г.Вологда |
|
22 октября 2009 г. |
Дело N А13-5117/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тарасовой О.А.,
судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Соколпромводоочистка" Ельдецова А.А. по доверенности от 12.10.2009 N 843, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Вологодской области Сечениковой И.Н. по доверенности от 09.06.2009 N 16, от Правительства Вологодской области Цветкова С.А. по доверенности от 29.07.2009 N 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Соколпромводоочистка"
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года
по делу А13-5117/2009 (судья Мамонова А.Е.),
УСТАНОВИЛ
муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Соколпромводоочистка" (далее - Предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент) по отказу в проведении корректировки размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий за 2007 год и 9 месяцев 2008 года.
В качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Департамент провести корректировку размера данных платежей и принять к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду 7 043 355 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Вологодской области (далее - Управление Ростехнадзора), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Управление), Правительство Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
Управление Ростехнадзора и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Предприятия, Департамента и Правительства Вологодской области, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Предприятие 09.04.2009 одновременно обратилось в Департамент и Управление Ростехнадзора с просьбой провести корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий, и зачесть в счет погашения указанных платежей за I, II, III, IV кварталы 2007 года и I, II, III кварталы 2008 года затраты МУП в общей сумме 7 043 355 руб. (письма N 323, N 324; том 1, листы 14-17).
Департамент в письме от 05.05.2009 N 1288/02-03-11 отказал Предприятию в проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее - платежи), ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий. Кроме того, указал на наличие у заявителя задолженности по платежам, и сделал вывод из представленных МУП документов, что часть заявленных средств относится к расходам на текущие ремонты и текущие затраты по эксплуатации очистных сооружений, которые включаются в тарифы предприятия (том 1, лист 21). Управление Ростехнадзора в письме от 07.05.2009 N 09/04046 подтвердило, что средства Предприятия затрачены на выполнение природоохранных мероприятий (том 1, лист 22).
По мнению МУП, откорректировать размер платежей и произвести их зачёт обязан Департамент. Учитывая, что данная обязанность ответчиком не исполнена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его действий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчик не уполномочен производить корректировку размера платежей и осуществлять их зачет, а также указал на то, что МУП не соблюден порядок обращения с заявлением о корректировке данных платежей.
Предприятие не согласилось с данным выводом суда первой инстанции, в обоснование своей позиции ссылается на положения подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632) и письмо Управления Ростехнадзора по Вологодской области от 07.05.2009 N 09/04046, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам, закреплённым Постановлением N 632.
Департамент и Правительство Вологодской области доводы подателя жалобы отклонили, указав на то, что Постановление N 632, на которое ссылается МУП, противоречит нормам бюджетного законодательства в части наделения полномочиями субъекта Российской Федерации по уменьшению размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу сослалось на то, что Ростехнадзор не осуществляет согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с корректировкой платежей с учетом освоения плательщиками средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Апелляционная коллегия при рассмотрении данного дела приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, МУП в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение отходов, в связи с этим обязано вносить в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) закреплено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Предприятием представлены в Управление Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III, IV кварталы 2007 года и I, II, III кварталы 2008 года.
По данным Управления Ростехнадзора всего за 2007 год предприятию начислено платежей в общей сумме 3 596 504 руб., за 9 месяцев 2008 года - 4 957 794 руб.
Указанная сумма начисленных платежей Предприятием не оспаривается. Между тем заявитель считает, что Департамент обязан произвести корректировку начисления данных сумм в сторону их уменьшения и зачесть произведённые МУП расходы на выполнение природоохранных мероприятий в счёт уплаты данных платежей.
Постановлением N 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который введен в действие с 01.01.1993.
Подпунктом "а" пункта 4 Порядка предусмотрено, что корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей осуществляют в том числе органы исполнительной власти областей с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления Правительства приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 утверждены "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (далее - Методические указания).
Из положений, закреплённых Методическими указаниями, следует, что
объём корректировки размеров платежей определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России, оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункты 6.12, 6.13 Методических указаний).
Однако Порядок и Методические указания разработаны на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1, утратившего силу в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ и от 10.01.2002 N 7-ФЗ. На основании этого названные Порядок и Методические указания подлежат применению в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно статье 6 Закона N 7-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предоставлены полномочия по контролю в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю. Данным Законом не закреплено каких-либо полномочий субъекта Российской Федерации, связанных с возможностью уменьшать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Полномочия, предусмотренные статьёй 6 Закона N 7-ФЗ, реализуются Департаментом в соответствии с бюджетным законодательством и Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2004 N 1166.
В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации начиная с 2005 года плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 20 процентов в доход федерального бюджета, по нормативу 40 процентов - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и по нормативу 40 процентов - в доходы местных бюджетов.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" осуществляет Ростехнадзор.
Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) администрирование неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации, к числу которых относятся и платежи за негативное воздействие на окружающую среду, закреплялось за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Ростехнадзор, который возложил осуществление соответствующих функций по контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты рассматриваемых платежей на свои территориальные управления.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 4 и Приложении 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Согласно названным нормам на Ростехнадзор возложены полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (код доходов по бюджетной классификации - 498 112 01000 010000 120).
При этом Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, на Ростехнадзор в части платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статьёй 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введённой Федеральным законом N 63-ФЗ, предусмотрено, что за администратор доходов бюджета в числе иных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, в рамках выполнения возложенных законодательством на Ростехнадзор полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду администраторы, назначенные в соответствии с приказом Ростехнадзора (территориальные органы Ростехнадзора и (или) подведомственные ему учреждения), обязаны осуществлять бюджетный учет по начислению и уплате обязательного платежа, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, в том числе в пределах своей компетенции принимать решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлять соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства.
Учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является федеральным фискальным сбором и ее администрирование закреплено за федеральным органом государственной власти, субъекты Российской Федерации не вправе закреплять администрирование данной платы за своими органами (в том числе и в части платежа, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации).
Следовательно, Департамент не уполномочен принимать решение о зачёте, корректировке (уточнении размера) платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Действия (бездействие) Управления Ростехнадзора в рамках настоящего дела Предприятием не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения требований МУП, предъявленных к Департаменту, в рассматриваемом случае не имеется.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2009 года по делу А13-5117/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Соколпромводоочистка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5117/2009
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Соколпромводоочистка"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Вологодской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области, Правительство Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6540/10
11.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6540/10
25.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А13-5117/2009
22.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5128/2009