г. Киров |
|
01 октября 2009 г. |
Дело N А28-10866/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Селюнина С.М., действующего на основании доверенности от 21.07.2009,
представителя ответчика Бердникова А.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2009,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2009 по делу N А28-10866/2009, принятое судом в составе судьи Пашкиной Т.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Обухова Александра Павловича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
индивидуальный предприниматель Обухов Александр Павлович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Обухов А.П.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (далее - ответчик, надзорный орган, Управление Росприроднадзора по Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2009 N 08-27/05-09 о назначении административного наказания (далее - постановление от 13.07.2009 N 08-27/05-09) по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, надзорный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, решение суда является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статей 11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", неприменении статьи 4 данного закона.
ИП Обухов А.П. в возражении на апелляционную жалобу выражает несогласие с позицией Управления Росприроднадзора по Кировской области, полагает, что решение арбитражного суда вынесено законно и обосновано, отмене не подлежит.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.05.2009-16.06.2009 Кировской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее - Прокуратура) проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами производства ИП Обуховым А.П., занимающимся коммерческой деятельностью в торговых павильонах "Улыбка-1" и "Улыбка-2", расположенных у домов N N 13, 15 по ул. Советской закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области (далее - ЗАТО Первомайский Кировской области). Проверкой установлено, что в указанных торговых павильонах Предприниматель осуществляет розничную торговлю промышленными товарами. В результате этой деятельности у заявителя образуются отходы: картон, кассовые чеки, бытовой мусор. При этом в нарушение статей 11, 18, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), пункта 3.15 "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, Предпринимателем не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (л. д. 15-19, 32-33, 42-43).
16.06.2009 Прокуратурой в отношении заявителя вынесено постановление N 1 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (далее - постановление от 16.06.2009 N 1) (л. д. 17-19, 42-43).
17.06.2009 Прокуратура направила постановление от 16.06.2009 N 1 Управлению Росприроднадзора по Кировской области для рассмотрения по существу (л. д. 41).
13.07.2009 государственный инспектор Российской Федерации по охране природы по Кировской области, специалист-эксперт отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Кировской области (далее - государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Кировской области) вынес постановление N 08-27/05-09 о привлечении ИП Обухова А.П. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л. д. 15-16, 32-33).
Не согласившись с данным постановлением, Предприниматель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что надзорный орган не доказал в действиях ИП Обуховым А.П. наличие состава вменяемого ему административного правонарушения, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2). Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3).
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ) в Закон об отходах внесены изменения, вступившие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования (31.12.2008) Закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ. На момент вынесения оспариваемого постановления Закон об отходах действовал в новой редакции, улучшающей положение заявителя. Следовательно, согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ на ИП Обухова А.П. распространяется Закон об отходах в редакции Закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, а не в редакции, действующей на момент проведения Прокуратурой проверки и возбуждения дела об административном правонарушении.
Статьей 1 Закона об отходах определено, что отходы производства и потребления - отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 18 Закона об отходах в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3) . Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).
Согласно пункту 3.15. СанПиН 2.1.7.1322-03 периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.
В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461, Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения; отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, если деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, связана с обращением с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов), то эти лица должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения их к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Обухов А.П. занимается розничной торговлей промышленными товарами в торговых павильонах "Улыбка-1" и "Улыбка-2", расположенных у домов N N 13, 15 по ул. Советской ЗАТО Первомайский Кировской области. Прокуратурой проведена проверка соблюдения Предпринимателем экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами производства. Проводя проверку, Прокуратура установила, что в ходе осуществления заявителем коммерческой деятельности образуются отходы: картон, кассовые чеки, бытовой мусор. При этом им не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. По результатам проверки Прокуратура вынесла постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и направила данное постановление ответчику для рассмотрения по существу. Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Кировской области, рассмотрев постановление Прокуратуры от 16.06.2009 N 1 и приложенные к нему материалы, пришел к выводу о том, что ИП Обуховым А.П. осуществляется размещение отходов на территории свалки Юрьянского района при отсутствии разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и вынес постановление от 13.07.2009 N 08-27/05-09 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
В силу статей 1, 12 Закона об отходах деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из постановления Прокуратуры от 16.06.2009 N 1, ни из оспариваемого постановления надзорного органа не следует, что ИП Обухов А.П. занимается специализированной деятельностью по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
В вышеназванных постановлениях отсутствуют конкретные сведения, позволяющие установить факты образования отходов в процессе коммерческой деятельности Предпринимателя и обращения заявителя с этими отходами (сведения о том, какие отходы обнаружены при проверке, в каком количестве, где они располагались). ИП Обухов А.П наличие отходов отрицает. Договор от 01.01.2005 N 3, предусматривающий оказание муниципальным унитарным предприятием жилищно - коммунального хозяйства "Уют" (далее - МУП ЖКХ "Уют") Предпринимателю услуг по сбору и вывозу отходов, и акт от 31.03.2009 N 00000195, в соответствии с которым Предпринимателю оказаны услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), а также услуги полигона ТБО (л. д. 21, 22, 28, 47-49), сами по себе не являются доказательствами осуществления заявителем деятельности, связанной с обращением с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов).
Кроме того, в постановлениях Прокуротуры и Управления Росприроднадзора по Кировской области не был затронут вопрос о том, является ли ИП Обухов А.П. субъектом малого или среднего предпринимательства. Если заявитель относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, то в силу статьи 1.7 КоАП РФ, пункта 3 статьи 18 Закона об отходах обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение к нему не относится.
Таким образом, надзорный орган однозначно не доказал наличие события и состава вменяемого заявителю административного правонарушения. При таких обстоятельствах основания для привлечения ИП Обухова А.П. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предметом договора от 01.01.2005 N 3 является только сбор и вывоз твердых бытовых отходов, без передачи права собственности на них, что указывает на осуществление ИП Обуховым А.П. размещения принадлежащих ему отходов на территории свалки Юрьянского района; осуществляемая заявителем деятельность по размещению отходов входит в понятие "обращение с отходами"; Предпринимателем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном толковании правовых норм.
Утверждения ответчика о том, что образование отходов в процессе коммерческой деятельности Предпринимателя их сбор и вывоз подтверждаются признанием самого заявителя, наличием кассовых чеков, образующихся в ходе торговли промышленными товарами, и картонных коробок, образующихся в ходе распаковывания товара, актом от 31.03.2009 N 000000195, где указано, что ИП Обухову А.П. оказаны услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, договором от 01.01.2005 N 3 с дополнительным соглашением от 31.12.2008, расчетом затрат на вывоз мусора МУП ЖКХ "Уют" на 2009 год, в котором прописаны затраты на контейнер ТБО и транспортные услуги, на момент совершения Предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения образование отходов входило в понятие "обращение с отходами", судом апелляционной инстанции не принимаются, как не доказывающие, что ИП Обухова А.П осуществляет обращение с отходами, основанные на редакции Закона об отходах, которая на заявителя не распространяется, и также не соответствующие обстоятельствам дела.
Кроме того, доводам, приведенным надзорным органом, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2009 по делу N А28-10866/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10866/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Обухов Александр Павлович
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4098/2009