в лице Минфина РФ выполнила все обязательства, взятые на себя федеральными законами в полном объеме, в пределах тех лимитов и ассигнований, которые указаны в ФЗ "О Федеральном бюджете" на текущий финансовый год. Так на реализацию Федеральных законов из Федерального бюджета было перечислено : 2006 год - 11479500 руб., 2007 год - 12704700 и остаток с 2006 года - 1719443,6 руб., 2008 год - по состоянию на март месяц - 3516000 руб. и остаток с 2007 года - 3222586,2 руб. Данные обстоятельства подтверждаются платежными поручениями об оплате, представленными Управлением Федерального казначейства по КБР.
Из вышеизложенного следует, что исковые требования истца в части взыскания 2314733 руб. 16 коп. задолженности за предоставленные услуги льготной категории граждан, включенных в региональный регистр, подлежат удовлетворению за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР.
Кроме того, истец предъявил ко взысканию 5 191 071 руб. 20 коп. расходов, понесенных Обществом по предоставлению проезда льготной категории граждан по ЕСПБ, включенных в региональный регистр за период с ноября 2006 года по март 2008 года включительно. Истец полагает, что установленный Постановлением Правительства КБР порядок возмещения расходов всем транспортным организациям в размере 1 000 000 рублей в месяц не компенсирует размер расходов Общества.
В обоснование своих исковых требований истцом представлены: договор N 119 о совместной деятельности от 19.04.2006, Государственный контракт N 109 от 06.02.2007 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан и Государственный контракт N 173 от 25.01.2008 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан.
В соответствии с Договором N 119 от 19.04.2006 Общество обязалось предоставлять право льготного проезда в городском общественном транспорте общего пользования (автобус) города Нальчика отдельной категории граждан, имеющих право на меры социальной защиты в соответствии с нормами законов на основании ЕСПБ на два вида транспорта; ЕСПБ на автобус; бесплатного проездного билета учащегося общеобразовательной школы и профессионального учебного заведения из многодетной семьи и семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы, а Минтруд КБР обязался не позднее 20 числа следующего за отчетным месяцем компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕСПБ в сумме пропорциональной количеству реализованных билетов от 334 руб., от предоставления льгот по проезду за республиканского льготника - 189 руб., учащегося - 140 руб.(пропорционально в соответствии с актом разделения денежных средств между ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" и МУП "Троллейбусное управление").
По Государственному контракту N 169 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан Минтруд поручил, а Общество приняло на себя оказание услуг по организации пассажирских перевозок граждан, имеющих право на льготный проезд на автобусном регулярном транспорте общего пользования г.Нальчика по городским маршрутам с 01.01.2007 по 31.12.2007 . Количество граждан, имеющих право на льготный проезд в год, предусмотренных заключенным контрактом, зарегистрированных в федеральном регистре составило 22 495, в республиканском регистре - 34854.
В соответствии с Государственным контрактом N 173 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, Минтруд КБР поручил, а Общество приняло на себя оказание услуг по организации пассажирских перевозок граждан, имеющих право на льготный проезд на автобусном регулярном транспорте общего пользования г.Нальчика по городским маршрутам с 01.01.2008 по 31.12.2008. Количество граждан, имеющих право на льготный проезд в год, предусмотренных заключенным контрактом, зарегистрированных в федеральном регистре составило 39 777, в республиканском регистре - 58185.
В целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки Правительством Кабардино-Балкарской Республики Постановлением N 79-ПП от 23.03.2006 утвержден Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике. В соответствии с данным Порядком на территории Кабардино-Балкарской Республики был введен единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования категориям граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.
Данным Постановлением Минфину КБР предписывалось ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рубля и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 млн. рублей.
В последующем данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства КБР N 306-ПП от 30.11.2007.
Постановлением N 306-ПП был утвержден новый Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих на территории КБР. В соответствии с новым Порядком на территории Кабардино-Балкарской Республики был введен единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования следующим категориям граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предписывалось не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики средства для компенсации расходов транспортных предприятий, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рубля и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 млн. рублей.
Однако, Решением Нальчикского городского совета местного самоуправления от 30.11.2006 была утверждена стоимость месячных проездных билетов для проезда в автобусе и троллейбусе гражданам на один вид транспорта - 289 руб., на два вида транспорта - 434 руб.
Как следует из представленных документов, за период с ноября 2006 года по март 2008 года департаментами труда и социального развития г. НАльчик было реализовано 71574 шт. ЕСПБ. В соответствии с Соглашением о распределении денежных средств по компенсации расходов между ОАО "РегионАвтоТранс" и МУП "Троллейбусное управление" от продажи ЕСПБ за провозку льготных категорий пассажиров, доля Общества составила 64%. При приобретении ЕСПБ льготными категориями граждан было оплачено 7 157 400 рублей, доля Общества составила 4 580 736 руб. За спорный период Минтрудом КБР было принято к возмещению в соответствии с представленными счетами расходов в сумме 10108586,36 руб. Следовательно, сумма не возмещенных расходов, связанных с предоставлением льготного проезда пассажирам составила 5 191 071 руб. 20 коп.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 Закона соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3.
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Как установлено судом, Постановлениями Правительства КБР N 79-ПП и N 306-ПП предусмотрено возмещение средств на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 руб. и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 000 000 руб.
Как следует из материалов дела, суммы, предусмотренные Постановлениями Правительства КБР N 79-ПП и N 306-ПП и предназначенные для финансирования льгот по продажи ЕСПБ льготной категории граждан, включенных в региональный регистр , не обеспечили компенсацию обществу выпадающих доходов от оказания услуг льготной категории граждан.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что убытки возникли у Общества в связи с предоставлением льгот по бесплатному проезду в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан , в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, включенным в республиканский регистр, подлежат возмещению за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчиков, в связи с чем вопрос о госпошлине не решался.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2009 по делу N А20-2314/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2314/2008
Истец: ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов КБР, Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития КБР, Министерство финансов КБР, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства по КБР