город Ростов-на-Дону |
дело N А32-23590/2008 |
22 октября 2009 г. |
15АП-8053/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Винокур И.Г., Гиданкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от заявителя: Абрамов Н.В. по доверенности от 08.09.2009 г.
от заинтересованного лица: Мерешкина Е.В. по доверенности от 04.05.2009 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009 г.
по делу N А32-23590/2008
по заявлению Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в г.Краснодаре
к заинтересованному лицу ИФНС России N 5 по г. Краснодару
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодаре (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - инспекция) о признании недействительным Решения N 12-09/11636дсп от 06.08.2008 г. в части:
привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 44 435 руб.,
привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб.;
уплаты единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших к качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 222 175 руб., пени в сумме 41 713, 56 руб.;
уплаты налога на прибыль организаций в городские округа в сумме 14 083 руб.;
начисления пени но налогу на прибыль организаций в городские округа в сумме 6466,80 руб.;
уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российский Федерации, в сумме 119 602 руб.;
начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российский Федерации в сумме 54920, 23 руб.;
уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 35 173 руб.;
начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 16151, 15 руб.;
взыскания штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 руб.;
пени по налогу на имущество в сумме 8 127, 26 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.06.2009 г. признано недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару, г.Краснодар от 06.08.2009 г. N 12-09/1163 в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 44 435 руб., привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб.; уплаты единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших к качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 222 175 руб.; уплаты налога на прибыль организаций в городские округа в сумме 14 083 руб.; начислении пени но налогу на прибыль организаций в городские округа в сумме 6466,80 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российский Федерации, в сумме 119 602 руб.; начислении пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российский Федерации в сумме 54920, 23 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 35 173 руб.; начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 16151, 15 руб.; взыскания штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 8 127, 26 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение мотивировано тем, что налоговым органом не принята во внимание налоговая льгота, установленная п. 2 ст. 381 НК РФ, применение которой исключает привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ и п. 2 ст. 119 НК РФ. Налоговый орган в обжалуемом решении не привел каких-либо доказательств, подтверждающих, что полученные Логиновым А.А. денежные средства по указанному договору были использованы на иные цели. Направление добровольных пожертвований в Религиозную организацию "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" согласуется с целями организации и не влечет возникновения недоимки по налогам, привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. Возложение на организацию обязанности по уплате налога на имущество в отношении имущества, используемого в религиозной деятельности, что подтверждается и материалами налоговой проверки, неправомерно. У организации на момент проведения проверки отсутствовали указанные в решении документы.
ИФНС России N 5 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что организацией налоговая база занижена, не учтены суммы денежных средств, полученных от физических лиц в виде добровольных пожертвований и перечисленных в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России. Доходы, в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований) целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами (абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ), и, соответственно, указанные доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации и при исчислении единого налога. Проверкой установлено, что полученные денежные средства от физических лиц в виде добровольных пожертвований предназначенные организации МРО Свидетелей Иеговы использовались организацией не по назначению, в частности, израсходованы на предоставление беспроцентного целевого займа. Проверкой установлено, что организация в проверяемый период не представляла в налоговый орган сведения о доходах физических лиц в нарушение ст. 226, 230 НК РФ.
В судебное заседание 19.10.2009 г. поступило определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2009 г., которым внесены исправление в описательную и резолютивную часть решения. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Ходатайство об уточнении заявленных требований - удовлетворить.
Признать недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару, г.Краснодар от 06.08.2009 г. N 12-09/1163 в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 44 435 руб., привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб.; уплаты единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших к качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 222 175 руб.; начисления и взыскания пени по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 41 713,56 руб.; уплаты налога на прибыль организаций в городские округа в сумме 14 083 руб.; начислении пени но налогу на прибыль организаций в городские округа в сумме 6466,80 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российский Федерации, в сумме 119 602 руб.; начислении пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российский Федерации в сумме 54920, 23 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 35 173 руб.; начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 16151, 15 руб.; взыскания штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 8 127, 26 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Выдать Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в г. Краснодаре, ИНН 2309048516 справку на возврат государственной пошлины на сумму 2000 рублей уплаченной по квитанции от 05.11.2008 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд".
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару от 08.10.07 г. N 201 проведена выездная налоговая проверка "МРО Свидетелей Иеговы в г. Краснодаре" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты: НДС за 2004 г., ЕСН за 2004 г., НДФЛ удержанный предприятиями с 01.01.04 г. по 31.12.2006 г., налог на имущество организаций за 2004 г., налог на прибыль Городской бюджет за 2004 г., налог на прибыль Краевой бюджет за 2004 г., налог на прибыль Федеральный бюджет за 2004 г., УСН (доходы) с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2004 г.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен Акт N 12-09/08700дсп от 05.06.2008 г., на основании которого налоговым органом было вынесено решение от 06.08.2008 г. N 12-09/11636 дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершения налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст. 122 НК РФ, п.2 ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 126 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.
Кроме того, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю N 27-13-742-1358 от 13.11.2008 г. решение ИФНС России N 5 по г. Краснодару изменено путем отмены его резолютивной части:
п. 1: в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 5850 руб.; в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 54507 руб.;
п. 2: в части начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 8127, 26 руб.;
п. 3.1.1: в части уплаты налога на имущество организаций в сумме 29350 рублей.
Указанные обстоятельства повлекли уточнение заявителем требований в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д.88 т.2).
В силу ст. 101.2 НК РФЮ в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Поскольку решение инспекции в части штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 8 127,26 рублей было отменено УФНС России по Краснодарскому краю, таковое не вступило в законную силу и не могло повлечь за собой неблагоприятных последствий для налогоплательщика, так как не могло быть исполнено. Таким образом, в указанной части оспоренный ненормативный акт отсутствует, таковой не мог повлечь за собой негативных последствий с момента издания, поскольку не вступил в законную силу. Суд первой инстанции должен был производство по делу в указанной части прекратить.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009 г. следует отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару N 12-09/1163 от 06.08.2009 г. в части штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 8 127,26 рублей. В указанной части производство по делу необходимо прекратить.
В остальной части решение суда от 23.06.2009 г., с учетом исправительного определение от 24.06.2009 г., следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, в связи со следующим.
Как следует из решения инспекции, доначисление налога на прибыль за 2004 г. обусловлено тем, что на расчетный счет организации поступили денежные средства (добровольные пожертвования) на уставную деятельность, из которых:
1 243 760 руб. было направлено на предоставление беспроцентного займа Мецгеру А.А. согласно договору N 3 от 4 сентября 2004 года на приобретение объекта для последующего его использования в удовлетворении духовных потребностей физических лиц;
703 576 руб. перечислены в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России;
С 2005 г. Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в г.Краснодаре в соответствии с главой 26.2 НК РФ применяет упрощенную систему налогообложения.
Проверкой установлено, что добровольные пожертвования на уставную деятельность в размере 511 220 руб. были перечислены в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России.
Доначисление налога по УСН за 2006 г. связано с тем, что добровольные пожертвования на уставную деятельность были направлены:
2 070 000 руб. - на предоставление беспроцентного займа Логинову А.А. согласно договору N 7 от 20.03.2006 года на приобретение объекта для последующего использования в удовлетворении духовных потребностей физических лиц;
1 113 430 руб. - в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России.
Позиция инспекции мотивирована тем, что доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований) целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами (абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ), и, соответственно, указанные доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации и при исчислении единого налога. Инспекция указывает, что полученные денежные средства от физических лиц в виде добровольных пожертвований, предназначенные организации МРО Свидетелей Иеговы, использовались организацией не по назначению, в частности, израсходованы на предоставление беспроцентных целевых займов, направлены в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России.
Доводы инспекции в части перечисления денежных средств в РО Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России подлежат отклонению в связи со следующим.
Организация является религиозным объединением, созданным для совместного исповедания и распространением веры, удовлетворения духовных потребностей и осуществляет свою деятельность в соответствии зарегистрированном порядке Уставом, ФЗ РФ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", ФЗ РФ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Направление добровольных пожертвований в Религиозную организацию "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" согласуется с целями ее деятельности и не влечет возникновения недоимки по налогам, установленным законодательством РФ, а также привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Согласно п. 1.6 Устава, организация входит в структуру существующей централизованной религиозной организации - Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России.
В соответствии с п. 2.1 Устава организации целями и задачами ее деятельности являются совместное исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей. Поддержка деятельности религиозной конфессии Свидетелей Иеговы.
На основании п. 2.2.8 Устава одной из основных форм деятельности организации является сотрудничество с другими организациями и объединениями Свидетелей Иеговы, содействие их деятельности. Осуществление взаимодействия с Центром и направленными им представителями. Осуществление, в случае необходимости, благотворительной деятельности в установленном законом порядке.
В силу ст. 15 ФЗ РФ от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных соединениях" религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.
П. 1.1. Устава Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" определяет, что данное юридическое лицо является централизованной религиозной организацией, объединяющей входящие в нее на добровольной основе религиозные объединения Свидетелей Иеговы, образованные для совместного исповедания и распространения веры.
В п. 2.1. Устава указано, что задачами и целями данной организации являются исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей. Поддержка деятельности религиозных объединений Свидетелей Иеговы.
Организация, как самостоятельное юридическое лицо, вправе была принимать решения о направлении пожертвований в адрес Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России". Указанные действия соответствуют п. 2.1 Устава, так как поддержка деятельности Свидетелей Иеговы может быть различной, в том числе, в виде оказания финансовой помощи. Тем более, что действующее законодательство РФ не устанавливает ограничения в возможности религиозным организациям поддерживать другие подобные объединения путем направления добровольных пожертвований.
В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Лица, осуществлявшие пожертвования организации денежных средств, не устанавливали ей какого-либо конкретного назначения их использования. Поэтому вывод инспекции о нецелевом использовании денежных средств не соответствует фактическим обстоятельствам.
Кроме того, инспекцией не учтено, что в письме УФНС РФ по г. Москве от 02.08.2006 N 18-11/3/68210@) разъяснено следующее:
На основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
На основании п. 14 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами. Следовательно, данные доходы учитываются при исчислении единого налога.
Таким образом, суммы, полученные некоммерческой организацией в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.
Общество подтвердило использование денежных средств на уставную деятельность, инспекция доказательств обратного не представила.
Доводы инспекции о нецелевом использовании денежных средств в связи с расходованием их на предоставление беспроцентных целевых займов также отклоняются.
В соответствии с уставом, задачами организации являются осуществление совместного и личного богослужения, основанного на Священном Писании (Библии); ознакомление людей со Священным Писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, обучение религии и религиозной воспитание; поддержка деятельности религиозной конфесии Свидетелей Иеговы.
Согласно п. 2.2.3 Устава одной из форм деятельности организации является подготовка и проведение богослужений, религиозных собраний, конгрессов и иных религиозных мероприятий в культовых зданиях и сооружениям и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных ей для этих целей на договорных началах, а также в жилых помещениях.
Кроме того, организация вправе осуществлять строительство и содержание культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специального предназначения для использования в религиозных целях (п. 2.2.7 Устава).
Организация может осуществлять другие законные действия для достижения предусмотренным Уставом целей и задач на основании действующих законов Российской Федерации (п. 2.210 Устава).
Нормами ФЗ РФ oт 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "Свободе совести и о религиозных Объединениях установлено, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а так же в жилых помещениях.
На основании ст. 21 ФЗ РФ от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (ст. 810 ГК РФ).
Вместе с тем, фактические отношения по заключению и исполнению договоров займа свидетельствуют о том, что денежные средства по договорам не поступили в собственность гражданам, поскольку изначально предоставление денежных средств было ограничено целями их использования для строительства помещений для отправления богослужения. Т.е. денежные средства получены физическими лицами не для целей удовлетворения их личных потребностей, а для целей использования религиозной организацией. Фактически, физические лица приобретая жилые помещения, действовали не в своих личных интересах, а в интересах религиозной организации.
Заключение договоров беспроцентного целевого займа между организацией и гражданами (Мецгер А.А., Логинов А.А.) в целях приобретения последними объекта недвижимого имущества для последующего его использования в удовлетворении духовных потребностей физических лиц, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, носи характер притворных сделок. Фактически действия организации были направлены на получение в ее распоряжение недвижимого имущества, используемого для проведения богослужений, религиозных обрядов. Указанный вывод подтверждается представленными в дела документами.
До заключения договора беспроцентного целевого займа Логинов А.А. заключил 03.10.2005 г. договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Летняя, 2, и получил разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке (выдано Главой Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара 15.03.2006 г., N 312).
Следовательно, у организации были достаточные основания полагать, что у Логинова А.А. имеется возможность приобрести на заемные средства право собственности в отношении вновь создаваемого недвижимого имущества, пригодного для проведения богослужений и иного использования в религиозной деятельности.
17.07.2006 г. Логинов А.А. получил разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома (распоряжение Главы Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара N 1333), на основании которого в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2006 г. была сделана запись регистрации права.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 15.12.2006 г. Логинов А.А. купил земельный участок, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Летняя, 2.
В материалы дела также представлено завещание Логинова А.А., которым указанное домовладение и земельный участок завещается организации, что также подтверждает мнимый характер спорных сделок.
Каких-либо доказательств, подтверждающих использование Логиновым А.А. полученных средств на иные цели, а равно сведений, указывающих на использование жилого дома по ул. Летней, 2, не для удовлетворения духовных потребностей физических лиц, являющихся свидетелями Иеговы, а для удовлетворения потребностей заемщиков в жилье, налоговым органом не представлено.
Доводы инспекции в части представления займа Мецгеру А.А отклоняются по аналогичным основаниям.
Проверкой установлено, что на сумму займа Мецгером А.А. по договору купли-продажи N 01 АА 096640 у Мякишевой Н.А. был приобретен жилой дом по адресу: пер. Первомайский д. 20, поселок Яблоновский, Тахтамукайского района, республики Адыгея и земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью пятьсот девяноста семь кв. м. (жилой дом продан за 417 869 руб., а земельный участок за 5 821 руб.)
Приобретенный жилой дом был разрушен, Мецгер А.А. обратился с просьбой разрешить строительство жилого дома взамен старого на указанном земельном участке.
Постановлением Администрации муниципального образования Тахтамукайский район за N 1078 от 9.11.2004 года Мецгеру А.А. разрешено строительство одноэтажного жилого дома по индивидуальному проекту взамен старого в пос. Яблоновском по пер. Первомайскому, 20.
На построенный жилой дом общей площадью 138,4 кв.м. имеется технический паспорт, выданный ДФГУП "Тахтамукайтехинвентаризация", и Распоряжением N 78 от 02.2005 года утвержден акт N1 от 4 февраля 2005 года приема в эксплуатацию законченного строительства жилого дома в пос. Яблоновском пер. Первомайский, 20.
Постановлением Администрации Муниципального образования Тахтамукайский район N 1367 от 19.08.2005 года по просьбе Мецгер А.А., построенный жилой дом с земельным участком площадью 597 кв.м. в пос. Яблоновском по пер. Первомайский, 20 переведен в нежилое строение, офис по обучению персонала.
В период налоговой проверки был проведен осмотр указанного помещения и составлен протокол осмотра N 16-468 от 22.10.2007 года. При осмотре установлено, что указанное помещение фактически предназначено для религиозного обучения библии.
Указанные фактические обстоятельства отражены в решении инспекции (стр.2 решения) и ею не оспариваются. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители организации подтвердили, что имущество, приобретенное Мецгером А.А., использовалось для удовлетворения духовных потребностей физических лиц.
Иными словами, договоры займа прикрывали сделки по получению недвижимого имущества в распоряжение организации для последующего его использования в удовлетворении духовных потребностей физических лиц, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, т.е. фактически для уставных целей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару N 12-09/1163 от 06.08.2009 г. в указанной части незаконным.
Привлечение организации к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, является не обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Согласно решению инспекции, в нарушение статей 226 и 230 НК РФ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, налоговым агентом в течение налогового периода не исчислялась, сведения о полученном доходе в налоговый орган не представлялись, что, по мнению последнего, свидетельствует о совершении организацией налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
В силу ст. 212 НК РФ, доходом налогоплательщика является, в том числе, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса.
Учитывая мнимый характер договоров займа, отсутствие доказательств использования физическими лицами, полученных денежных средств в целях удовлетворения потребностей в жилье, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у физических лиц не возникло материальной выгоды, они не должны были уплачивать НДФЛ, следовательно, у организации отсутствовала обязанность по представлению сведений о доходах, что исключает возможность привлечения к ответственности по ст.126 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение инспекции в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 44 435 руб., привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб.; уплаты единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших к качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 222 175 руб.; начисления и взыскания пени по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 41 713,56 руб.; уплаты налога на прибыль организаций в городские округа в сумме 14 083 руб.; начислении пени но налогу на прибыль организаций в городские округа в сумме 6466,80 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российский Федерации, в сумме 119 602 руб.; начислении пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российский Федерации в сумме 54920, 23 руб.; уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 35 173 руб.; начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 16151, 15 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009 г. по делу N А32-23590/2008 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N5 по г. Краснодару N 12-09/1163 от 06.08.2009 г. в части штрафа по налогу на имущество в сумме 60 377 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 8 127,26 рублей.
В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда от 23.06.2009 г., с учетом исправительного определение от 24.06.2009 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23590/2008
Истец: Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.Краснодаре
Ответчик: ИФНС России N5 по г. Краснодару
Кредитор: Арбитражный суд Краснодарского края