г. Владивосток |
Дело N А24-2231/2009 |
23 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"
апелляционное производство N 05АП-4935/2009
на решение от 31.08.2009
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-2231/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
о признании недействительными решения и предписания по делу N 21-08/02-09А
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (далее по тексту - "заявитель", "Общество") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - "УФАС по Камчатскому краю", "Управление") по делу N 21-08/02-09А.
Решением суда от 31.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 31.08.2009, ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель указывает на то, что ООО "Гранд-Сервис" является единственной компанией, осуществляющей перевозку автомобилей в контейнерах. Другие получатели 40-футовых контейнеров перевозят в них иные грузы, не являющиеся конкурирующими на рынке автомобилей. В связи с этим, по мнению заявителя апелляционной жалобы, в данном случае не произошло устранение конкуренции. Вывод суда о том, что ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" при предоставлении скидки ООО "Гранд-Сервис" обязано было одновременно произвести снижение тарифов для всех грузополучателей 40-футовых контейнеров, Общество считает не основанном на действующем законодательстве и противоречащим пункту 6.1 Положения о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, утвержденного решением МАП России от 14.03.2001 N 12/06-2-мп. При этом факт предоставления ООО "Гранд-Сервис" скидки не налагает на иных грузополучателей каких-либо ограничений, не соответствующих достижению целей. Скидка предоставлена с целью удешевления стоимости доставки легкового автотранспорта в Камчатский регион неопределенному кругу лиц - грузополучателям легкового автотранспорта, чьи интересы на основании договоров представляет транспортно-экспедиторская компания "Гранд-Сервис".
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", УФАС по Камчатскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов и включено в реестр субъектов естественных монополий.
Письмом от 19.01.2009 исх. N 14 ООО "Гранд-Сервис" обратилось к ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" с предложением рассмотреть вопрос о продлении соглашения по предоставлению скидок на грузопереработку контейнеров с автомобилями в Петропавловск-Камчатском торговом порту.
26.01.2009 временно исполняющим обязанности генерального директора Общества подписано распоряжение N 2 "О предоставлении скидки к установленным тарифам", согласно которому, учитывая конкуренцию на рынке услуг и с целью увеличения объемов погрузочно-разгрузочных работ, с 01.01.2009 по 31.12.2009 ООО "Гранд-Сервис" предоставлена скидка 20 % к тарифам, утвержденным приказом Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 15.03.2001 N 249 и приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 26.04.2005 N 175-т/З, на переработку 40-футовых контейнеров с легковыми автомобилями, поступающими в адрес ООО "Гранд-Сервис".
26.01.2009 ООО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" направило в УФАС по Камчатскому краю уведомление об установлении скидки к действующим тарифам, в котором сообщило об установлении ООО "Гранд-Сервис" согласно пункту 6.1 Приложения N 2 к решению правления МАП РФ от 14.03.2001 N 12/06-2-м "Положение о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 скидки 20 % к тарифам на переработку 40-футовых контейнеров с легковыми автомобилями, утвержденным приказом Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 249 от 15.03.2001 и приказом Федеральной службы по тарифам России N 175-т/3 от 26.04.2005. В уведомлении от 26.01.2009 Общество указало, что данная скидка устанавливается с учетом конкуренции на рынке услуг и с целью привлечения дополнительного грузопотока.
В ходе проведенной по указанному уведомлению проверки Управление пришло к выводу, что своими действиями по установлению скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "Гранд-Сервис" Общество создало такие условия доступа на рынок в продуктовых границах "погрузочно-разгрузные работы контейнеров 40-футовых груженных", при которых остальные хозяйствующие субъекты оказались поставлены в неравное положение по сравнению с ООО "Гранд-Сервис". Тем самым Обществом были созданы дискриминационные условия доступа на товарный рынок для других хозяйствующих субъектов, что повлекло запрещенное пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ограничение конкуренции на товарном рынке.
По результатам проверки УФАС по Камчатскому краю вынесено решение от 06.05.2009 N 777/06 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: создание дискриминационных условий предоставления услуги "погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых" путем установления скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "Гранд-Сервис".
Предписанием от 29.04.2009 N 778/06 Обществу в срок до 15.05.2009 предписано прекратить указанное нарушение части 1 (пункт 8) статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а также в срок до 15.05.2009 устранить дискриминационные условия предоставления услуги "погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых". Согласно тексту предписания от 29.04.2009 N 778/06 о его выполнении Обществу необходимо сообщать в Управление в срок до 22.05.2009, предоставив доказательства, подтверждающие его исполнение.
06.05.2009 ООО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" принято решение об отмене скидки к тарифам на переработку 40-футовых контейнеров с легковыми автомобилями в размере 20 %, установленной для ООО "Гранд-Сервис".
Не согласившись с вынесенными УФАС по Камчатскому краю решением от 06.05.2009 N 777/06 и предписанием от 29.04.2009 N 778/06, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, совершение соответствующим лицом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Статьей 10 Гражданского кодекса РФ запрещено использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на определенном товарном рынке, создавать дискриминационные условия всем хозяйствующим субъектам и не предусматривает каких-либо преференций для доминанта.
Доминирующим положением, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, Общество включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатского края.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Статьей 8 Федерального закона "О естественных монополиях" предусмотрено, что субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с названным Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
При этом ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" обязано руководствоваться Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, утвержденные Приказом МАП России от 15.03.2001 N 249, решением правления МАП России от 14.03.2001 N 12/06-2-мп.
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ договор на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги является публичным договором и соответственно такое условие как цена на реализацию, должны устанавливаться одинаковыми для всех ее потребителей.
Решением Правления МАП России от 14.03.2001 N 12/06-2-мп на основании приказа МАП России от 15.03.2001 N 249, утверждены Предельные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" согласно Приложению N 1.
В силу пункта 6.1 Положения о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", утвержденного решением Правления МАП России от 14.03.2001 N 12/06-2-мп, (Приложении N 2) снижение действующих тарифов производится на основании предложений грузовладельцев и судовладельцев и конъюнктуры спроса. Введение в действие указанных тарифов осуществляется портом с уведомлением в десятидневный срок Камчатского территориального МАП России, при этом снижение тарифов не должно превышать 30 процентов от предельного тарифа.
Коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение указанных положений ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" при установлении скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "Гранд-Сервис", создало такие условия доступа на рынок "погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых" для других хозяйствующих субъектов, при которых они оказались поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом, что является дискриминационным условием.
Своими действиями Общество ограничило конкуренцию хозяйствующих субъектов на рынке "погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых", поставив в преимущественное положение ООО "Гранд-Сервис" по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аналогичных (услуг) (погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых), что явилось ограничением конкуренции на указанном рынке.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что ООО "Гранд-Сервис" является единственной компанией, осуществляющей перевозку автомобилей в контейнерах, другие получатели 40-футовых контейнеров перевозят в них иные грузы, не являющиеся конкурирующими на рынке автомобилей, коллегия находит в данном случае несостоятельной, поскольку вышеизложенными нормами изначально не предусмотрено право субъекту естественных монополий в сфере услуг морских портов предоставлять скидку на погрузочно-разгрузочные работы для отдельного хозяйствующего субъекта, независимо от числа таких субъектов на рынке.
При этом ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" же в данном случае произвело не снижение действующих тарифов в целом на рынке, а персональное снижение тарифов для отдельного хозяйствующего субъекта ООО "Гранд-Сервис".
В связи с этим коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующими нормативными актами, регламентирующими порядок применения Обществом тарифов, заявителю не предоставлено иных прав по снижению тарифов, кроме снижения действующих тарифов, которые в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" должны быть одинаковыми для всех потребителей.
В связи с этим является несостоятельной и не имеет значения ссылка Общества в апелляционной жалобе на то, что скидка предоставлена с целью удешевления стоимости доставки легкового автотранспорта в Камчатский регион неопределенному кругу лиц - грузополучателям легкового автотранспорта.
В данном случае действия Общества как субъекта естественной монополии по снижению тарифов в отношении отдельного хозяйствующего субъекта противоречат требованиям действующего законодательства.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку действия ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" по установлению скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта (ООО "Гранд-Сервис") противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Камчатскому краю правомерно вынесено решение от 06.05.2009 N 777/06 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции и выдано Обществу предписание от 29.04.2009 N 778/06 о прекращении в срок до 15.05.2009 указанного нарушения части 1 (пункта 8) статьи 10 Закона о защите конкуренции и устранения дискриминационных условий предоставления услуги "погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых". В связи с этим решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.08.2009 по делу N А24-2231/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2231/2009
Истец: ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4935/2009