Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 сентября 2006 г. N КА-А40/9121-06
(извлечение)
Межрайонная инспекция ФНС России N 50 по г. Москве (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с ЗАО "ИНГ БАРЖ (ЕВРАЗИЯ)" (далее - банк) 25633руб. 01коп. налоговых санкций.
Решением названного арбитражного суда от 04.04.06 заявленное требование удовлетворено частично. С банка взыскано 6601 руб. 13 коп. налоговых санкций. В остальной части требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.06 указанное решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа во взыскании части налоговых санкций, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные.
В отзыве на жалобу банк возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные по делу акты судов первой и апелляционной инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель банка возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Инспекция уведомлена о месте и времени судебного разбирательства по жалобе телефонограммой, ее представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит принятые по делу акты судов первой и апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Предметом взыскания по данному делу являются налоговые санкции в сумме 25633 руб. 01 коп. на основании решения инспекции от 25.08.05 N 17-27п/35 за неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога, а также за нарушение срока исполнения поручений налогоплательщиков о перечислении налогов в бюджет.
Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании и с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Вступившим в силу с 01.01.06 Федеральным законом от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменена редакция п. 7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме Кодекса налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном названным Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налогового органа без обращения в суд.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103(1) Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" поскольку статьи 103 (1), п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к ст. 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке не применяется.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 1 информационного письма от 20.02.06 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" разъяснил, что при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.05 с заявлением о взыскании санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются ими самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании ч. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.
С заявлением о взыскании налоговой санкции в сумме 25633 руб. 01 коп., т.е. ниже установленного предела, инспекция обратилась в суд 11.01.06.
При таких обстоятельствах данное требование не подлежало рассмотрению судом по существу, т.к. для взыскания штрафа в таком размере установлен иной (внесудебный) порядок взыскания.
На основании изложенного приятие по делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене с вынесением нового решения о прекращении производства по делу.
Возврат взысканных с банка денежных средств по решению суда первой инстанции подлежит осуществлению по правилам, установленным ст. 326 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.06 по делу N А40-2947/06-128-32, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.06 N 09АП-5843/06-АК по тому же делу отменить.
Производство по делу прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в силу с 01.01.06 Федеральным законом от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменена редакция п. 7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме Кодекса налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном названным Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
...
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103(1) Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" поскольку статьи 103 (1), п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к ст. 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке не применяется."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2006 г. N КА-А40/9121-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании