г. Чита |
Дело N А19-8589/09 |
21 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. В. Ткаченко, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2009 года по делу N А19-8589/09 по заявлению Кредитного потребительского кооператива граждан "Кредитный союз "Виват" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным решения N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г.,
(суд первой инстанции судья Сонин А. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился.
установил:
Кредитный потребительский кооператив граждан "Кредитный союз "Виват" (далее - КПКГ "КС "Виват", заявитель) обратился в суд с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда первой инстанции от 12.08.2009 г. требования заявителя удовлетворены частично. Решение налогового органа N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г. признано незаконным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. и предложения уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 6695373 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для частичного удовлетворения требований заявителя послужил выводы суда о том, что налоговый орган необоснованно предложил КПКГ "КС "Виват" перечислить в бюджет налог в сумме 6695373 руб., в связи с недоказанностью факта удержания заявителем налога на доходы физических лиц с сумм спорных выплат. Кроме того, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. При этом налоговый орган указывает, что судом сделан не соответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод, поскольку у налогового органа имелись все основания для исчисления налога на доходы физических лиц расчетным путем в соответствии со ст. 31 НК РФ.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в их отсутствие. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности КПКГ "КС "Виват" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2005 г. по 30.04.2008 г.
По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт N 02-246/560дсп от 14.11.2008 г., согласно которому, налог на доходы физических лиц с сумм компенсаций за использование личных сбережений граждан, выплаченных по вкладам за 2005 г. - 2006 г. составил 119839 руб. Сумма выплаченных компенсаций за использование личных сбережений граждан членов кооператива за 2005 г. - 2007 г. составила 41916050 руб.
Налог на доходы физических лиц, удержанный заявителем с сумм выплаченных процентов за 2005 г. - 2007 г., определен налоговым органом расчетным путем и составил 6263318 руб.
В нарушение ст. 224, п. 1, 4 ст. 226 НК РФ, ст. 10 Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ст. 236 НК РФ, КПКГ "КС "Виват" выплачивал суммы заработной платы, которые не отражались в бухгалтерском учете, не включались в доход физическим лицам и не учитывались при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налогооблагаемый доход, в целях исчисления налога на доходы физических лиц, составил 5637838 руб., в том числе за 2005 г. - 947823 руб., за 2006 г. - 1804034 руб., за 2007 г. - 2885981 руб. Сумма доначисленного налога на доходы физических лиц за указанный период составила 432055 руб., сумма доначисленных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 328269 руб.
В связи с получением заявителем убытков от финансово-хозяйственной деятельности за 2005 г. - 2006 г. в размере 5467271 руб., налоговым органом в соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ за указанный период исчислен минимальный налог в сумме 172943 руб.
Кроме того, заявителем не были представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по 234 физическим лицам за 2005 год, по 720 физическим лицам за 2006 год, по 1112 физическим лицам за 2007 год. В представленных же в установленные сроки сведениях включены заведомо недостоверные данные о совокупном доходе физических лиц и исчисленной и удержанной сумме налога.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа вынесено решение N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г., оставленное без изменения решением УФНС России по Иркутской области N 26-16/0524 от 26.03.2009 г., о привлечении КПКГ "КС "Виват" к налоговой ответственности:
по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого налога в виде штрафа в размере 76606 руб.;
по ст. 123 НК РФ за неправомерное невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 1339075 руб.;
по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление 2066 сведений по форме 2-НДФЛ в виде штрафа в размере 103300 руб.;
по п. 2 ст. 126 НК РФ за представление документов с заведомо недостоверными сведениями в виде штрафа в размере 5000 руб.
Оспариваемым решением заявителю предложено уплатить:
недоимку по налогам в сумме 7078402 руб., в том числе, единый налог в сумме 383029 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 6695373 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 328269 руб.;
пени в сумме 1849999 руб., в том числе, по единому налогу в сумме 117346 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 1614737 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 25916 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Из представленных в материалы дела документов следует, что КПКГ "КС "Виват" в проверенном периоде заключал с членами кооператива договоры передачи личных сбережений "Пенсионный", "Медицинский", "Пенсионный ВОВ", "Детский". В соответствии с которыми заявитель выплачивает членам кооператива компенсации в размере 2,5 процентов от суммы внесенных ими денежных средств.
В результате указанной деятельности КПКГ "КС "Виват" были выплачены физическим лицам компенсации за использование их личных сбережений в размере 41916050 руб., в том числе за 2005 г. - 3986391 руб., за 2006 г. - 10919853 руб. и за 2007 г. - 27009806 руб.
Поскольку, выплаченные КПКГ "КС "Виват" физическим лицам суммы за использование личных денежных сбережений, являются процентным доходом и не подпадают под действие ст. 217 НК РФ, с указанных выплат заявитель обязан был исчислить и удержать налог на доходы физических лиц.
Из материалов проверки следует, что заявителем были произведены выплаты физическим лицам в общей сумме 5637838 руб., в том числе за 2005 г. - 947823 руб., за 2006 г. - 1804034 руб. и за 2007 г. - 2885981 руб.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
Однако, в нарушение указанной нормы права КПКГ "КС "Виват" с выплат, произведенных в пользу физических лиц по различным основаниям (компенсации по договорам передачи сбережений, заработная плата, компенсации за неиспользованный отпуск, материальная помощь, подарки), не был исчислен налог на доходы физических лиц в общей сумме 6695373 руб.
Как следует из п. 3.1 резолютивной части решения налогового органа N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г. (т. 1 л.д. 33) заявителю предложено уплатить, в том числе, недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2005 г. - 2006 г. в сумме 6695373 руб.
Согласно п. 4, 9 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Налоговым органом в суд первой инстанции не были представлены какие либо документальные доказательства, свидетельствующие об удержании КПКГ "КС "Виват" спорного налога в отношении каждого налогоплательщика и на основании чего инспекцией произведен расчет задолженности по налогу на доходы физических лиц, указанные доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что налоговым органом не доказан факт удержания заявителем налога на доходы физических лиц с сумм спорных выплат, в связи с чем инспекция необоснованно предложила заявителю перечислить в бюджет налог в сумме 6695373 руб.
Суд критически оценивает довод апелляционной жалобы о правомерности произведенного расчета задолженности по налогу на доходы физических лиц с ссылкой на объяснения физических лиц (т. 7 л.д. 1-14).
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные объяснения являются недопустимыми доказательствами, поскольку в нарушение требований статьи 90 НК РФ, допрошенные физические лица не предупреждались о налоговой или уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, а сами их объяснения не зафиксированы в протоколе.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством, в том числе, получения объяснений налогоплательщиков.
Полномочия органов внутренних дел по участию в мероприятиях налогового контроля ограничены положениями статьи 36 НК РФ. Таким образом, законодательство о налогах и сборах не наделяет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (в данном случае объяснения отбирались сотрудниками ГУВД по Иркутской области), осуществлять мероприятия налогового контроля.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 года N 18-О, оперативно-розыскная деятельность и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно - розыскные мероприятия (к ним относится и опрос) не подменяют соответствующие процессуальные действия. Следовательно, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что представленные налоговым органом объяснения получены вне рамок налоговой проверки, то есть не могли учитываться налоговым органом при вынесении оспоренного заявителем решения.
В силу п. 4 ст. 82 НК РФ, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса РФ, федеральных законов.
Таким образом, налоговый орган не доказал факт удержания заявителем налога на доходы физических лиц в сумме 6695373 руб.
Согласно п. ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из материалов дела следует, что заявителем в срок, установленный указанной нормой права, представлялись в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ в отношении отдельных лиц.
В ходе проверки налоговый орган установил, что КПКГ "КС "Виват" в представленных сведениях по форме 2-НДФЛ отражены недостоверные данные о сумме облагаемого дохода и удержанного налога
В соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Однако вышеуказанные сведения представлялись КПКГ "КС "Виват" в порядке п. 2 ст. 230 НК РФ, без запроса налогового органа и в не рамок налогового контроля. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно указал, что в данном случае, сообщение недостоверных сведений о налогоплательщике не образуют состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ.
На основании всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение налогового органа N 02-10/624 дсп от 26.12.2008 г. в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. и предложения уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 6695373 руб.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе проверены, но они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2009 года по делу N А19-8589/09, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2009 года по делу N А19-8589/09 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8589/09
Заявитель: кредитный потребительский кооператив граждан "Кредитный союз "Виват"
Ответчик: ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска