г. Киров
31 марта 2011 г. |
Дело N А29-8452/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции - Серебряниковой Ю.Э., действующей на основании доверенности от 28.05.2010, Кабаковой О.А., действующей на основании доверенности от 20.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 по делу N А29-8452/2010, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 271 ,
установил:
Открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.06.2010 N 271.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Воркутауголь" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, не в полном объеме выяснены обстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела и обосновывает это следующим.
Общество указывает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 представило в Федеральное агентство по недропользованию материалы для утверждения нормативных потерь на годовой план работ по 2009 году. Указанные материалы прошли экспертизу на обоснованность расчетов уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в составе годового плана развития горных работ и возможности их утверждения ЦКР Роснедра, в ЗАО "Геоцентр "Минеральные ресурсы". При этом в экспертных заключениях содержится ссылка на правильное применение Обществом при расчете нормативных потерь на 2009 год Инструкции по учету потерь, Указаний по нормированию.
По мнению заявителя, фактические потери в процентах не превышают пересчитанный им норматив потерь, а, следовательно, все фактические потери угля подлежат обложению по ставке 0 процентов.
Общество считает, что подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3 Правил утверждения нормативных потерь не устанавливают порядок подсчета нормативных потерь. Федеральное агентство по недропользованию в части определения нормативов потерь использует как Инструкцию по учету потерь, так и Указания по нормированию.
Также Общество указывает, что формула, по пункту 1.8 Инструкции по учету потерь, предусмотрена для расчета сверхнормативных потерь по всей выемочной единице, а не ее части, между тем исходя из представленных материалов, утверждение нормативных потерь на 2009 год было сделано только на часть выемочного участка.
Ссылаясь на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2007 по делу N А29-1204/2006а Общество указывает, что суд первой инстанции не установил необоснованное превышение налогоплательщиком размера целиков. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
В судебном заседании представители Инспекции и в отзыве на апелляционную жалобу указали, что с жалобой Общества не согласны, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.
ОАО "Воркутауголь" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило.
В суд от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с этим Общество просит не рассматривать жалобу в отсутствие своего представителя, поскольку имеются существенные пояснения по делу. Ходатайство Общества об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонено судом, так как доводы, изложенные в нем, суд посчитал неубедительными. Заявитель не обосновал необходимость отложения рассмотрения апелляционной жалобы и не возможность обеспечить явку своих представителей в суд апелляционной инстанции, при этом суд учитывает, что Общество было заблаговременно извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Кроме того, суд учитывает, что в апелляционной инстанции дело рассматривается повторно и суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу ОАО "Воркутауголь" в данном судебном заседании по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года, представленной ОАО "Воркутауголь". В ходе проверки налоговым органом установлено неправильное исчисление налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года в связи с неправомерным применением Обществом налоговой ставки 0 процентов в части фактических потерь, превышающих пределы нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанное нарушение привело к неполной уплате налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года в сумме 2 949 494 рубля.
Результаты проверки отражены в акте от 18.05.2010 N 249 (том 1 л.д. 19-25).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика начальником Инспекции принято решение от 29.06.2010 N 271 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых (том 1 л.д. 31-38).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 23.08.2010 N 319-А решение Инспекции от 29.06.2010 N 271 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения (том 1 л.д. 39-42).
Не согласившись с решением налогового органа Общество, обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 и пришел к выводу, что использование нормативов, согласованных в планах развития горных работ без их соответствующего утверждения Федеральным агентством по недропользованию в установленном порядке налоговым законодательством не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 338, статьей 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, исчисляемая как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативных потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации) и далее уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).
Нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.02.2010 ОАО "Воркутауголь" представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года (т.1 л.д.43-45), согласно которой налогообложение произведено: по налоговой ставке 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, при добыче угля каменного в части нормативных потерь (код 1010) в количестве 806 646 тонн; по общеустановленной налоговой ставке (код 4000) в отношении 806 900 тонн угля каменного.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого за декабрь 2009 года составляет 996,72 рублей.
Спор по количеству добытого полезного ископаемого в рассматриваемом периоде, а также по определению стоимости единицы добытого полезного ископаемого между сторонами отсутствует.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате за декабрь 2009 года, исчислена Обществом в налоговой декларации в сумме 32 170 135 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено неправомерное применением Обществом налоговой ставки 0 процентов в части фактических потерь, превышающих пределы нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Протоколом заседания Секции твердых полезных ископаемых от 15.12.2009 N 243/09-унп ОАО "Воркутауголь" утверждены уточненные нормативы потерь каменного угля при добыче на 2009 год (в процентах) по полям шахт "Воркутинская", "Северная", "Заполярная", "Комсомольская" Воркутского каменноугольного месторождения Протоколом ЦКР Роснедра от 15.12.2009 N 243/09-унп, утвержденным 30.12.2009 (том 1 л.д. 79-86).
Протоколом ТО ЦКР Роснедра по Тимано-Печерской провинции от 18.08.2009 N 3, утверждены уточненные нормативы потерь каменного угля при добыче на 2009 год (в процентах) по участку "Восточный" (Восточный борт) Юньягинского месторождения (том 2 л.д. 61-66).
Общество фактически при исчислении налога по ставке 0 процентов при добыче в части нормативных потерь применило проценты нормативов потерь, отличные от утвержденных на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию (Протокол ЦКР Роснедра от 15.12.2009 N 243/09-унп, утвержденный 30.12.2009), то есть определило норматив потерь исходя из фактической добычи и плановых потерь (отношения плановых потерь к сумме плановых потерь и фактической добычи) (приложение N 1 к решению, т.1 л.д.26):
- по лаве 212-з пласта Мощного шахты "Северной" норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 23,6%, Обществом применен норматив потерь в размере 24,3%;
- по лаве 412-з пласта Пятого шахты "Северной" норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 25,9%, Обществом применен норматив потерь в размере 51,1%;
- по лаве 632-ю пласта Тройного шахты "Воркутинской" норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 1,2%, Обществом применен норматив потерь в размере 1,4%;
- по лаве 514-с пласта Четвертого шахты "Заполярной" норматив потерь, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию составляет 23,9%, Обществом применен норматив потерь в размере 25,9%.
В соответствии со статьей 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь.
Таким образом, если фактические потери превышают нормативные, то ставка 0% применяется к фактическим потерям в пределах утвержденных нормативов. Оставшийся объем облагается налогом в общеустановленном порядке.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что применение нормативов потерь, не соответствующих утвержденным в установленном порядке, не предусмотрено ни законодательством о налогах и сборах, ни законодательством о недропользовании.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества о том, что расчет фактических потерь при добыче каменного угля за 2009 год произведен в соответствии с пунктами 3.7, 3.9, 3.21 Инструкции по учету потерь и пунктом 2.3. правил о расчете нормативных потерь по метам их образования, поскольку данные нормативные потери Общества не утверждены в порядке установленном законодательством.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Общества на имеющуюся судебную практику, поскольку указанный в жалобе судебный акт принят по иным, отличным от рассматриваемого дела обстоятельствам.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал налогоплательщику в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При принятии заявления Общества Второй арбитражный апелляционный суд определением от 18.02.2010 произвел зачет суммы госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.07.2010 N 13679 по делу N А29-1682/2010 в счет уплаты госпошлины по апелляционной жалобе по настоящему делу в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 по делу N А29-8452/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8452/2010
Истец: ОАО "Воркутауголь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РК
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Управление ФНС РФ по РК