г. Красноярск |
|
"21" октября 2009 г. |
Дело N А74-2865/2009 г. |
Резолютивная часть постановления принята "21" октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
заявителя - председателя Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов Шумихина В.В., Абросимовой И.В. по доверенности от 13.10.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" августа 2009 года
по делу N А74-2865/2009,
принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Правительству Республики Хакасия о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявке от 01 ноября 2007 года и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации путем принятия решения о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" августа 2009 года по делу N А74-2865/2009 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, организация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе организация ссылается на следующие доводы:
- указание правительством в письме от 17.06.2009 N АН-1241 на необходимость представления положительного заключения государственной экологической экспертизы фактически является уклонением от принятия по существу решения, предусмотренного частью 3 статьи 37 Федерального закона "О животном мире";
- вывод суда первой инстанции о том, что организация обязана представить положительное заключение государственной экологической экспертизы, не основан на законе;
- постановление Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 N 343 не подлежит применению в данном деле.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Правительства Республики Хакасия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10-00 часов 16.10.2009 до 17 часов 30 минут 21.10.2009.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов зарегистрирована в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900002630.
В связи с окончанием срока действия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира организация 16.11.2007 обратилась в Правительство Республики Хакасия с заявкой о предоставлении в пользование ранее используемой для охоты территории на новый срок.
Управление по охране животного мира Республики Хакасия письмом от 22.01.2009 N 52 направило Правительству Республики Хакасия экспертное заключение о возможности выдачи организации долгосрочной лицензии по заявке на получение объектов животного мира в пользование в Бейском районе.
Управление по охране животного мира Республики Хакасия 28.01.2009 направило в адрес организации письмо N 64 "О рассмотрении заявки на пользование объектами животного мира", в котором сообщило о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Письмо с аналогичной информацией направлено организации также Управлением по охране животного мира Республики Хакасия (от 06.03.2009 N 145).
Письмом от 14.05.2009 N АН-980 Правительство Республики Хакасия сообщило, что заявка организации на получение объектов животного мира в пользование от 01.11.2007 находится в Управлении по охране животного мира Республики Хакасия для подготовки проекта постановления Правительства Республики Хакасия о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром в Бейском районе, и проходит процедуру согласования с собственниками земель, землевладельцами условий предоставления данной территории.
Письмом от 17.06.2009 N АН-1241 Правительство Республики Хакасия сообщило организации, что решение о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, не принято, так как организацией не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Считая, что для получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира организация представила все предусмотренные законом документы, непринятие решения в установленный срок о предоставлении в пользование территории и требование представить положительное заключение государственной экологической экспертизы являются уклонением от принятия решения по существу, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Правительства Республики Хакасия незаконным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания бездействия государственного органа незаконным суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемое бездействие государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемое бездействие государственного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, организация оспаривает бездействие Правительства Республики Хакасия, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявке от 01 ноября 2007 года о предоставлении в пользование территории Бейского района площадью 129,4 тысяч га для ведения охотохозяйственной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что до обращения организации в арбитражный суд с настоящим заявлением Правительством Республики Хакасия принято решение по заявке (письмо от 17.06.2009 N АН-1241), в связи с чем, бездействие со стороны Правительства Республики Хакасия отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
Правовые отношения в области охраны и использования животного мира урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52ФЗ "О животном мире" (в редакции от 20.04.2007, действовавшей на дату подачи организацией заявки о предоставлении в пользование территории для охоты).
Статьей 33 указанного закона предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
В силу статьи 34 указанного закона охота является одним из видов пользования животным миром.
Порядок предоставления животного мира в пользование установлен статьей 36 Федерального закона "О животном мире", согласно которой предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Объекты животного мира, не находящиеся в федеральной собственности, предоставляет в пользование соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 37 указанного закона установлен порядок выдачи лицензий, согласно которой для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку, в которой указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования животным миром;
перечень объектов животного мира;
границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Согласно пунктам 4, 5, 6, 7 Положения для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
- заявку на получение охотничьих животных в пользование;
- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации;
- справку налогового органа о постановке на учет;
- сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности;
- данные о нормативно - методическом обеспечении, организационно - технических возможностях и материально - техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования;
- экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории).
- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявки соискателя лицензии.
Лицензирующий орган рассматривает поступившие от исполнительных органов субъекта Российской Федерации заявки соискателей о выдаче долгосрочной лицензии.
Лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование в течение 30 дней с даты поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего лицензирующего органа принимает решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что статьей 37 Федерального закона "О животном мире" и пунктом 4 Приказа Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 установлен исчерпывающий перечень документов, которые заинтересованное в получении долгосрочной лицензии на пользование животным миром лицо обязано представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан рассмотреть поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование в течение 30 дней с даты поступления и выдать экспертное заключение.
Учитывая, что сроки для направления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации поступивших заявок в лицензирующий орган и принятия решения с момента получения заключения лицензирующего органа нормативными правовыми актами не установлены, суд апелляционной инстанции считает возможным применить к данным правоотношениям нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59 - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно статье 12 указанного закона поступившее в государственный орган письменное сообщение в соответствии с его компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Как следует из материалов дела, в связи с окончанием срока действия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира организация 16.11.2007 обратилась в Правительство Республики Хакасия с заявкой о предоставлении в пользование ранее используемой для охоты территории на новый срок.
Таким образом, в течение 30 дней с даты регистрации поступившей от организации заявки (16.11.2007) Правительство Республики Хакасия обязано было направить заявку с приложенными к ней документами в соответствующий уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии. В свою очередь, уполномоченный орган в течение 30 дней обязан был рассмотреть заявку и подготовить соответствующее экспертное заключение.
В течение 30 дней с момента получения экспертного заключения Правительство Республики Хакасия обязано было согласовать с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления условия предоставления территории и принять соответствующее решение.
С учетом того, что заявка организации поступила в Правительство Республики Хакасия 16.11.2007, решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории либо об отказе в предоставлении должно было быть принято в марте 2008 года.
Из материалов дела усматривается, что в течение 2007, 2008 годов Правительство Республики Хакасия заявку организации не рассматривало, решение по существу не принимало, необходимые согласования не проводило.
Доказательства направления заявки и приложенных к ней документов в течение 30 дней в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии Правительством Республики Хакасия не представлены.
Вывод суда апелляционной инстанции о неправомерном бездействии Правительства Республики Хакасия подтверждается и тем обстоятельством, что экспертное заключение о возможности выдачи организации долгосрочной лицензии по заявке подготовлено Управлением по охране животного мира Республики Хакасия только в январе 2009 года (письмо от 22.01.2009 N 52), то есть по истечении более одного года со дня подачи заявки.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что неправомерное бездействие Правительства Республики Хакасия, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявке от 01 ноября 2007 года, имело место.
Как следует из материалов дела, письмом от 17.06.2009 N АН-1241 Правительство Республики Хакасия сообщило организации, что решение о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, не принято, так как организацией не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Оценив указанное письмо на соответствие действующему законодательству, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для непринятия решения о предоставлении организации территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, у Правительства Республики Хакасия отсутствовали в силу следующего.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым, в том числе, по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Согласно статье 36 Федерального закона "О животном мире" предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В Федеральном законе "О животном мире" и Положении о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, отсутствуют положения о том, что соискатель лицензии обязан получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и представить его вместе с заявкой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в абзаце 3 статьи 37 Федерального закона "О животном мире" указано, что решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, принимается на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указание Правительством Республики Хакасия на то, что для принятия соответствующего решения необходимо представить положительное заключение государственной экологической экспертизы, не соответствует положениям статей 36 и 37 Федерального закона "О животном мире".
Ссылка Правительства Республики Хакасия на пункт 2.10 постановления Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 N 343 "О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты на территории Республики Хакасия", предусматривающего, что решение о предоставлении объектов животного мира в пользование принимается, в том числе, на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, не принимается судом апелляционной инстанции.
Из буквального содержания пункта 2.10 постановления Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 N 343 следует, что Правительству Республики Хакасия рекомендуется принимать указанное решение на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом, в пункте 2.3 указанного постановления содержится исчерпывающий перечень документов, которые юридическое лицо обязано приложить к заявке. Положительное заключение государственной экологической экспертизы в данном перечне отсутствует.
Учитывая, что пункт 2.10 постановления Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 N 343 в части принятия решения о предоставлении объектов животного мира в пользование на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы противоречит положениям абзаца 3 статьи 37 Федерального закона "О животном мире", указанное постановление в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании бездействия государственного органа незаконным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным бездействием законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым бездействием прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем бездействие.
Суд апелляционной инстанции считает, что организация доказала нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым бездействием, поскольку в течение двух лет организация не может осуществлять охотохозяйственную деятельность, которая в соответствии с уставом организации является одним из основных видов ее деятельности.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд первой инстанции организация оплатила государственную пошлину в размере 2000 рублей, при обращении в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой - 1000 рублей.
Таким образом, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, понесенные организацией в связи с обращением в арбитражный суд, подлежат взысканию с Правительства Республики Хакасия в пользу организации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" августа 2009 года по делу N А74-2865/2009 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Правительства Республики Хакасия, выразившееся в непринятии решения по заявке от 01.11.2007, устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов.
Взыскать с Правительства Республики Хакасия в пользу Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов судебные расходы в сумме 3000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2865/2009
Истец: Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов
Ответчик: Правительство Республики Хакасия