г.Москва |
Дело N А40-74119/10-3-632 |
|
N 09АП-2683/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "11" апреля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноуховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГОУ ВПО "МГУ им. М.В.Ломоносова"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от "23" декабря 2010 года
принятое судьей Коротковой Е.Н.
по делу N А40-74119/10-3-632
по иску ООО "Полипринт М" (ОГРН 1077746254101)
к Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова"
о взыскании просроченной арендной платы, неустойки,
и по встречному иску о признании договора аренды недействительным,
при участии в судебном заседании:
от истца: Нестеренко Р.В. по доверенности от 11.06.2010г.;
от ответчика: Мартя А.Н. по доверенности от 21.12.2010г.,
УСТАНОВИЛ:
24.06.2010г. ООО "Полипринт М" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова" о взыскании в связи с ненадлежащим исполнением обязательств из Договора аренды от 15.05.2008г. N 1а/05:
3365596руб. 06коп. арендной платы за пользование объектом аренды в период по июнь 2010 года включительно;
189873руб. 17коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на просроченную арендную плату за период по 22.06.2010г.
В ходе производства в суде первой инстанции принят встречный иск Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова" к ООО "Полипринт М", предъявленный 28.10.2010г. (Т. 2, л.д. 106-107), о признании Договора аренды от 15.05.2008г. N 1а/05 недействительным (ничтожным) в т.ч. по основанию его заключения с нарушением требований ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от "29" ноября 2010 года (Т. 3, л.д. 30-32) первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не регулирует отношения, связанные с заключением государственным бюджетным учреждением сделок по приобретению имущества во временное возмездное пользование.
На состоявшееся Решение Ответчиком по первоначальному иску подана апелляционная жалоба (Т. 3, л.д. 40-55), в которой он просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель апелляционной жалобы требования и доводы жалобы поддержал; Истец по первоначальному иску заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением судебного акта об удовлетворении встречного иска и отказе в удовлетворении первоначального иска по следующим основаниям.
Установлено, что 15.05.2008г. между ООО "Полипринт М" (арендодатель) и Федеральным государственным образовательным учреждением Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова" в лице директора Типографии Шарифуллина М.М., действующего на основании доверенности от 17.01.2008г. N 93/002-400 (арендатор), заключен Договор аренды N 1а/05 (Т. 1, л.д. 11-16) в редакции Дополнительный соглашений от 28.12.2008г., 31.05.2009г., 30.06.2009г., 31.08.2009г. (Т. 1, л.д. 18-21) (далее - Договор аренды), по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору во временное владение и пользование на срок до 31.12.2009г. печатную машину Hamada B452A IKS, Япония, 2002г.в.; проявочный процессор Glunz&Jensen Interplater-66, 2002г.в.; печатную машину ROLAND 305 5/0-1/4, Германия, 1995г.в.; машину для резки бумаги WOHLENBERG cut-tec 76, 2002г.в.; копировальную раму SACK 200751 вкл. стол-подставку, Германия, 2002г.в., на условиях уплаты арендатором ежемесячно в счет арендной платы 270000руб. (по 31.12.2008г.), 139830руб. 61коп. (с 01.01.2009г. по 30.06.2009г.), 125000руб. (с 01.07.2009г. по 31.08.2009г.), 160000руб. (с 01.09.2009г.).
01.06.2008г. подписан Акт, удостоверяющий передачу объекта аренды в пользование арендатору (Т. 1, л.д. 17).
ФГОУ ВПО "МГУ им. М.В.Ломоносова" обстоятельство использования принадлежащего ООО "Полипринт М" оборудования отрицает; ссылается на обстоятельство возбуждения Постановлением от 17.11.2010г. следователя СО по Никулинскому району СУ СК при прокуратуре РФ по г.Москве в отношении директора Типографии Шарифуллина М.М. уголовного дела N 347427 (Т. 3, л.д. 65).
Оспариваемый Договор аренды заключен минуя процедуры, предусмотренные ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (долее - Закон о размещении заказов), а именно: без проведения торгов.
На момент заключения оспариваемого Договора аренды действовал Закон о размещении заказов в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 218-ФЗ, в силу которого:
- под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком в целях обеспечения государственных нужд (ст. 9);
- под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или внебюджетных источников финансирования потребности в т.ч. государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий государственных заказчиков (ст. 3);
- под государственными заказчиками понимаются в т.ч. бюджетные учреждения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 4).
Таким образом, договор, заключенный федеральным бюджетным учреждением для обеспечения потребности учреждения во временном пользовании чужим имуществом, необходимом для осуществления функций учреждения, на условиях возникновения у учреждения обязанности оплатить пользование соответствующим имуществом, - является заключенным государственным заказчиком государственным контрактом, подпадающим под сферу регулирования Закон о размещении заказов в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 218-ФЗ.
ВАС в Определении от 14.02.2011г. N ВАС-1236/11 (Т. 5, л.д. 55-56), отказав в передаче дела N А59-57/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, указал на правильность выводов нижестоящих судов о том, что на правоотношения, сложившиеся между предпринимателем (арендодателем) и органом государственной власти РФ (арендатором) при заключении договор аренды от 03.08.2007г. распространяются положения Законом о размещении заказов.
Ссылка ООО "Полипринт М" на необходимость толкования правоотношений, возникших при заключении оспариваемого Договора аренды с учетом разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям п. 2 ст. 1 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ст. 71 Бюджетного кодекса РФ", - судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. N 24 разъяснено применение Закона о размещении заказов в редакции, действовавшей на дату принятия соответствующих разъяснений, а именно: в редакции ФЗ от 31.12.2005г. N 207-ФЗ.
Закона о размещении заказов в редакции ФЗ от 31.12.2005г. N 207-ФЗ действительно не распространял свое действие на договоры (контракты), заключаемые учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд; чтобы заключаемый учреждением контракт считался государственным (муниципальным) контрактом согласно Закона о размещении заказов, необходимо, чтобы орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления наделил учреждение полномочиями государственного (муниципального) заказчика.
В силу Закона о размещении заказов в редакции ФЗ от 31.12.2005г. N 207-ФЗ учреждение должно было в полном объеме руководствоваться положениями данного Закона только если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд оно действовало в интересах и от имени публичного образования.
Однако на момент заключения оспариваемого Договора аренды отношения сторон регулировались Законом о размещении заказов в редакции ФЗ от 24.07.2007г. N 218-ФЗ, в силу которого собственные нужды бюджетных учреждений стали признаваться государственными нуждами, а бюджетные учреждения, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, - государственными заказчиками, а именно:
ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ в редакции ФЗ от 31.12.2005г. N 207-ФЗ:
ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ в редакции ФЗ от 24.07.2007г. N 218-ФЗ:
Статья 3. Государственные нужды и муниципальные нужды
1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Статья 3. Государственные нужды и муниципальные нужды
1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики
1. Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики
1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Статья 9. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
1. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Верховным Судом РФ в "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2010 года" (Т. 5, л.д. 54) разъяснено, что государственные (муниципальные) заказчики не вправе заключать договоры аренды движимого имущества для государственных и муниципальных нужд, минуя процедуры, предусмотренные ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Указанное толкование Закона о размещении заказов Верховный Суд РФ мотивировал следующим:
- отношения, связанные с размещением заказов для государственных или муниципальных нужд, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и иными нормативными правовыми актами;
- применение норм указанных законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливающих единый порядок размещения заказов, в итоге направлено на достижение цели, указанной в ст. 8 Конституции Российской Федерации, - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- это, в свою очередь, обусловливает содержание ст. 70 БК РФ, в которой определен исключительный порядок расходования бюджетных средств бюджетных учреждений, включающий, в частности оплату поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам;
- согласно ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", принятие которого обусловлено целью устранения возможных злоупотреблений, возникающих при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, повышения эффективности и снижения коррупционности при осуществлении этого процесса;
- в ч. 1 ст. 3 Федерального закона дается понятие "государственные (муниципальные) нужды", под которыми понимаются потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков;
- приведенная формулировка дает основание полагать, что государственным (муниципальным) заказом является обеспечение за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных (муниципальных) потребностей в товарах (работах, услугах), а целью размещения государственного (муниципального) заказа выступает удовлетворение нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
- из приведенной нормы следует вывод о том, что государственными (муниципальными) заказчиками могут являться любые получатели бюджетных средств;
- государственным или муниципальным контрактом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона признается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- на основании изложенного можно сделать вывод о том, что договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ при наличии следующих условий:
если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования;
целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;
финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации или бюджета субъекта Российской Федерации;
- следовательно, при заключении данного договора должны соблюдаться правила, предусмотренные ФЗ от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, оспариваемый Договор аренды по предоставлению в аренду движимого имущества федеральному бюджетному учреждению является предметом регулирования Закона о размещении заказов в редакции ФЗ от 31.12.2005г. N 207-ФЗ, поскольку:
- он заключается в интересах данного учреждения;
- целью его заключения выступает обеспечение потребностей данного учреждения;
- финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств данного учреждения.
В ч. 2 ст. 10 Закон о размещении заказов закреплено общее правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.
Закон о размещении заказов в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 218-ФЗ предусматривает случаи размещения заказа у единственного исполнителя только в случае, если осуществляются услуги для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 14 ч. 2 ст. 55).
С 22.02.2007г. Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007г. N 1843-У в редакции Указания ЦБ РФ от 28.04.2008г. N 2003-У предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке установлен в 100000руб.
Между тем подлежащая уплате федеральным бюджетным учреждением по оспариваемому Договору аренды сумма арендной платы превышает 100000руб.
Таким образом, посредством заключения оспариваемого Договора аренды государственный заказ на аренду имущества был размещен способами и в порядке, не предусмотренными Законом о размещении заказов.
Поскольку оспариваемый Договор аренды заключен с нарушением требований Законом о размещении заказов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его ничтожности в силу ст. 168 ГК РФ.
В связи с чем встречный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку в силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, первоначальный иск, основанием которого является неисполнение обязательств из оспариваемого Договора аренды, удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании ст.ст. 333.21 НК РФ, 110 АПК РФ на Ответчика по встречному иску подлежит отнесению 2000руб. расходов Заявителя по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы (Т. 3, л.д. 62).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от "23" декабря 2010 года по делу N А40-74119/10-3-632 отменить.
В удовлетворении иска ООО "Полипринт М" отказать.
Признать Договор аренды от 15.05.2008г. N 1а/05, заключенный между Федеральным государственным образовательным учреждением Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова" и ООО "Полипринт М", недействительным.
Взыскать с ООО "Полипринт М" в пользу Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова" 2000руб. возмещения расходов по госпошлине при подаче апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.Е.Кузнецова |
Судьи |
Е.Н.Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74119/2010
Истец: ООО "пилипринт М", ООО "Полипринт М"
Ответчик: Типография Московского государственного университета им.Ломоносова, Федеральное государственное образовательное Высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В.ЛОМОНОСОВА, УФНС
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10746/11
27.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10746/11
23.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5452/11
08.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41249/12
22.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74119/10
10.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10746/11
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10746/11
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5452/11
28.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7713/12
21.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74119/10
18.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29841/11
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10746/11
22.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/6116-11
11.04.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2683/11
29.11.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74119/10