г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2009 г. |
Дело N А56-48512/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12763/2009) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2009 по делу N А56-48512/2009 (судья Денего Е.С.), принятое
по заявлению ОАО "Автофрамос"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8
о принятии обеспечительных мер
при участии:
от заявителя: Пиянзин Е.А. по доверенности от 22.06.2009;
от ответчика: Гурциев В.А. по доверенности N 05-16/14315 от 20.07.2009.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автофрамос" (далее - заявитель, ОАО "Автофрамос", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 21.01.2009 N 15-12/29Р в части:
- предложения уплатить в бюджет 115 946 757 руб. налога на прибыль организаций, 171 792 417 руб. налога на добавленную стоимость;
- начисления пени в сумме: 25 105 505 руб. по налогу на прибыль организаций, 21 109 202 руб. 51 коп. по налогу на добавленную стоимость;
- привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 23 198 660 руб.;
- предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с уменьшением полученного в 2005-2006 годах убытка на 78 545 818 руб. и 74 488 157 руб. соответственно.
А также признании недействительным требования N 22 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009 в части:
- налога на прибыль организаций в сумме 115 946 757 руб.;
- налога на добавленную стоимость в сумме 171 792 416 руб.;
- пени по налогу на прибыль организаций в сумме 25 105 505 руб.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 21 109 202 руб. 51 коп.;
- штрафа в сумме 23 191 921 руб.
Одновременно ОАО "Автофрамос" заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления действия решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 21.01.2009 N 15-12/29Р в части предложения уплатить 357 152 541 руб. 51 коп., в том числе налогов 287 739 174 руб., пени 46 214 707 руб. 51 коп., штрафа в размере 23 198 660 руб.;
- приостановления действия требования N 22 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009, за исключением 5 304 руб. штрафа начисленных по статье 123 НК РФ;
- запрета совершать любые действия, направленные на принудительное исполнение решения, а именно: принудительное исполнение требования N 22 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009; бесспорное взыскание указанных налогов, пеней и штрафа по вышеназванному решению; выставление поручений на бесспорное списание указанных налогов, пеней и штрафа по вышеназванному решению со всех расчетных и иных счетов в кредитных организациях (банках), открытых заявителем, а также с любых вновь открываемых заявителем счетов; производить зачет переплат по налогам и сборам в погашение обязательств по уплате указанных налогов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по вышеназванному решению; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и применять иные меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате указанных налогов, пеней и штрафов по вышеназванному решению до вступления решения в законную силу.
Определением от 30.07.2009 суд первой инстанции ходатайство ОАО "Автофрамос" о принятии обеспечительных мер удовлетворил частично, в соответствии с которым:
- приостановил действие решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 21.01.2009 N 15-12/29Р в части предложения уплатить 357 152 541 руб. 51 коп., в том числе налогов 287 739 174 руб., пени 46 214 707 руб. 51 коп., штрафа в размере 23 198 660 руб.;
- приостановил действие требования N 22 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009 в части:
- налога на прибыль организаций в сумме 115 946 757 руб.;
- налога на добавленную стоимость в сумме 171 792 416 руб.;
- пени по налогу на прибыль организаций в сумме 25 105 505 руб.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 21 109 202 руб. 51 коп.;
- штрафа в сумме 23 191 921 руб. до вступления решения в законную силу.
В остальной части ходатайство Общества о принятии обеспечительных мер оставил без удовлетворения.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 не согласившись с вынесенным определением, обжаловало его в апелляционном порядке. В обосновании своей позиции податель жалобы указал, что принятие обеспечительных мер необоснованно, поскольку вынесение Инспекцией решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не связано с реальным изъятием имущества либо денежных средств из его владении, поэтому отказ в принятии обеспечительных мер не мог причинить Заявителю ущерб или затруднить исполнение судебного акта. При этом налоговый орган сослался на то, что налогоплательщик не представил доказательства соблюдения баланса публичных и частных интересов.
ОАО "Автофрамос" представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество доводы Инспекции не признает обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Поэтому налогоплательщик полагает, что вынесенное определение является законным и обоснованным.
Представители сторон в судебном заседании соответственно поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность определения суда от 30.07.2009 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Автофрамос" за 2005-2006 года, по результатам которой был составлен акт от 09.12.2008 N 15-12/09 и вынесено решение от 21.01.2009 N 15-12/29Р о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - Федеральную налоговую службу России, который по результатам ее рассмотрения оставил решение Инспекции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
С учетом этого, Инспекция в адрес налогоплательщика направила требование N 22 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009.
ОАО "Автофрамос", посчитав решение от 21.01.2009 N 15-12/29Р и требование N 22 не соответствующим нормам действующего налогового законодательства и нарушающих его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, одновременно заявив ходатайство о наложении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 21.01.2009 N 15-12/29Р и требования N 22 об уплате налога, сбора, пенни, штрафа по состоянию на 20.07.2009.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное ходатайство Общества в части указал, что в случае непринятия обеспечительных мер при исполнении решения Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 от 21.01.2009 N 15-12/29Р и требования N 22 Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.07.2009 путем принудительного взыскания суммы налогов, пеней и штрафов в размере 357 152 541 руб. 51 коп. с заявителя, при этом принимая во внимание значительность денежной суммы, которая может быть взыскана, ОАО "Автофрамос" может быть причинен значительный ущерб.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта, решения относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно части 2 данной статьи обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Таким образом, названной статьей устанавливается обязанность заявителя доказать обстоятельства, свидетельствующие о необходимости принятия обеспечительных мер.
В пункте 10 Постановления N 55 от 12.10.2006 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В силу пунктов 1 и 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
Арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В обоснование ходатайства Общество сослалось на то, что принудительное взыскание суммы налогов, пеней и штрафов в размере 357 152 541 руб. 51 коп., с организации, являющейся крупным производственным предприятием в сфере автомобильной промышленности, повлечет значительный ущерб для его деятельности, указав, что на оплату коммунальных услуг Общество ежемесячно несет расходы в размере около 7 900 122 руб. 92 коп., просрочка уплаты коммунальных платежей может привести к ограничению или полному прекращению предоставления коммунальных услуг и как следствие, к возникновению несопоставимых с суммой взыскиваемых налогов, пеней и штрафа убытков налогоплательщика, вызванных простоем его предприятия.
Простой предприятия приведет к невозможности производства Обществом своей готовой продукции (автомобилей), а также монтажа поставляемого по заключенным ранее договорам поставки оборудования.
Реализация своей готовой продукции является для Общества основным источником дохода, который позволяет ему оплачивать поставляемое ему сырье (комплектующие для автомобилей) и оборудование, заработную плату своим работникам. В результате простоя Общество этого дохода лишится. Следовательно, этот доход представляет собой упущенную выгоду Общества.
Таким образом, вследствие простоя, вызванного прекращением оказания коммунальных услуг, Общество понесет ущерб в виде упущенной выгоды, то есть, того дохода, который оно неизбежно получило бы от реализации своей готовой продукции покупателем.
При этом, Общество сослалось и на возможность причинения значительного ущерба вследствие задержки выплаты заработной платы, вследствие нарушения обязательств перед кредиторами по гражданско-правовым обязательства налогоплательщика, вследствие нарушения текущих налоговых обязанностей налогоплательщика
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при оценке обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные стороной доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о том, что принудительное взыскание оспариваемых налогов, пеней и штрафов приведет к нарушению обязательств перед контрагентами, задержкам выплаты заработной платы, уплаты текущих налогов, сборов, что причинит значительный ущерб заявителю.
В данном случае, непринятие мер по обеспечению заявленных требований приведет к нарушению баланса отношений между сторонами и может причинить значительный ущерб не только заявителю, а также интересам третьих лиц - поставщикам, работникам предприятия.
Согласно пункту 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органом, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению.
Исполнение судебного решения о признании недействительным акта государственного органа заключается не только в неприменении этого акта, но и в устранении нарушения прав лиц, в отношении которых был принят акт, признанный судом недействительным.
Довод налогового органа о том, что заявитель не обосновал заявленное ходатайство достаточными доказательствами, отклоняется апелляционным судом, поскольку противоречит материалам дела. Кроме того, в пункте 10 Постановления N 55 от 12.10.2006 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Меры по обеспечению иска принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных доказательствами. При этом суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 Кодекса).
Налоговым органом в апелляционный суд не представлено доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции в указанной части.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого определения.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2009 по делу N А56-48512/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48512/2009
Истец: ОАО "Автофрамос"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N8
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12326/10
18.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-669/11
20.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12326/2010
21.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12763/2009