г.Москва |
N А40-27153/09-17-157 |
29 марта 2011 г. |
N 09АП-3783/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.03.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Попова В.И., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "КСЦ "Переделкино"
на определение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2010
об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения
по делу N А40-27153/09-17-157 судьи Поляковой А.Б.
по заявлению ЗАО "КСЦ "Переделкино"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г.Москве,
третье лицо Департамент земельных ресурсов г.Москвы,
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Стружкова А.С. по доверенности от 08.02.2011, паспорт 4505 069254, Гнатюк А.В. по доверенности от 28.02.2011, паспорт 46 06 546286,
представителя ответчика Помогаевой О.В. по доверенности от 29.12.2010, паспорт 46 02 756113,
представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "КСЦ "Переделкино" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г.Москве по организации проведения государственной кадастровой оценки земель г.Москвы, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 77:07:15004:010; г.Москва, ул.6-я Лазенки) в размере 8 768 562 034,70 руб. из расчета 12 445,55 руб. за один квадратный метр, включая действия:
- по отнесению земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 к седьмому виду разрешенного использования,
- по ненадлежащей проверке отчета ФГУП ФКЦ "Земля" в части земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010,
- по предоставлению в ДЗР г.Москвы сведений о неверно рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010,
- по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 в государственный земельный кадастр,
- по указанию в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 кадастровой стоимости в размере 8 768 562 034,70 руб.
Кроме того, заявитель просил суд обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО КСЦ "Переделкино".
Решением от 31.08.2009, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г.Москвы в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал, сославшись на соблюдение ответчиком установленного действующим законодательством порядка организации проведения оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка. Суд указал также, что вопрос о правильности определения независимым оценщиком кадастровой стоимости земельного участка требует специальных познаний и наличия исчерпывающей информации о всех факторах, влияющих на определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, а потому может быть решен только путем проведения экспертизы, ходатайство о проведении которой не заявлено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 названное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Федеральным арбитражным судом Московского округа 11.03.2010 вынесено постановление, которым указанные судебные акты оставлены без изменения.
Как видно из материалов дела, ЗАО КСЦ "Переделкино" обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о пересмотре состоявшихся судебных актов в порядке надзора.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 надзорное производство N ВАС-7378/10 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-27153/09-17-157 было приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу Арбитражного суда Омской области N А46-9432/2009 (надзорное производство N ВАС-7309/10) в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.
Определением от 27.10.2010 в связи с опубликованием на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ постановления от 21.09.2010 N 7309/10 надзорное производство N ВАС-7378/10 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-27153/09-17-157 Высшим Арбитражным Судом РФ было возобновлено.
08.11.2010 Высшим Арбитражным Судом РФ вынесено определение N ВАС-7378/10 об отказе в передаче дела N А40-27153/09-17-157 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2009, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.2010.
Вместе с тем Высший Арбитражный Суд РФ указал на то, что заявитель имеет право в соответствии с п.1 ст.311 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
ЗАО КСЦ "Переделкино" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда г.Москвы от 31.02.2009 по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на наличие постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу Арбитражного суда Омской области N А46-9432/2009, которым изменена практика применения положений законодательства по существу возникшего в рамках настоящего дела спора.
Определением от 27.12.2010, вынесенным по настоящему делу, Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявления Общества о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, сославшись на то, что в определении ВАС РФ от 08.11.2010 N ВАС-7378/10 указано на возможность обращения Общества с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, однако не указано на необходимость и обязательность такого пересмотра арбитражному суду первой инстанции. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что в заявлении Общества не содержится обоснования, каким образом практика применения земельного законодательства, установленная вышеуказанным постановлением Президиума ВАС РФ, разъясняющая неправомерность утверждения постановлением Правительства Омской области результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г.Омска в границах кадастрового района в виде таблицы конкретных средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр, без утверждения Правительством Омской области иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель, соотносится с требованием заявителя о признании незаконными действий по отнесению земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 к седьмому виду разрешенного использования. Суд первой инстанции указал, что постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 положения земельного законодательства по вопросу отнесения земельных участков к тому или иному виду разрешенного использования, по надлежащей проверке уполномоченным государственным органом отчетов о кадастровой оценке, по порядку предоставления сведений о кадастровой стоимости земельного участка не разъяснялись.
Не согласившись с данным определением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы. При этом податель жалобы ссылается на то, что обстоятельства, являющиеся основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, установлены определением ВАС РФ от 08.11.2010 N ВАС-7378/10, в котором указано, какие именно разъяснения постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 о практике применения земельного законодательства должны быть учтены арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве в судебном заседании и письменном отзыве на жалобу изложенные в ней доводы не признал, просил оставить обжалуемое определение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал, что требования, заявленные ЗАО КСЦ "Переделкино" в настоящем деле, иные, чем требования, заявленные по делу N А46-9432/2009, рассмотренные ВАС РФ в порядке надзора. Полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не указано, какие именно разъяснения постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 о практике применения земельного законодательства не были учтены арбитражным судом при принятии решения от 31.08.2009, способные повлиять на выводы суда при принятии судебного акта, применительно к заявленным требованиям.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, в данном ходатайстве выражается мнение о законности и обоснованности обжалуемого определения суда.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого определения суда с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Существо спора, рассмотренного в рамках настоящего дела, заключается следующем.
ЗАО КСЦ "Переделкино" 18.11.2008 обратилось к ответчику с запросом о предоставлении информации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Общества.
В письме от 19.12.2008 Управление сообщило, что в отношении участка проведен комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории г.Москвы в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Как указывалось выше, заявитель обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г.Москве по организации проведения государственной кадастровой оценки земель г.Москвы, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 77:07:15004:010; г.Москва, ул.6-я Лазенки) в размере 8 768 562 034,70 руб. из расчета 12 445,55 руб. за один квадратный метр, включая действия: по отнесению земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 к седьмому виду разрешенного использования; по ненадлежащей проверке отчета ФГУП ФКЦ "Земля" в части земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010; по предоставлению в ДЗР г.Москвы сведений о неверно рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010; по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 в государственный земельный кадастр; по указанию в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 кадастровой стоимости в размере 8 768 562 034,70 руб.
В определении от 08.11.2010 N ВАС-7378/10 по настоящему делу Высший Арбитражный Суд РФ указал следующее:
"Отказывая в удовлетворении требования о незаконными действий Управления, связанных с установлением размера кадастровой стоимости земельного участка, суды исходили из того, что Управлением соблюден установленный действующим законодательством порядок организации проведения оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судами было указано на то, что результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы, проведенные федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", были утверждены в соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и введены в действие с 01.01.2008 Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В Приложении 1 к названному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города.
Суды сочли, что результаты государственной кадастровой оценки каждого конкретного земельного участка, в том числе и спорного земельного участка заявителя, который был отнесен к 7 виду разрешенного использования, равно как и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы, являются неотъемлемой составной частью отчета о выполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель города Москвы, утвержденного ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Управлением сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11.1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215.
Вместе с тем в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 определен следующий подход к применению положений земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000 N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В период совершения управлением оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу 17.05.2008) подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр".
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 08.11.2010 N ВАС-7378/10 указал на наличие иного правового подхода к применению положений земельного законодательства, согласно которому под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Пунктом 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 311 АПК РФ может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам также судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 299 АПК РФ выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 АПК РФ, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В настоящем случае налицо указанная ситуация - в определении от 08.11.2010 N ВАС-7378/10 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что принимая во внимания, что вышеприведенная практика применения положений законодательства определена Высшим Арбитражным Судом РФ после принятия оспариваемых судебных актов, ЗАО КСЦ "Переделкино" в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 "О внесении дополнений в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам", имеет право в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 08.11.2010 прямо указал на возможность пересмотра судебного акта по делу N А40-27153/09-17-157 по вновь открывшимся обстоятельством в связи с наличием практики применения положений земельного законодательства, определенной постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10.
Что касается выводов суда первой инстанции относительно того, что практика применения земельного законодательства, установленная вышеуказанным постановлением Президиума ВАС РФ, не соотносится с заявленными ЗАО КСЦ "Переделкино" в рамках настоящего дела требованиями, то они представляются необоснованными. Как следует из изложенного выше, Обществом в рамках рассматриваемого дела в том числе были заявлены требования о признании незаконными действий ответчика по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 в государственный земельный кадастр, по указанию в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 77:07:15004:010 кадастровой стоимости в размере 8 768 562 034,70 руб. Следует согласиться с доводами заявителя о том, что подход к применению положений земельного законодательства, определенный вышеназванным постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10, имеет непосредственное отношение к требованиям Общества, принимая во внимание, что внесение сведений об экономических характеристиках земельного участка в государственный земельный кадастр и указание в кадастровом плане его кадастровой стоимости возможны при условии утверждения кадастровой стоимости данного земельного участка в установленном порядке.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2010 по делу N А40-27153/09-17-157 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27153/2009
Истец: ЗАО КСЦ "Переделкино"
Ответчик: управление факон по г. москве, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление ФСГРКиК по г. Москве
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы