23 марта 2011 г. |
Дело N А55-23193/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен;
от административного органа - Хохлов С.В., доверенность от 12.01.2011 г., N 180/4;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2011 года по делу N А55-23193/2010 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
об отмене постановления N 565-3847-10/4 от 28.09.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее административный орган) от 28.09.2010 г. по делу N 565-3847-10/4.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2011 года по делу N А55-23193/2010 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по делу об административном правонарушении N 565-3847-10/4 от 28.09.2010 года о наложении административного штрафа в размере 100 000 руб. на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы административного законодательства.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.06.2010 года заявитель заключил муниципальный контракт N 2201-10 с ГАУ Самарской области "Государственная экспертиза проектов в строительстве" на экспертизу проектной документации: Корректировка рабочего проекта реконструкции здания ул. Солнечной (от 8 просеки до ул. ХХII Партсъезда) в Октябрьском и Промышленном районах г.о.Самара.
Указанный контракт заключен в порядке п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Самары, установлено, что заявитель в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов не направил сведения о заключении муниципального контракта N 2201-10 от 02.06.2010 года в адрес Главного управления государственного финансового контроля аппарата Правительства Самарской области (далее - Управление Госфинконтроля Самарской области) уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
По результатам проверки заместителем прокурора г. Самары 08.09.2010 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя по ст.19.7.2 КоАП РФ и материалы проверки направлены в Самарское УФАС России для рассмотрения по существу.
Рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя и материалы дела об административном правонарушении N 565-3847-10/4, Самарским УФАС России вынесено оспариваемое постановление от 28.09.2010 года, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Доводы заявителя о том, что им не допущены нарушения положений п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта.
Из этой нормы Федерального Закона следует, что органом уполномоченным на осуществление контроля при размещении заказа заявителем для муниципальных нужд является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 17 от 17.02.2006 года "О реализации Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аппарат Правительства Самарской области определен как орган уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Самарской области.
Согласно п.1.1. Положения об Управлении Госфинконтроля Самарской области, утвержденного Распоряжением руководителя аппарата Правительства Самарской области от 30.12.2009 года N 83-р Управление Госфинконтроля Самарской области является структурным подразделением аппарата Правительства Самарской области и обеспечивает осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Самарской области.
В соответствии с письмом Управления Госфинконтроля Самарской области от 06.09.2010 года N 8-12/214 в его адрес сведения о заключенном заявителем муниципальном контракте N 2201-10 от 02.06.2010 года не поступали.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что направление заявителем сведений о заключенном муниципальном контракте в адрес Министерства Управления финансами Самарской области, датированное 02.06.2010 года N 07/01-3638, не может рассматриваться как надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, так как сведения направлены в нарушение указанной нормы не в уполномоченный на осуществление контроля орган.
В соответствии с диспозицией ст.19.7.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.2 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст.23.6 КоАП РФ определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и их заместители;
3) руководители территориальных органов указанного в пункте 2 настоящей части органа и их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для нужд заказчиков, и их заместители;
5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и их заместители.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 94 определено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Вместе с тем, как указано выше Постановлением Правительства Самарской области N 17 от 17.02.2006 года аппарат Правительства Самарской области в лице Управления Госфинконтроля Самарской области определен как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Самарской области.
С учетом изложенного, как Самарское УФАС России, так и Управление Госфинконтроля Самарской области являются полномочными органами исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.7.2 КоАП РФ.
Однако, их компетенция в сфере контроля за размещением заказов различается в зависимости от конкретных обстоятельств.
Один административный орган, каковым является Самарское УФАС России не вправе подменять собой другой административный орган - Управление Госфинконтроля Самарской области, являющийся равным ему по полномочиям на привлечение к административной ответственности.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов полномочным органом на осуществление контроля в сфере размещения заказов применительно к муниципальному контракту является не Самарское УФАС России, а Управление Госфинконтроля Самарской области, которому заявитель обязан предоставить сведения о заключенном муниципальном контракте. Обязанность по предоставлению таких сведений в Самарское УФАС России у заявителя отсутствует.
Соответственно, именно должностные лица Управления Госфинконтроля Самарской области имели право на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.2 КоАП РФ за непредставление сведений о заключенном муниципальном контракте N 2201-10 от 02.06.2010 года и руководитель Управления Госфинконтроля Самарской области или его заместитель имел право рассмотреть дело об административном правонарушении по существу.
В силу положений ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, чем заместитель прокурора г.Самары воспользовался.
Однако, указанные полномочия прокурора на возбуждение дела об административном правонарушении, не предусматривают возможности любому органу исполнительной власти, вне зависимости от их полномочий по осуществлению контроля за исполнением договора (в конкретном случае муниципального контракта) рассмотреть дело по существу, поскольку ст. 28.8 КоАП РФ предусмотрено, что постановление прокурора об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Согласно требованиям п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
Указанными полномочиями по передаче дела об административном правонарушении, возбужденного прокурором, по подведомственности в Управление Госфинконтроля Самарской области должностные лица Самарского УФАС России не воспользовались.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный выводу о том, что Самарское УФАС России рассмотрело дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.2 КоАП РФ за несообщение сведений о заключенном муниципальном контракте N 2201-10 от 02.06.2010 года в Управление Госфинконтроля Самарской области с нарушением правил подведомственности, в связи с чем постановление Самарского УФАС России о наложении штрафа на Департамент по делу об административном правонарушении N 565-3847-10/4 от 28.09.2010 года в размере 100 000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2011 года по делу N А55-23193/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н. Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23193/2010
Истец: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области