г. Томск |
Дело N 07АП- 8647/09 |
12 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии: без участия (извещены), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25.08.2009 года по делу N А45-14896/2009 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "ВОСК", г. Новосибирск
третье лицо: Медведев Андрей Георгиевич, р.п. Мошково Новосибирской области
о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска, заявитель, налоговый орган, Инспекция, апеллянт) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью "ВОСК" (далее - ООО "ВОСК", Общество) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "ВОСК" за государственным регистрационным номером 2045401947347 и государственным регистрационным номером (далее по тексту - ГРН) 2045401947336 (дело N А45-14896/2009).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Медведев Андрей Георгиевич.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.08.2009 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- Медведев А.Г. ни руководителем, ни учредителем ООО "ВОСК" не является и никогда не являлся; протокол допроса отвечает требованиям статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), составлен в рамках осуществления мероприятий по налоговому контролю; если бы регистрирующий орган в лице ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска мог обнаружить данное обстоятельство на момент государственной регистрации, то на основании пункта 1 статьи 23 ФЗ N 129-ФЗ вынес бы решение об отказе в государственной регистрации; регистрация осуществлена на основании мнимой, ничтожной сделки; судом нарушена статья 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
ООО "ВОСК", третьим лицом Медведевым А.Г. отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, ООО "ВОСК", третье лицо по последнему известному суду месту нахождения, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 августа 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.10.2004 Волков Александр Евгеньевич по договору купли-продажи передал в собственность Медведева Андрея Георгиевича принадлежащую ему долю в уставном капитале ООО "ВОСК".
Решением единственного участника ООО "ВОСК" Медведева Андрея Георгиевича от 13.10.2004 внесены изменения в Устав Общества, директором назначен Медведев Андрей Георгиевич.
18.10.2004 на основании представленных Медведевым Андреем Георгиевичем 14 октября 2004 года документов ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска принято решение N 3930 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ВОСК" (ГРН 2045401947347) и решение N 3931 о регистрации изменений в сведения ООО "ВОСК", не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "ВОСК" (ГРН 2045401947336).
Должностным лицом налогового органа 24.04.2009 проведен допрос Медведева А. Г., который сообщил, что не является ни учредителем, ни директором ООО "ВОСК", никакого отношения к их финансово-хозяйственной деятельности Общества не имеет, подписывал чистые листы бумаги, отдавал свой паспорт незнакомому лицу за деньги (протокол допроса свидетеля N 49 от 24.04.2009).
Указанные обстоятельства явились основанием для признания налоговым органом сведений, предоставленных Обществом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ВОСК".
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия правовых оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации юридического лица; непредставления заявителем достаточных доказательств, подтверждающих доводы налогового органа о недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован главами IV и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В силу подпунктов "а" и "б" статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, полного пакета документов в соответствии со статьей 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ)).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом "а" статьи 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
Изменения, связанные со сменой единоличного исполнительного органа, подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления, которое в силу пункта 1 статьи 9 названного Закона удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявителем при государственной юридического лица в силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации могут являться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Таким образом, возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).
Из материалов дела усматривается, что на основании представленных на государственную регистрацию документов от 14.10.2004 года руководителем и единственным участником ООО "ВОСК" является Медведев Андрей Георгиевич.
Основаниями для обращения налогового органа с настоящим заявлением явился протокол допроса указанного лица, подтвердившего его непричастность к Обществу.
Между тем, Инспекцией не представлено достаточных доказательств, в безусловной мере свидетельствующих о том, что в представленных на государственную регистрацию ООО "ВОСК" документах имелись недостоверные сведения.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как правомерно указано судом первой инстанции, одних только показаний Медведева, числящегося руководителем общества, о том, что он не подавал в налоговый орган заявлений о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лицею и не является его законным представителем, недостаточно для признания установленным факта регистрации юридического лица по подложным документам или вывода о том, что данное лицо не является руководителем данной организации, с учетом того, что доводы указанного лица могут быть расценены как попытка ухода от ответственности перед кредиторами общества, в том числе осуществления расчетов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а равно иной ответственности, предусмотренной законодательством.
При этом, как следует из представленного в материалы дела допроса, Медведев А.Г. не отрицает факт подписания каких-то листов, принесенных неизвестными лицами, за соответствующую плату.
В связи с чем, сведения, содержащиеся в указанном протоколе допроса, никакими иными доказательствами по делу не подтверждены; доказательств того, что подпись Медведева в поданном заявлении на государственную регистрацию, а равно соответствующее её удостоверение нотариусом, недостоверны, в материалы дела не представлено; факт не удостоверения нотариусом документов и подписи под сомнение не поставлен.
Выводы суда первой инстанции о недопустимости указанного протокола, как полученного вне рамок налогового контроля, не повлекли принятие по существу неправильного решения.
При таких обстоятельствах, протокол допроса, кроме того, проведенный по истечении длительного периода времени с момента осуществления оспариваемой государственной регистрации регистрирующим органом, не подтвержденный иными доказательствами, свидетельствующими о том, что на момент регистрации у Медведева А.Г. отсутствовала как возможность, так и желание быть участником юридического лица, в связи с чем представлены на регистрацию заведомо ложные сведения, бесспорно не подтверждают того, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества, касающихся изменения его руководителя, осуществлена по документам, содержащим недостоверные сведения. В рассматриваемом случае ООО "ВОСК" в силу статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ может быть признано недействующим и исключено из реестра юридических лиц по правилам указанной нормы и при наличии всех обстоятельств, свидетельствующих о прекращении юридическим лицом своей деятельности; а равно применены последствия, установленные ст. 25 Закона N129-ФЗ.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 25 августа 2009 года по делу N А45-14896/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14896/2009
Истец: ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "ВОСК"
Третье лицо: Медведев Андрей Георгиевич
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8647/09