г. Владивосток |
Дело |
06 апреля 2011 г. |
N А51-18009/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от Дачного некоммерческого товарищества "Алеутское": представитель Кожевников А.В., доверенность от 21.10.2010 сроком на три года, паспорт;
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1450/2011
на решение от 25.01.2011
судьи Палагеша Г.Н.
по делу N А51-18009/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Алеутское" (ИНН 2540163229, ОГРН 1102540003972)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008. ОГРН 1072540005724)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Алеутское" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленного письмом от 10.11.2010 N 29/01-20-18707 в предоставлении в аренду Дачному некоммерческому товариществу "Алеутское" испрашиваемых земельных участков по заявлению от 01.11.2010 входящий N 29-29319, как не соответствующего Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; обязании Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Алеутское" в аренду, земельные участки:
- в районе д. 16-а по ул. Пальчевского в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050036:397, 25:28:050036:398, 25:28:050036:399, 25:28:050036:401, 25:28:050036:404, 25:28:050036:407, 25:28:050036:408, 25:28:050036:509, 25:28:050036:510; - в районе д. 16-в по ул. Пальчевского в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050036:105, 25:28:050036:400, 25:28:050036:402, 25:28:050036:403, 25:28:050036:406, 25:28:050036:409, 25:28:050036:410;
- в районе д. 4 по ул. Инженерная в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050025:470, 25:28:050025:473, 25:28:050025:477, 25:28:050025:478, 25:28:050025:479, 25:28:050025:480, 25:28:050025:481, 25:28:050025:482, 25:28:050025:483, 25:28:050025:484, 25:28:050025:486;
- в районе д. 24 по ул. Грязелечебница в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050025:466, 25:28:050025:474, 25:28:050025:475, 25:28:050025:476, 25:28:050025:485;
- в районе д. 5 по ул. Пугачева в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050024:416, 25:28:050024:415, 25:28:050024:417, 25:28:050024:435; - в районе д. 7 по ул. Радиостанция в г. Владивостоке, с кадастровыми номерами: 25:28:050024:408, 25:28:050024:409;
- в районе д. 44 по ул. Воровского в г. Владивостоке, с кадастровым номером 25:28:050027:497; - в районе д. 64 по ул. Фанзавод в г. Владивостоке, с кадастровым номером 25:28:050028:230 и обязании Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент земельных отношений), в недельный срок, с даты принятия решения о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Алеутское" (далее - ДНТ "Алеутское, товарищество) в аренду вышеуказанных земельных участков заключить договоры аренды указанных земельных участков сроком на 49 лет (с учетом уточнения).
Решением суда от 25.01.2011г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что доводы Департамента, положенные в основу оспариваемого отказа надлежащими доказательствами не подтверждены.
Департамент, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что, согласно сведениям, имеющимся в Департаменте, испрашиваемые земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Ссылаясь на положения пункта 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ, часть 2 статьи 9 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса РФ" ответчик указывает на то, что предоставление участков на землях лесного фонда противоречит закону. В силу статьи 8 ЛК РФ, ст.3 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса РФ" указанные лесные участки являются федеральной собственностью, и отнесены к лесфонду (леса первой и второй группы) на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.06.1956 N 3682р. Правительством РФ данные земельные участки в земли других категорий не переводились. Органом, уполномоченным на распоряжение лесными участками, является Управление лесным хозяйством Приморского края. Каких-либо согласований на возможность использования спорных земельных участков Управление не выдавало. Департамент считает, что суд неправильно применил нормы закона о переводе земель из одной категории в другую. Ссылку суда на кадастровый паспорт в подтверждение того, что спорные земельные участки расположены на землях населенного пункта, ответчик считает необоснованным, поскольку участки лесного фонда на кадастровый учет не поставлены, кроме того, до 2012 года продлена возможность постановки таких участков на учет. Однако согласно части 1 статьи 4 ФЗ "О введение в действие ЛК РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Таким образом, Департамент полагает о том, что отсутствие данных о государственном кадастровом номере не влечет прекращения права федеральной собственности на соответствующий лесной участок в составе земель лесного фонда, а также утрату им статуса лесного участка. Свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ на спорные лесные участки отсутствует, что по мнению ответчика, не свидетельствует об отсутствии права федеральной собственности в силу статьи 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Право федеральной собственности на лесной фонд было закреплено до введения в действие указанного Федерального закона в силу положений ст.19 Лесного кодекса РФ 1997 г.
Кроме того, Департамент обращает внимание суда на то, что часть испрашиваемых земельных участков относится к землям рекреационного назначения (т.е. в зоне городских лесов и городских лесопарков), что подтверждается кадастровыми паспортами, где запрещается осуществление деятельности, не связанной с их целевым использованием. Предоставление участков в указанной зоне для ведения дачного хозяйства противоречит статье 85, 90-100 Земельного кодекса РФ. Также часть испрашиваемых участков расположена в прибрежной береговой полосе. Таким образом, их предоставление в аренду также противоречит статье 6 Водного кодекса РФ.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечил.
Представитель ДНТ "Алеутский" по доводам жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, однако просит в решении суда указать на срок заключения всех договоров аренды - 49 лет.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Департамента, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Дачное некоммерческое товарищество "Алеутское" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.06.2010 за ОГРН 1102540003972 ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003050817.
01.11.2010 ДНТ "Алеутское" обратилось в Департамент земельных отношений, с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных в районе д. 16-а, 16-в по ул. Пальчевского, д. 24 по ул. Грязелечебница, д. 64 по ул. Фанзавод, д. 5 по ул. Пугачева, д. 44 по ул. Воровского, д. 4 по ул. Инженерная, д. 7 по ул. Радио, в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) в количестве 40 шт., общей площадью 56,838 кв.м.
Департамент земельных отношений, письмом от 10.11.2010 N 29/01-20-18707 отказал в предоставлении участков, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки, согласно имеющихся у Департамента сведений, находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, Садгородского участкового лесничества (защитные леса, площадь участка покрыта лесом).
Не согласившись с изложенным отказом, ДНТ "Алеутское" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Из кадастровых паспортов земельных участков N N 25/00-52617, 25/00-52620, 25/00-52623, 25/00-52627, 25/00-52628, 25/00-52631, 25/00-52634, 25/00-52636, 25/00-52640, 25/00-52643, 25/00-52647, 25/00-52648, 25/00-52649, 25/00-52650, 25/00-52652, 25/00-52655, 25/00-52656, 25/00-52658, 25/00-52163, 25/00-52171, 25/00-52180, 25/00-52192, 25/00-52199, 25/00-52213, 25/00-52223, 25/00-52235, 25/00-52239, 25/00-52602, 25/00-52608, 25/00-52611, 25/00-52613, 25/00-52616, 25/00-52593, 25/00-52584, 25/00-52575, 25/00-52569, 25/00-52561, 25/00-52538, 25/00-52546, 25/00-54440, судом установлено, что все они полностью располагаются на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства.
Имеющимися в материалах дела письмами Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" от 27.10.2009 N 933, от 09.11.2010 N 1700, от 22.03.2010 N 242, от 23.04.2010 N 479, от 02.04.2010 N 333, подтверждается, что земельные участки, расположенные по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пугачева, 5, Инженерная, 4, Фанзавод, 64, Грязелечебница, 24, в районе ул. Пальчевского, 16-а, 16-в находятся на территории, не входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества.
Оценив указанные обстоятельства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необоснованным и неподтвержденным довод жалобы Департамента о нахождении испрашиваемых дачным товариществом земельных участков на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, Садгородского участкового лесничества.
Ссылка Департамента на план лесонасаждений части Садгородского лесничества Владивостокского лесхоза Приморского края, изготовленную по материалам 1992 года, во внимание не принимается, поскольку данный документ содержит информацию, не отвечающую критериям действительности и допустимости доказательства в соответствии со статьей 68 АПК РФ.
Пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ содержит перечень территориальных зон, основу выделения которых составляет функциональное назначение, т.е. определенные цели и параметры использования земель. Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, к территориальным относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 приняты Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила землепользования и застройки), которым утверждена карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и градостроительные регламенты.
Согласно части 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки, использование и застройка земельных участков на территории Владивостокского городского округа, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением их разрешенного использования, установленного настоящими Правилами.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами.
Департамент при подаче апелляционной жалобы указал на то, что земельные участки, расположенные по ул. Воровского, ул. Пальчевского расположены в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, а земельные участки по ул. Пугачева, ул. Грязелечебница, ул. Инженерная, ул. Радиостанция, находятся на территории зоны курортного лечения и отдыха, земельный участок, по ул. Фанзавод расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, что в силу статей 25, 45, 56 Правил землепользования и застройки указывает на невозможность предоставления испрашиваемых земельных участков ДНТ "Алеутское", поскольку они размещены на территориях, где в соответствии с градостроительным регламентом, ведение дачного хозяйства не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции в целях проверки вышеуказанных доводов Департамента, определением от 08.12.2010 предложил ответчику представить документы, подтверждающие факт нахождения спорных земельных участков на территории зоны курортного лечения и отдыха г. Владивостока.
Во исполнение определения суда, Департамент представил графические материалы из карты градостроительного зонирования генерального плана г. Владивостока, а также обзорные схемы, оценив которые, суд первой инстанции не принял в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу, поскольку они не отвечают критериям, установленным главой 7 АПК РФ к доказательствам.
При этом суд правомерно исходил из того, что изображения спорных земельных участков на распечатках карты градостроительного зонирования изготовлены от руки с помощью карандаша, без указания кадастровых номеров и не заверены подписью уполномоченного должностного лица. Из содержания обзорных схем, невозможно определить нахождение земельных участков на территории какой-либо зоны.
В кадастровых паспортах земельных участков, с кадастровыми номерами 25:28:050024:417, 25:28:050024:416, 25:28:050024:415, 25:28:050024:435, 25:28:050025:474, 25:28:050025:466, 25:28:050025:476, 25:28:050025:485, 25:28:050025:475, 25:28:050025:479, 25:28:050025:477, 25:28:050025:484, 25:28:050025:483, 25:28:050025:470, 25:28:050025:482, 25:28:050025:478, 25:28:050025:486, 25:28:050025:481, 25:28:050025:473, 25:28:050024:408, 25:28:050024:409, находящихся, как полагает Департамент земельных отношений на территории зоны курортного лечения и отдыха, в качестве обременения указана информация о нахождении земельных участков в водоохраной зоне моря и прибрежной защитной полосе с разрешенным видом использования земельных участков являются цели, не связанные со строительством (ведение дачного хозяйства).
Таким образом, Департамент не представил суду надлежащих доказательств невозможности предоставления в аренду земельных участков, расположенных по ул. Воровского, ул. Пальчевского, ул. Пугачева, ул. Грязелечебница, ул. Инженерная, ул. Радиостанция, ул. Фанзавод.
Доводы жалобы относительно вхождения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050036:403, 25:28:050036:105, 25:28:050036:397, 25:28:050036:398, 25:28:050036:399 25:28:050036:400 25:28:050036:401 25:28:050036:402 25:28:050036:404 25:28:050036:406 25:28:050036:407 25:28:050036:408 25:28:050036:409 25:28:050036:410 25:28:050036:509 25:28:050036:510 в границы земельного участка предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН противоречат сведениям, содержащимся в кадастровых паспортах, так как в них отсутствуют сведения о правах ДВО РАН. Иных доказательств в обоснование своих доводов Департамент в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.
Согласно кадастровым паспортам N 25/00-52634, 25/00-54440, 25/00-52239 земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050024:416, 25:28:050024:435, 25:28:050024:415, 25:28:050024:417 находятся полностью в запретном районе объекта "Лермонтова-Береговая" в/ч 60086. Согласно кадастровым паспортам N 25/00-52192, 25/00-52199, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050024:409, 25:28:050024:408 полностью находятся в запретном районе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Положение N135). Названное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
В силу пункта 2 Положения N 135 запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
В соответствии с пп. 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности. При этом в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, земельных участках, как следует из пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ, могут устанавливаться запретные зоны.
Согласно пункту 8 Положения N 135, на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.
По смыслу изложенного, каких-либо ограничений по ведению дачного хозяйства в пределах запретного района, указанное Положение не содержит.
Поскольку разрешенным видом использования указанных земельных участков являются цели, не связанные со строительством (для ведения дачного хозяйства), суд приходит к выводу о том, что сведения об ограничении использования земельного участка в целях ведения дачного хозяйства, в связи с нахождением земельных участков в запретном районе в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Кроме того, данное обстоятельство не было положено в основу оспариваемого отказа.
При подаче апелляционной жалобы, Департамент также указал на то, что часть испрашиваемых земельных участков расположена в прибрежной береговой полосе, в связи с чем их предоставление в аренду противоречит положениям статьи 6 Водного кодекса РФ, в силу которой они относятся к местам общего пользования.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ответчик не указал, какие именно из испрашиваемых дачным товариществом земельных участков расположены в прибрежной береговой полосе, не представил надлежащих доказательств в подтверждение данного довода, который не был положен в основу отказа, а также не был заявлен в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Кроме того, в пункте 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, которая в соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются ограниченными в обороте.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации не исключает возможности передачи в аренду земельных участков, ограниченных в обороте, указанных в пункте 5 статьи 27 Кодекса.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, предоставление спорных земельных участков ДНТ "Алеутское" в аренду для ведения дачного хозяйства не противоречит статье 42 Земельного кодекса РФ.
Установив, что оспариваемое решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции, следуя выше названной норме процессуального права, правомерно возложил на Департамент обязанность по устранению нарушений прав ДНТ "Алеутское" обязав принять решение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Алеутское" в аренду земельные участки и заключить с товариществом договоры аренды.
Вместе с тем, суд первой инстанции, в резолютивной части решения, обязывая Департамент заключить с ДНТ "Алеутское" договоры аренды спорных земельных участков не указал срок, на который подлежат заключению данные договоры. Исходя из того, что, обращаясь с заявлением от 01.11.2010 ДНТ "Алеутское" просило предоставить земельные участки на срок 49 лет, суд апелляционной инстанции удовлетворяет данное требование. На этом основании, резолютивная часть решения суда первой инстанции в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить резолютивную часть решения Арбитражного суда Приморского края от 25 января 2011 г. по делу N А51-18009/2010 путем включения в него указания на заключение всех договоров аренды земельных участков на срок 49 лет.
В остальной части решение по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18009/2010
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Алеутское"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края