г. Москва |
Дело N А40-74817/09-111-494 |
21.10.2009 г. |
N 09АП-19414/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Л.Г. Яковлевой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Н. Токмаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2009, принятое судьей М.С. Огородниковым,
по делу N А40-74817/09-111-494
по заявлению ООО "Мечел-Транс" к ИФНС России N 28 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Нестерова В.А. по дов. N 95-Д от 18.06.2009, Чефранова О.А. по дов. N 66-Д от 15.05.2009,
от заинтересованного лица - Айнуллин Р.Р. N 15/47122 от 25.12.2007,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве от 19.03.2009 N 09-58-55 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.3 резолютивной части (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, 20.10.2008 обществом в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, а также полный комплект документов в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 03.02.2009 N 09-58-55, на который обществом представлены возражения, и принято решение от 19.03.2009 N 09-58-55 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу отказано в привлечении к налоговой ответственности, предложено уплатить недоимку в сумме 32.283.824 руб., пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что акты оказанных услуг представленные обществом не содержат в себе информацию какие именно транспортно-экспедиторские услуги были оказаны иностранным контрагентам, с учетом условий, оговоренных в договорах на транспортно-экспедиторские услуги, а представляют собой расчет, из которого видно остаток денежных средств клиента на определенную дату, сумму оказанных услуг всего, общую стоимость перевозки (парком ОАО "РЖД"), сумму штрафов, стоимость услуг по обеспечению подвижным составом (в случае предоставления обществом собственных, арендованных или привлеченных вагонов) комиссионного вознаграждения; услуги по предоставлению в пользование вагонов, непосредственно с перевозкой или транспортировкой экспортируемых товаров не связаны; адрес грузополучателя товара (Орликов пер. д. 5, стр. 1, офис 452/456) в счетах-фактурах (частично) не соответствует адресу, указанному в учредительных документах (ул. Островитянова, д. 9, к. 4); первичные учетные документы к счетам-фактурам по части контрагентов к проверке (частично) не представлены; реквизиты платежных поручений, указанные в счетах-фактурах в качестве предоплаты, не соответствуют (частично) платежным документам, представленным к проверке; представлены счета-фактуры, в которых (частично) отсутствует ссылка на реквизиты платежных документов в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Отклоняя данные доводы налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные обществом акты оказанных услуг не содержат в себе информации какие именно транспортно-экспедиторские услуги были оказаны иностранным контрагентам, с учетом условий, оговоренных в договорах на транспортно-экспедиторские услуги, а представляют собой расчет, из которого видно остаток денежных средств клиента на определенную дату, сумму оказанных услуг всего, общую стоимость перевозки (парком ОАО "РЖД"), сумму штрафов, стоимость услуг по обеспечению подвижным составом (в случае предоставления обществом собственных, арендованных или привлеченных вагонов) комиссионного вознаграждения, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации акты выполненных работ (оказанных услуг) не являются документами, представляемыми в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Между тем, несмотря на отсутствие обязанности представлять названные документы, обществом данные документы были представлены согласно описи в налоговый орган с декларацией за 3 квартал 2008.
Кроме того, в приложениях к актам оказанных услуг содержатся все необходимые сведения.
Так, в актах о выполнении взаимных обязательств имеется ссылка на приложение N 1 "Перечень услуг оказанных экспедитором по договору", в котором отражается информация об объемах организованных экспедитором транспортировках железнодорожным транспортом, в частности: станция отправления, станция назначения, наименование груза, страна назначения, отгруженный объем, железнодорожный тариф, стоимость транспортировки, комиссия экспедитора и стоимость оказанных услуг; N 2 "Перечень полученных денежных средств на счет экспедитора".
Данные документы содержат информацию о том, какие именно услуги оказаны экспедитором (организована транспортировка, указан маршрут, наименование и объем перевозимого товара, страна назначения).
Таким образом, акт о выполнении взаимных обязательств и приложения N 1 и N2 являются документами, подтверждающими оказание заявителем транспортно-экспедиторских услуг.
Доводы налогового органа относительно того, что услуги по предоставлению в пользование вагонов, непосредственно с перевозкой или транспортировкой экспортируемых товаров не связаны, несостоятельны.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 04.06.2008 N ШС-6-3/407@ "О направлении письма Минтранса России от 20.05.2008 N СА-16/3729" услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.
Перечень услуг, связанных с организацией и сопровождением перевозок вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иных подобных работ (услуг) этим не ограничивается.
Отраслевая специфика квалифицирует работы (услуги), связанные с перевозкой, в зависимости от содержания конкретного перевозочного процесса, который рассматривается как система последовательных договорных обязательств, необходимых для осуществления конкретной перевозки, либо нескольких взаимосвязанных перевозок, в том числе при смешанных перевозках или перевозках в рамках единого технологического процесса, в зависимости от конечной хозяйственной цели осуществляемых перевозок. Транспортные компании могут выполнять как все услуги в комплексе, так и каждую из услуг отдельно.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 26.09.2008 N 10477/08, предоставление вагонов для перевозки грузов заключается не только в фактической передаче вагонов для использования, но и оказании целого ряда сопутствующих услуг: обеспечение исправного технического состояния подвижного состава, оформление перевозочных документов и т.д.
Таким образом, оказанные обществом в составе транспортировочных услуг, услуги по предоставлению в пользование вагонов, связаны с перевозкой и подлежат налогообложению по ставке 0 процентов.
Доводы инспекции о том, что в представленных счетах-фактурах указан неверный адрес общества, не могут служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование грузоотправителя и грузополучателя. При этом данная норма не предусматривает какой именно адрес должен быть указан - фактический или юридический.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом данная норма не содержит указания на обязательность нахождения юридического лица по адресу, который указан в учредительных документах, то есть юридический и фактический адреса юридического лица могут не совпадать.
Кроме того, указание в счетах-фактурах адресов грузоотправителей и грузополучателей необходимо для проведения мероприятий налогового контроля в отношении данных лиц. Неверное указание такого адреса в отношении налогоплательщика, который состоит на налоговом учете в самой инспекции, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля и не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первичные учетные документы к счетам-фактурам по части контрагентов к проверке (частично) не представлены; реквизиты платежных поручений, указанные в счетах-фактурах в качестве предоплаты, не соответствуют (частично) платежным документам, представленным к проверке; представлены счета-фактуры, в которых (частично) отсутствует ссылка на реквизиты платежных документов в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 5 ст. 101 НК РФ налоговый орган при принятии решения: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Между тем, ни в акте, ни в решении не указано, какие именно первичные документы, необходимые в силу ст. 171, 172 НК РФ для подтверждения налоговых вычетов, не представлены обществом. В отношении реквизитов платежных поручений в счетах-фактурах также отсутствуют какие-либо пояснения и ссылки на доказательства, что препятствует доказыванию совершения обществом нарушений при применении налоговых вычетов и проверке данных обстоятельств судом.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что из расшифровки сумм НДС, предъявленных к возмещению из бюджета, следует, что приобретенные обществом товары (работы, услуги) не могли быть использованы в рамках оказания услуг по транспортировке экспортных грузов, поскольку были приобретены и приняты к учету до оказания услуг по транспортировке экспортного груза. Обосновывая данный вывод, инспекция ссылается на акты оказания услуг за февраль-апрель 2008 и ноябрь 2006.
Между тем, в подтверждение данного вывода инспекции в решении отсутствуют ссылки на какие-либо доказательства.
В приложении N 1 к акту проверки имеются лишь ссылки на поставщиков, выставленные ими счета-фактуры и указание - другой период. При этом, как следует из приложения, перечисленные в нем счета-фактуры, к которым относится претензия "другой период", датированы также февралем-апрелем 2008.
Претензий к принятию товаров (работ, услуг) на учет, наличию счетов-фактур и принятию их к учету в оспариваемом решении не содержится.
Таким образом, выводы инспекции, явившиеся основанием для отказа в подтверждении обоснованности отнесения в состав налоговых вычетов в 3 квартале 2008 суммы НДС в размере 1.729.754 руб., не основаны на нормах налогового законодательства Российской Федерации, в связи с чем решение налогового органа в обжалуемой части правомерно признано недействительным судом первой инстанции.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены фактические обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене решения суда нет.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2009 по делу N А40-74817/09-111-494 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74817/09-111-494
Истец: ООО "Мечел-Транс"
Ответчик: ИФНС РФ N 28 по г. Москва