г. Вологда |
|
06 октября 2009 г. |
Дело N А66-4641/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ралько О.Б.
судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области
на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2009 года по делу N А66-4641/2009 (судья Басова О.А.),
установил
открытое акционерное общество "Савеловский машиностроительный завод" (далее - общество, ОАО "Савеловский машиностроительный завод") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в адрес общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0110 общей площадью 3690 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, для производственной деятельности, и возложении обязанности совершить действия по предоставлению проекта договора купли-продажи на данный земельный участок (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2009 года по делу N А66-4641/2009 заявленные обществом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в уклонении от предоставления ОАО "Савеловский машиностроительный завод" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0110 общей площадью 3690 кв. м под объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности, расположенными по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11. На управление возложена обязанность направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного выше земельного участка.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, управление может осуществлять только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в порядке им установленным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (деле - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части возврата обществу из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.11.2007 N 3-Н общество является собственником здания корпуса N 25а-электротокарной площадью 2680,7 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11 литер "Д" с кадастровым номером 69:42:07 09 41:1/351/14:1001/М,М1, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2007 серии 69 АБ N 147399 (лист дела 35). Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0110 площадью 3690 кв. м, имеющем адрес: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, находящемся в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 29.07.2005 серии 69-АА N 701232) (лист дела 74).
Общество 04.03.2008 обратилось к управлению с письмом от 03.03.2008 N 412 (лист дела 10-11) с просьбой предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:42:070941:0110, общей площадью 3690 кв. м под объектом недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, расположенный по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры М, М1.
Распоряжением управления от 20.08.2008 N 378 (лист дела 9) обществу предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, с кадастровым номером 69:42:070941:0110 общей площадью 3690 кв. м для производственной деятельности (здание корпуса N 25а-электротокарная). Обществу предложено осуществить действия по заключению договора купли-продажи земельного участка с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, а также обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Проект договора купли-продажи в адрес общества управлением не направлен.
Управление направило в адрес общества письмо от 21.04.2009 N 2660-05 (лист дела 18) с требованием в срок до 06.05.2009 предоставить дополнительные документы, перечисленные в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.04.2009 N 12/521 (лист дела 19).
Общество с бездействием управления, выразившимся в уклонении от предоставления в адрес ОАО "Савеловский машиностроительный завод" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, не согласилось и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Обществом при обращении в суд заявлено ходатайство от 20.07.2009 о восстановлении пропущенного срока подачи указанного заявления в связи с применением мер ОАО "Савеловский машиностроительный завод" по урегулированию спора во внесудебном порядке.
Суд первой инстанции с учетом названных доводов общества восстановил ему срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия управления.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует, что организация может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов. Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок, начинает течь с момента, когда организации стало известно о нарушении своих прав. В случае, если данный срок пропущен, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока. Арбитражный суд по результатам рассмотрения данного заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Общество в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока подачи заявления указало на то, что распоряжение N 378 о предоставлении спорного земельного участка в собственность вынесено 20.08.2008, письмо от 21.04.2009 N 2660-05 о предоставлении дополнительного пакета документов поступило в адрес общества в конце апреля 2009 года, в период с даты вынесения распоряжения от 20.08.2008 N 378 до даты подачи заявления в арбитражный суд обществом непрерывно осуществлялась работа с управлением с целью получения проекта договора купли-продажи земельного участка, а именно велись телефонные переговоры, а также предоставлен дополнительный документ - справка о не крупности сделок. В связи с указанными обществом обстоятельствами суд первой инстанции признал подлежащим удовлетворению ходатайство ОАО "Савеловский машиностроительный завод" о восстановлении срока подачи заявления.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. В данном случае суд, удовлетворяя ходатайство общества, оценил представленные как заявителем, так и управлением документы.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции об уважительности причин пропуска срока.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, из указанных норм следует, что покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Перечень документов, указанный в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, утвержден приказом Министерства экономического развития России от 30.10.07 N 370, в соответствии с которым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 2 пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Из вышеизложенных норм права следует, что в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности административный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка является безусловным.
На основании изложенного исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, названные в статье 29 ЗК РФ, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что управление, приняв распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка, в установленный срок не подготовило проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и не направило его заявителю. Возможность истребования дополнительных документов после принятия распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность законодательством не предусмотрено.
Суд первой инстанции правомерно признал бездействие управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес ОАО "Савеловский машиностроительный завод" для производственной деятельности проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0110, общей площадью 3690 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, незаконным.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об обоснованности требования общества о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в уклонении от предоставления в адрес общества проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
Довод управления о том, что продажу федеральных земельных участков управление может осуществлять только по поручению агентства, судом первой инстанции обоснованно не принят и признан несостоятельным по следующим основаниям.
Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которым на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность осуществлять продажу федерального имущества по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, было утверждено после возникновения у управления обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
В силу пункта 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В этой связи судом первой инстанции правомерно не принята во внимание ссылка управления на приказ Минэкономразвития от 25.07.2008 N 167 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Тверской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", так как в материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации и публикации в установленном порядке названного нормативного правового акта.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом);
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
С учетом Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и вышеперечисленных норм следует, что на управление возложена обязанность по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества.
Ссылка управления на то, что на момент обращения общества не был разработан порядок продажи земельных участков, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормами статей 9, 10, 11, 29, 36 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя. Отсутствие у заинтересованного лица внутреннего акта, регламентирующего порядок продажи земельных участков, не может являться основанием для отказа заявителю в возможности реализовать свои права, предоставленные ему законом.
При удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции возвратил ОАО "Савеловский машиностроительный завод" 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела, уплаченной платежным поручением от 20.05.2009 N 2214, и выдал справку на возврат госпошлины.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ, который дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Действие статьи 14 Закона N 281-ФЗ начинается с 30.01.2009.
Следовательно, управление как орган государственной власти субъекта Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины в силу прямого указания на это в пункте 1 статьи 333.37 НК РФ.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежал применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ.
Статья 101 АПК РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.
Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа, как со стороны по делу, а льготы, установленные пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ, применяются в случаях обращения государственного органа в суд с заявлениями и жалобами.
Аналогичная позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае общество при обращении с заявлением в арбитражный суд уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, то есть понесло судебные расходы.
На основании изложенного уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с учреждения, а не возвращается из федерального бюджета.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тверской области подлежит отмене в части возврата из федерального бюджета обществу 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела, уплаченной платежным поручением от 20.05.2009 N 2214.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2009 года по делу N А66-4641/2009 отменить в части возврата открытому акционерному обществу "Савеловский машиностроительный завод" из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей, уплаченной платежным поручением от 20.05.2009 N 2214.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области в пользу открытого акционерного общества "Савеловский машиностроительный завод" судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанций в сумме 2000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2009 года по делу N А66-4641/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4641/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Савеловский машиностроительный завод"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области