г. Пермь |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А71-4222/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карповой Т.Е.,
судей Скромовой Ю.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца (Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике): Соколов О.В. - доверенность N 6 от 11.08.2009, паспорт,
от ответчика (Открытого акционерного общества "Удмуртнефть"): Набоков А.А. - доверенность N 159 от 23.12.2008, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2009 года
по делу N А71-4222/2009,
принятое судьей Кожевниковой А.В.,
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
к Открытому акционерному обществу "Удмуртнефть"
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, пени,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (до реорганизации - ТУ Росимущества по Удмуртской Республике) (далее по тексту - Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Удмуртской Республике, территориальное управление) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" (далее по тексту - ОАО "Удмуртнефть") о взыскании 79 641 руб. 41 коп., в том числе 78 482 руб. 80 коп. долга по договору аренды земельного участка от 10.11.2000 N 1891 и 1158 руб. 61 коп. пени, рассчитанной по состоянию на 30.11.2008.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Удмуртской Республике (истец) с решением суда от 14 июля 2009 года не согласилась, связи с чем обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Из пояснений истца следует, что поскольку ответчик не переоформлял право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, применение к отношениям сторон положений Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" противоречит ст. 4 и п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Истец также указывает, что размер арендной платы рассчитан ответчиком с применением кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 269,52 руб /кв.м., в то время как постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007, согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 2 253, 37 руб/кв.м.
ОАО "Удмуртнефть" (ответчик) с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению ответчика, возможность одностороннего изменения условия о порядке расчета арендной платы договором не предусмотрена. Довод истца о невозможности применения п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ответчик считает неправомерным, поскольку полагает, что правило об установлении размера арендной платы в пределах 2 % кадастровой стоимости земельных участков относится ко всем земельным участкам, независимо от времени переоформления постоянного бессрочного пользования на право аренды.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.01.1979 Производственному объединению "Удмуртнефть" (правопредшественник ответчика) выдан государственный акт N А-I 955343 на бессрочное (постоянное) пользование 50,0 га земли в границах согласно плану землепользования (л.д. 82-89).
Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 25.05.1984 N 146/10 Ижевскому нефтегазодобывающему управлению объединения "Удмуртнефть" предоставлен под производственную базу земельный участок площадью 1, 9 га (л. д. 81).
На основании Постановления заместителя Главы администрации г. Ижевска от 16.06.1999 N 274/3 Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и ОАО "Удмуртнефть" (арендатор) 10.11.2000 заключен договор N 1891 аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:030035:005 общей площадью 6 587 кв.м., расположенный по адресу: г. Ижевск, пос. Смирново, 19, в Устиновском районе, для эксплуатации электроподстанции и канализационно-насосной станции, сроком на 49 лет по 16.06.2048 (л.д. 32-38).
Государственная регистрация договора аренды произведена 07.02.2001 (запись регистрации N 18-01.26-09/2001-89).
В связи с разграничением права собственности на землю на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 1842-р от 18.12.2003 на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2004 18 АА N 512030 (л.д. 40).
На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.03.2004 N 27-р (л.д. 42) в договор аренды N 1891 от 10.11.2000 внесены изменения в части перевода на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации прав и обязанностей арендодателя.
Пунктом 2.5 договора N 1891 предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями.
В 2007 году по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "РСМ Топ-Аудит Ижевск" проведено исследование и определена рыночная стоимость годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 18:26:030035:005 общей площадью 6 587 кв.м., переданный открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" по договору N 1891 от 10.11.2000. Результаты отражены в отчете оценщика N 84/07 от 29.06.2007 (л.д. 90-104).
Размер годовой арендной платы определен в сумме 303 002 руб. (л.д. 104).
Письмами от 18.07.2007 N 01-11/1130, от 05.02.2008 N 01-11/128 территориальное управление уведомило ответчика об изменении арендной платы по договору (л.д. 49, 50).
По утверждению истца, арендная плата в рассматриваемый период вносилась ответчиком с нарушением установленных сроков и не в полном объеме, в связи с чем долг, по расчету истца, приложенному к исковому заявлению, по состоянию на 30.11.2008 составил 78 482 руб. 80 коп., неустойка, начисленная на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.5.2 договора, - 1158 руб. 61 коп. Указанные суммы, по мнению истца, подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 309, 314, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования истца нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом п. 2.7 договора аренды от 10.11.2000 размеры арендной платы, предусмотренные договором, могут быть пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случаях принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, иных нормативных актов государственных органов власти Российской Федерации и Удмуртской Республики или Городской Думы и Администрации г. Ижевска по изменению ставок арендной платы, а также ставок земельного налога. Новая величина арендной платы устанавливается в соответствии с принятым нормативным актом, регулирующим изменение ставок арендной платы или ставок земельного налога.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды, определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 названной статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Истец полагает, что поскольку обязанность по переоформлению открытым акционерным обществом "Удмуртнефть" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды установлена законодателем в 2001 году, а договор аренды этого земельного участка заключен ответчиком 10.11.2000, положения Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" на правоотношения сторон не распространяются.
Указанный довод истца не может быть признан состоятельным, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.
Кроме того, неприменение Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ нарушает установленный ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип равенства участников гражданских правоотношений, то есть ставит участников экономической деятельности в неравное положение.
Поскольку расчет задолженности по арендной плате, приложенный к исковому заявлению, выполнен истцом без учета указанного Федерального закона, он обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции.
Ответчик, правомерно рассчитывая арендную плату за 2008 год с учетом положений ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), применил кадастровую стоимость земельного участка, установленную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 мая 2003 года N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", составляющую для земельного участка, арендуемого ответчиком, 1 269,52 руб/кв.м.
Арендная плата за весь земельный участок по указанному расчету составила: 1 269,52руб/кв.м. х 6 587 кв.м. х 2% = 167 246,56 руб.
Поскольку ответчиком за пользование земельным участком в 2008 году уплачено 254 729 руб 36 коп, задолженности по арендной плате он не имеет.
Истец, оспаривая расчет ответчика, сослался в апелляционной жалобе на постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", согласно Приложению 2 к которому кадастровая стоимость земельного участка составила 2 253,37 руб/кв.м.
Арендная плата за 2008 год с применением увеличенной кадастровой стоимости земельного участка по расчету истца составила 296 858 руб 96 коп.
Указанный расчет истца не может быть признан правильным.
Статьей 13 Закона Удмуртской Республики N 6-РЗ от 02.03.2001 "О Правительстве Удмуртской Республики" предусмотрено, что постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Удмуртской Республики вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Указанный Закон Удмуртской Республики соответствует статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Необходимость опубликования (обнародования) кадастровой оценки земельных участков продиктована статьей 65 Земельного кодекса РФ, согласно которой использование земли в Российской Федерации является платным, а также пунктом 14 ст. 396 НК РФ, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, опубликованное в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008г, вступило в силу через десять дней после его официального опубликования, т.е. 03.01.2009г.
Следует также отметить, что при исчислении арендной платы за 2008 год с применением увеличенной кадастровой стоимости земельного участка с даты подписания постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, размер арендной платы за указанный год составит 180 385 руб 35 коп (167 246,56 руб : 365 дн х 328дн + 296 858,96 руб : 365дн х 37дн), в то время как ответчик оплатил арендную плату в сумме 254 729 руб 36 коп.
Довод истца о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, должна применяться с 01 января 2007 г., несостоятелен, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).
Принимая во внимание вышесказанное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате и, соответственно, неустойки за просрочку платежей.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике взысканию не подлежит, поскольку согласно ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2009 г. по делу N А71-4222/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Е. Карпова |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4222/2009-Г8
Истец: РФ в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
Ответчик: ОАО "Удмуртнефть"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8374/09