Город Москва |
|
20 октября 2009 г. |
N 09АП-16922/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2009г.
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2009г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Москвиной Л.А., Якутова Э.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2009 г.
по делу N А40-47882/09-118-331 судьи Кондрашовой Е.В.
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
третье лицо: ООО "Автотехснаб"
о признании недействительной государственной регистрации
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Терехова О.И. по дов. от 10.09.2009г.;
от 3-го лица:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительной регистрации ООО "Автотехснаб" (далее общество) Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве от 05.12.2005г. за N 10577493807989.
Решением от 14.07.2009г. суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы сообщением заявителем недостоверных сведений при регистрации.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России N 46 по г.Москве (далее налоговый орган) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Сообщила, что общество не вносило изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее Реестр). Считает, что Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области не может выступать в арбитражном суде заявителем по подобным делам. Сослалась на ликвидацию общества 28.04.2009г.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Сослался на показания физического лица, подтвердившего недостоверные сведения, поскольку у него не было намерений создать общество. Считает, что налоговые органы вправе обращаться с подобными заявлениями в арбитражный суд.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что ООО "Автотехснаб" ликвидировано.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. Располагая доказательствами надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.12.2005г. Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве за N 10577493807989 зарегистрировано ООО "Автотехснаб". Учредителем, единственным участником, заявителем при государственной регистрации выступал Сычев А.И., он же числится Генеральным директором общества. Сычев А.И. обратился в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ярославской области с заявлением о том, что свои паспортные данные он предоставил для регистрации ООО "Автотехснаб" за вознаграждение, без намерения учредить общество.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии абзацем 3 п.11 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе обращаться в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, поскольку в силу ст.12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон) на заявителе при государственной регистрации юридического лица лежит обязанность по представлению в регистрирующий орган достоверной информации.
Суд первой инстанции сделал вывод, что у заявителя при государственной регистрации отсутствовало волеизъявление на учреждение, регистрацию и предпринимательскую деятельность общества, поэтому при регистрации в регистрирующий орган сообщены недостоверные сведения, в связи с чем государственная регистрация ООО "Автотехснаб" недействительна.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии со ст.12 Федерального закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу положений ст.9 упомянутого закона регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, поэтому в случае представления всех необходимых документов регистрирующий орган обязан в пятидневный срок со дня представления документов произвести соответствующую государственную регистрацию юридического лица.
В соответствии со ст.11 Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.23 Федерального закона отказать в регистрации регистрирующий орган (инспекция) вправе в случае непредставления установленных законом документов, представления таких документов в ненадлежащий регистрирующий орган и в случаях, предусмотренных п.2 ст.20 указанного Закона. Других оснований к отказу в регистрации Закон о государственной регистрации не содержит.
Как видно из материалов дела, в налоговый орган были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации, что по существу не отрицается заявителем.
В силу положений вышеназванного Федерального закона при внесении записи в государственный реестр не предусмотрено проведение каких либо дополнительных проверок, касающихся лиц, от имени которых подаются соответствующие заявления.
Таким образом, представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям вышеуказанного Федерального закона, при этом заявителем не представлено доказательств нарушения действующего законодательства при регистрации со стороны регистрирующего органа.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод об отсутствии у Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Автотехснаб", в связи с чем, оспариваемая регистрация проведена с соблюдением требований действующего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Налоговый орган вправе подать иск о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Данный вид заявления налоговых органов предусмотрен п.11 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции от 27.07.2006г.) "О налоговых органах Российской Федерации".
Вместе с тем, данное право налогового органа подлежит реализации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как специальным законом, регулирующим соответствующие правоотношения. При этом данным законом не предусмотрено право налогового органа обращаться в суд с иском к другому налоговому органу о признании недействительной государственной регистрации юридического лица либо совершения иных регистрационных действий в случае выявления факта заявления недостоверных сведений.
Следует отметить, что в соответствии со ст.25 Федерального закона юридическое лицо несет ответственность на основании ч.3 ст.14.25 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.25 указанного Закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд, но с требованием о ликвидации юридического лица по признаку допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация юридического лица в судебном порядке предусмотрена также ст.61 ГК РФ в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты в судебном порядке публичных интересов.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, в рамках заявленных требований оспариваемая регистрация не нарушает каких-либо публичных интересов, осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ввиду изложенного, заявленное требование Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве не может считаться обоснованным.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание представленную ответчиком выписку из Реестра от 09.10.2009г. свидетельствующую о том, что общество 15.11.2008г. исключено из Реестра.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2009г. подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права. При этом суд апелляционной инстанции полагает возможным принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2009г. по делу N А40-47882/09-118-331 отменить.
Отказать Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области в удовлетворении заявленного требования о признании недействительной государственной регистрации ООО "Автотехснаб" от 05.12.2005г. за основным государственным регистрационным номером N 10577493807989.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47882/09-118-331
Истец: Межрайонная ИФНС России N5 по Ярославской области
Ответчик: МИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ООО "Автотехснаб"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16922/2009