Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 сентября 2006 г. N КА-А40/8982-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2006 г.
ООО "АР Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным пунктов 1-7, 9, 10 постановления Правительства Москвы от 23 августа 2005 года N 643-ПП "О финансировании проектирования и строительства объекта по адресу: Известковый пер., д. 3, стр. 1, 2" в части, относящейся к строению 1 дома 3 по Известковому переулку.
В качестве третьих лиц по делу привлечены ООО "СТК. СтройТехнология" и Департамент инвестиционных программ строительства г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 марта 2006 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2006 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражные суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной коммерческой деятельности.
В кассационной жалобе ООО "АР Девелопмент" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с неправильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной коммерческой деятельности, в связи с чем является принято неправомерно.
ООО "АР Девелопмент" считает, что вследствие вынесения оспариваемого постановления, заявитель лишился денежных средств, израсходованных на капитальный ремонт здания.
Кроме этого оспариваемое постановление не соответствует порядку подготовки и реализации градостроительного проекта, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 25.01.2005 г. N 43-ПП "О порядке рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории г. Москвы".
В судебном заседании представитель ООО "АР Девелопмент" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители Правительства Москвы и Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно и обоснованно принятые судебные акты без изменения.
Представитель ООО "СТК. СтройТехнология", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражные суды установили, что ООО "АР Девелопмент" является арендатором нежилого строения 1 дома 3 по Известковому переулку на основании договора аренды от 10 августа 2004 года N 1-771/2004, заключенного с Департаментом имущества г. Москвы на срок по 30 июня 2019 года.
Пунктом 5.4.12 указанного договора установлено, что арендатор обязан в случае принятия решения Правительством Москвы о реконструкции или сносе арендуемого объекта освободить арендуемый объект в течение трех месяцев после получения уведомления об этом от арендодателя. В этом случае новое помещение арендатору может быть предоставлено в общем порядке.
Согласно пункту 8.2 договор аренды прекращает свое действие в случае принятия решения органа исполнительной власти города Москвы о реконструкции или сносе арендуемого объекта.
Постановлением Правительства Москвы от 23 августа 2005 года N 643-ПП "О финансировании проектирования и строительства объекта по адресу: Известковый пер., дом 3, стр. 1, 2" принято предложение Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы, согласованное с Департаментом имущества г. Москвы, о финансировании сноса строений с территории застройки, проектирования и строительства административного здания с подземной автостоянкой по адресу: Известковый пер., дом 3, стр. 1, 2 общей площадью 10527 кв.м. согласно исходной разрешительной документации N 208-31/360-2005.
Согласно статье 22 Градостроительного Кодекса РФ, статье 15 Закона г. Москвы от 26.02.1997 г. N 5 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы вправе разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты в области градостроительства, разрабатывать долгосрочные инвестиционные прогнозы, технико-экономические обоснования концепций застройки города, осуществлять правовое регулирование градостроительной деятельности, формировать строительные программы в области комплексной застройки г. Москвы, предоставлять земельные участки для строительства объектов жилищного, социально-бытового, культурного и иного назначения.
Пункт 1 статьи 8 Закона г. Москвы от 03.03.2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в г. Москве" предписывает осуществление строительства и (или) реконструкции в соответствии с требованиями, установленными актами разрешенного использования участков территории.
В соответствии со статьей 43, 45 Закона г. Москвы "Об основах градостроительства в г. Москве" органы государственной власти г. Москвы обеспечивают реализацию определенных Генеральным планом, иной градостроительной документацией о градостроительном планировании, актами разрешенного использования земельных участков (АРИЗУ) градостроительных требований к развитию и использованию территории Москвы посредством: разработки и утверждения комплексных планов размещения объектов строительства, реконструкции в г. Москве; разработки адресных инвестиционных программ г. Москвы и прочее.
Арбитражными судами правильно установлено, что во исполнение данной нормы права, постановлением Правительства Москвы от 22.10.2002 г. N 870-ПП "О признании жилых домов, расположенных в ЦАО аварийными", была сформирована адресная инвестиционная программа.
В целях выполнения указанной программы, распоряжением первого заместителя Мэра г. Москвы в Правительстве Москвы от 09.04.2004 г. N 71-РЗМ был утвержден адресный перечень зданий для разработки градостроительных обоснований и исходно-разрешительной документации на объекты, расположенные в ЦАО. Согласно п. 6 Приложения к данному распоряжению, в адресный перечень зданий для разработки градостроительных обоснований и исходно-разрешительной документации было включено здание по адресу: Известковый пер., д. 3,стр. 1.
Более того, в рамках реализации (исполнения) данного распоряжения, была разработана и утверждена в установленном законом порядке Исходно-разрешительная документация на строительство административного здания с подземной автостоянкой по адресу: Известковый пер., д. 3, стр. 1, 2.
Таким образом, основанием для принятия решения Правительства Москвы о сносе зданий по адресу: Известковый пер., д. 3, стр. 1 и 2 послужил также Градостроительный план развития территории района Таганский, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 05.11.2002 г. N 912-ТЩ "О градостроительном плане на территории Таганского района на период до дня 2002 года".
Поэтому, отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству.
Арбитражные суды также правомерно указали и правильно отклонили доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной коммерческой деятельности.
Пунктом 9.1 оспариваемого постановления предусмотрено поручение ДИГМ в шестимесячный срок со дня выхода постановления обеспечить расторжение в установленном порядке с ООО "АР Девелопмент" договора аренды от 10 августа 2004 года.
В связи с чем, оспариваемый пункт постановления никак не может нарушать законные права и охраняемые интересы заявителя по делу, поскольку предписывает совершение каких-либо действий исключительно в порядке, установленном законом и договором аренды.
Кроме этого в момент подписания договора аренды от 10 августа 2004 года действовало распоряжение Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 9 апреля 2004 года N 71-РЗМ. Заявитель согласился с условиями этого договора, согласно которым принятие Правительством Москвы решения о сносе спорного объекта является безусловным основанием для прекращения договора аренды в одностороннем порядке.
Довод кассационной жалобы о том, что вследствие вынесения оспариваемого постановления, заявитель лишается денежных средств, израсходованных на капитальный ремонт здания, несостоятелен, поскольку оспариваемое постановление в отношении денежных средств ООО "АР Девелопмент" никаких положений не содержит, напротив, предписывает ДИГМ расторжение договора аренды в установленном законом порядке, то есть с учетом всех обусловленных договором и законом компенсаций.
Ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого постановления порядку подготовки и реализации градостроительного проекта, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 25.01.2005 г. N 43-ПП "О порядке рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории г. Москвы" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражные суды правильно указали, что подготовка и оформление предложений по реализации градостроительного проекта было осуществлено в два этапа с подготовкой по каждому соответствующего распорядительного документа.
На первом этапе инвестором была обеспечена разработка в установленном порядке градостроительной документации на разрешенный вид использования территории: разработана предпроектная и исходно-разрешительная документация N 208-31/360-2005 (п. 1 оспариваемого постановления), выпущен АРИЗУ N А-0751/02 от 11 августа 2005 года Распорядительный документ - РЗМ N 71 от 9 апреля 2004 года (издан до вступления в силу закона г. Москвы от 03.03.2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в г. Москве" и полностью соответствует Закону г. Москвы от 09.07.2003 г. N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в г. Москве) выпущен в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 21 Закона г. Москвы от 26.02.1997 г. N 5 "О Правительстве Москвы".
На втором этапе Департаментом экономической политики и развития г. Москвы при участи Департамента земельных ресурсов г. Москвы и ДИГМ были определены сроки и условия реализации инвестиционных проектов. Выпущено в установленном порядке оспариваемое постановление Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Оспариваемое постановление проверено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 марта 2006 года по делу N А40-85457/05-146-688 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2006 года N 09АП-4659/06-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "АР Девелоцмент" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2006 г. N КА-А40/8982-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании