г. Тула
09 декабря 2010 г. |
Дело N А54-3444/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев апелляционные жалобы ООО "Валентина",
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27.09.2010 по делу N А54-3444/2010 (судья Шуман И.В.), принятое
по заявлению Алексухиной О. С.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области
при участии третьих лиц: ООО "Валентина", Корнев А. Д.,
о признании недействительным решения от 29.06.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежаще;
от ответчика: не явился, извещен надлежаще;
от третьих лиц: не явился, извещен надлежаще;
установил:
Алексухина Ольга Сергеевна (участник ООО "Валентина") (далее - Алексухина О.С., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.06.2010 г. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Валентина"), содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от 23.06.2010. N 3792 и об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в сведения об ООО "Валентина"), содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по представленным 23.06.2010 документам вх. N3792.
Решением суда от 27.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Валентина", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области подали апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направили, ответчик и ООО "Валентина" представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без их участия в порядке ст.ст. 266,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что с 09.06.1992 Алексухина Ольга Сергеевна является учредителем (участником) ООО "Валентина".
Алексухина О.С. 23.06.2010 подала в налоговый орган нотариально удостоверенное заявление о внесении изменений в сведения об ООО "Валентина", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления. К данному заявлению было приложено решение мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района г. Рязани от 01.02.2010, апелляционное определение Московского районного суда г. Рязани от 31.03.2010.
Инспекцией принято решение от 29.06.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
При этом в указанном решении отмечено, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют: заявление по форме Р14001 (в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 310-ФЗ уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ при первом изменении уставов таких обществ. Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2009) в учредительных документах юридического лица должны содержаться сведения об участниках общества. Поскольку юридическое лицо не привело устав в соответствие с действующим законодательством, то сведения об участниках юридического лица содержатся в уставе общества, внести изменения относительно сведений об участниках путем подачи заявления по форме Р14001 нельзя. Кроме того, размер уставного капитала юридического лица составляет 6000 руб., что противоречит статье 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации является руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Согласно сведениям ЕГРЮЛ директором юридического лица является Корнев А.Д., в листе Т заявления по форме Р14001 заявителем указана Алексухина О.С. В этой связи представленное заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения о соответствии представленных документов действующему законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, Алексухина О.С. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права заявителя, связанные с владением, пользованием и распоряжением своей доли в ООО "Валентина", на получение части прибыли от причитающейся ей доли и иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и уставом общества.
Оснований для переоценки обстоятельств, послуживших основанием для такого вывода у апелляционной инстанции отсутствуют в силу следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (пункт 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Представление каких-либо иных документов, в том числе подтверждающих переход доли в уставном капитале Общества, данной нормой не предусмотрено.
В силу пункта 1.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть: участник общества; учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица; правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества; исполнитель завещания; и нотариус.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что участником общества является лицо, обладающее долей в уставном капитале этого общества.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
Судом установлено, что по состоянию на 09.06.1992 (дату создания общества) участниками общества с ограниченной ответственностью "Валентина" являлись Корнев Александр Дмитриевич (доля - 5130 руб.) и Алексухина Ольга Сергеевна (доля - 870 руб.).
Переход доли в размере 50% уставного капитала номинальной стоимостью 3000 руб. деноминированных рублей в уставном капитале ООО "Валентина" произошел на основании решения мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района города Рязани от 01.02.2010.
С момента вступления указанного решения мирового судьи в законную силу, Алексухина О.С. приобрела право на 50% доли в уставном капитале общества.
При этом сторонами не оспаривается, что Алексухина О.С. на момент своего обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений, касающихся перехода части доли в уставном капитале ООО "Валентина", являлась его участником.
Таким образом, Алексухина О.С. обладала правом обращения в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
В этой связи довод апелляционной жалобы ООО "Валентина" об отсутствии у Алексухиной О.С. полномочий на подачу подобных заявлений отклоняется.
По этому же основанию апелляционная инстанция не принимает во внимание довод апелляционной жалобы Инспекции о том, что п.1.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ не содержит указания на то, что при любом случае перехода доли в уставном капитале общества, заявителем может быть любой участник общества.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что супруг участника общества с ограниченной ответственностью, получив долю в обществе при разделе имущества супругов, приобретает имущественные права, а не автоматически права участника общества, отклоняется, поскольку Алексухина О.С. была участником общества с момента его создания - 09.06.1992.
Исходя из заявления (формы N Р14001), заверенного нотариально, копия которого представлена в материалы настоящего дела, Алексухиной О.С. вносились изменения в сведения об участниках - физических лицах
В то же время одним из оснований для отказа во внесении указанных изменений послужило отсутствие заявления (формы N Р14001).
Исходя из содержания представленного Алексухиной О.С. заявления оформлено оно по той форме, которая предложена Федеральной налоговой службой Российской Федерации и размещена на сайте службы: www.nalog.ru. Указанная форма является рекомендуемой и порядок заполнения ее не утвержден.
В этой связи, как обоснованно указал суд первой инстанции, заполнение Алексухиной О.С. в листе "Г" пункта 1.1 "Возникновение прав на долю" не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся изменения размера долей на основании судебного акта мирового судьи.
Следовательно, ссылка Инспекции на неправильное заполнение Алексухиной О.С. заявления в листе "Г" пункта 1.1 "Возникновение прав на долю" несостоятельна и не может служить основанием для отказа в регистрации изменений в учредительные документы.
Довод апелляционной жалобы налогового органа о том, что размер уставного капитала общества составляет 6 000 руб., что противоречит Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ, отклоняется.
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из вышеуказанного изменения не вытекает обязанность обществ, созданных до 01.07.2009, увеличить свой уставный капитал до размера, установленного новой редакцией Закона N 14-ФЗ.
Поэтому указанное обстоятельство также не является предусмотренным ст. 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Ссылка Инспекции на то, что юридическое лицо не привело устав в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и в уставе содержатся сведения о размерах и номинальных стоимостях долей участников, в связи с чем внести изменения относительно сведений об участниках путем подачи заявления по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ нельзя, необоснованна.
Перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.
Таким образом, в случае изменения долей учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 5 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного Закона.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечено, что судам необходимо учитывать, что положения законодательных актов, в которые Законом N 312-ФЗ внесены изменения, в редакции этого Закона применяются к отношениям, возникающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7, 10 статьи 5 Закона N 312-ФЗ), независимо от того, приведены ли уставы обществ в соответствие с новым законодательством.
Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества.
Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для признания недействительными сделок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее - доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т.д.
Независимо от приведения устава общества в соответствие с новым законодательством Российской Федерации его участники вправе отчуждать свои доли в уставном капитале общества, передавать их в залог и т.д. (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010).
В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона N 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона N 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответствующих изменений в сведения об обществе. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю (пункт 12 Информационного письма от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, неприведение обществом устава в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации не может служить основанием для отказа Алексухиной О.С. в регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (общества с ограниченной ответственностью "Валентина") изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Довод налогового органа о том, что суд первой инстанции не указал, какие именно права и законные интересы Алексухиной О.С. нарушены оспариваемым актом, противоречит материалам дела.
Решение Инспекции нарушает права заявителя, связанные с владением, пользованием и распоряжением своей доли в ООО "Валентина", и вытекающие из них права управлять Обществом, а также иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Уставом общества.
При этом необходимо отметить, что, как указывалось выше, право Алексухиной О.С. на 50% долю в уставном капитале Общества подтверждено вступившим в законную силу решением мирового судьи от 01.02.2010.
В силу ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, отказ Инспекции в регистрации изменений в учредительные документы не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст.71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2010 по делу N А54-3444/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3444/2010
Истец: Алексухина Ольга Сергеевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Рязанской области
Третье лицо: ООО "Валентина", Корнев Александр Дмитриевич
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-501/11
02.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5673/11
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-501/11
09.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5126/10
09.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5127/10