г. Хабаровск |
|
09 октября 2009 г. |
N 06АП-4311/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от Возжаевской квартирно-эксплуатационной части: не явились;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Возжаевской квартирно-эксплуатационной части
на решение от 26.08.2009
по делу N А04-5429/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Москаленко И.А.
по заявлению Возжаевской квартирно-эксплуатационной части
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Возжаевская квартирно-эксплуатационной часть (далее - Возжаевская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2009 N 98 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В обоснование требований Возжаевская КЭЧ указала на нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку акт проверки не вручен руководителю предприятия или лицу его замещающему, а направлен в адрес учреждения по почте. Считает, что Возжаевская КЭЧ входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, которое не обеспечило финансирование расходов, связанных с внесением платы за загрязнение окружающей среды. Все выделенные средства в сумме 174 809,24 руб. своевременно перечислены Управлению Росприроднадзора. Обязательства, установленные федеральным законодательством, соблюдены, следовательно, Возжаевская КЭЧ несет ответственность по долгам в пределах реально переданных ей из бюджета средств на финансирование определенных расходов.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Возжаевская КЭЧ обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Возжаевская КЭЧ указывает на нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": акт проверки от 14.05.2009 N 47-О не вручен руководителю предприятия или лицу его замещающему, а направлен в адрес учреждения по почте.
Возжаевская КЭЧ и Управление Росприроднадзора, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Возжаевская КЭЧ зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800714606, ИНН 2811002108, по юридическому адресу: село Возжаевка, Белогорского района, Амурской области.
На основании Плана контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год, а также распоряжения от 10.04.2009 N 52, в период с 20.04.2009 по 14.05.2009 Управлением Росприроднадзора проведена плановая проверка Возжаевской КЭЧ на предмет соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательств Российской Федерации.
Извещением от 10.04.2009 N 06-20-675, направленным в адрес Возжаевской КЭЧ, сообщалось о проведении проверки по вопросу соблюдения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Проверкой установлены нарушения Возжаевской КЭЧ, в том числе, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": загрязнение земель нефтепродуктами в месте слива мазута из железнодорожных цистерн, площадь загрязнения составляет 20 кв.м., захламление земель отходами производства и потребления, однако, плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена за 3 квартал 2008 года на сумму 129 116,66 руб. и за 1 квартал 2009 года на сумму 170 901,70 руб.
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2009 N 47-О.
Указанный акт проверки направлен в адрес заявителя 14.05.2009 за исходящим номером 05-20-952 по почте и получен адресатом 18.05.2009 (вх. N 643).
28.05.2009 в присутствии законного представителя Возжаевской КЭЧ А.П. Арбетмана составлен протокол об административном правонарушении N 79, в графе "объяснение лица" представителем указано о том, что акт N 47-О незаконный, в связи с тем, что он не был представлен и не подписан начальником КЭЧ, чем нарушено право Возжаевской КЭЧ на представление своих возражений, доказательств, другие возражения прилагаются.
В возражениях к протоколу Возжаевской КЭЧ указано, что последняя не согласна с возбуждением дела об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ по факту невнесения в полном объеме платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год и 1 квартал 2009 года.
Считает, что Возжаевская КЭЧ входит в структуру Министерства обороны РФ, где главным распорядителем бюджетных средств является Министерство Обороны РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Бюджетного Кодекса РФ Министерство Обороны РФ, как главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов, подведомственных бюджетных учреждений. Органы государственной власти не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с внесением платы за загрязнение окружающей среды. В 2005-2006 годах выделение лимитов не производилось. В 2008-2009 годах - выделено 274 809,24 рублей, которые своевременно перечислены в Росприроднадзор. Выполнены обязательства, установленные Федеральным законом N 7-ФЗ относительно внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме в размере выделенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов. Следовательно, Возжаевская КЭЧ может нести ответственность по долгам лишь в пределах реально переданных ей из бюджета средств на финансирование данных расходов. На основании пункта 7.5.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте N 190) Возжаевская КЭЧ, финансируемая из федерального бюджета, освобождена от платы за загрязнение окружающей природной среды.
В этот же день начальником Возжаевской КЭЧ Абертманом А.П. получено определение N 95 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 11.06.2009.
Определением от 29.06.2009 N 156, направленным в адрес Возжаевской КЭЧ и полученным последней 06.07.2009, о чем свидетельствует подпись Николаева в получении уведомления о почтовом отправлении, отложено рассмотрение дела об административном правонарушении на 08.07.2009 на 10 часов 00 минут.
Постановлением от 08.07.2009 N 98, вынесенным в отсутствие законного представителя, извещенного надлежащим образом, Возжаевская КЭЧ привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Возжаевская КЭЧ обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года N 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
Пунктами 1 и 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Возжаевская КЭЧ имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, что подтверждается актом проверки, расчетами.
В частности, в результате хозяйственной деятельности Возжаевской КЭЧ произошло загрязнение земель нефтепродуктами в месте слива мазута из железнодорожных цистерн, площадь загрязнения составляет 20 кв.м., захламление земель отходами производства и потребления, однако, плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена за 3 квартал 2008 года на сумму 129 116,66 руб. и за 1 квартал 2009 года на сумму 170 901,70 руб.
Составлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года на сумму 151 616,66 руб., за 1 квартал 2009 года на сумму 170 901,70 руб.
Судом установлено, что Возжаевской КЭЧ произведена уплата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 года в сумме 7 900 руб. платежным поручением от 23.05.2008 N 473 (л.д.51), за 2 квартал 2008 года в сумме 87 800 руб. платежным поручением от 12.09.2008 N 846 (л.д.52), за 4 квартал 2008 года в сумме 156 609,24 руб. платежным поручением от 02.04.2009 N 9290 (л.д.54), частично за 3 квартал 2008 года на сумму 22 500 руб. платежным поручением от 18.12.2008 N 242 (л.д.53); за 1 квартал 2009 года плата не внесена.
Таким образом, Возжаевской КЭЧ не внесена плата за 3 квартал 2008 года на сумму 129 116,66 руб., за 1 квартал 2009 года на сумму 170 901,70 руб., всего в размере 300 018,36 руб.
Факт несоблюдения Возжаевской КЭЧ действующего законодательства по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается актом проверки от 14.05.2009 N 47-О, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2009 N 79.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно признано, что в действиях Возжаевская КЭЧ имеется состав вменяемого ей административного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о допущении административным органом нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившегося в невручении акта проверки руководителю Возжаевской КЭЧ, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4. КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотрено, что указанный в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе, руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле доказательством надлежащего извещения не является.
Из акта проверки от 14.05.2009 N 47-О (л.д.10-20) усматривается, что проверка проведена управлением в присутствии инженера сантехника Возжаевской КЭЧ Демченко Ольги Анатольевны, действующей по доверенности от 20.04.2009 N 734, которая законным представителем Возжаевской КЭЧ не является.
В связи с чем, акт проверки направлен в день его составлении 14.05.2009 в адрес юридического лица Возжаевской КЭЧ на имя начальника Абертмана А.П.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Возжаевской КЭЧ к ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 26 августа 2009 года по делу N А04-5429/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5429/2009
Истец: Возжаевская квартирно-эксплуатационная часть
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4311/2009