г. Киров |
12 ноября 2009 года |
|
Дело N А82-13508/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании
представителей заявителя
Гурьева Д.В., действующего на основании доверенности от 24.12.2008 N 689,
Лисицыной О.С., действующей на основании доверенности от 24.12.2008 (л.д. 24),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13508/2009,
принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ" (далее - заявитель, Общество, ООО "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2009 N 78-09/192 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 заявленные требования ООО "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ" удовлетворены, постановление Управления признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Территориальное управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, выразившееся в применении статьи 2.9 КоАП РФ, не подлежащей применению.
По мнению административного органа, то обстоятельство, что срок переоформления паспорта сделки нарушен на 1 календарный день, не может свидетельствовать о малозначительности вменяемого административного правонарушения, событие которого возникает на следующий день после истечения установленного законом срока. Общество имело возможность представить в уполномоченный банк Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, однако никаких действий для этого не предприняло.
Общество в отзыве с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно, считает принятый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения. В судебном заседании представители заявителя поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило, известило о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, старшим контролером - ревизором отдела валютного контроля Бутыриной Н.А. проведена проверка ООО "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ", расположенного по адресу: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 75, по вопросу соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки установлено, что ООО "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ" (Продавец) заключило Контракт с закрытым акционерным обществом "Объединенные технологии" (Покупатель) от 29.02.2008 N 112-316-ДП/К/2/2008 на поставку продукции производства ОАО "ЯЗДА" на общую сумму 1 000 000 рублей. Поставка товара предусмотрена на условиях 100% предоплаты. Срок действия Контракта - до 31.05.2008.
Обществом в филиале Акционерного Коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) Городском отделении N 17 был оформлен паспорт сделки N 08030011/1481/1932/1/0. Дата завершения исполнения обязательств, указанная резидентом в соответствующей графе паспорта сделки - 31.12.2008.
17.07.2008 в связи с переходом в другой банк в Акционерном Коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (открытого акционерного общества) Северный банк оформлен паспорт сделки N 08070024/1481/1800/1/0.
Дополнительным соглашением от 07.10.2008 N 5 внесены изменения в Контракт в связи с внесением изменений в учредительные документы Продавца в части указания юридического адреса Общества: г. Ярославль, ул. Лисицына, д. 56. 24.09.2008 Общество произвело отгрузку товара на общую сумму 87493, 87 руб., что подтверждается международной товарно - транспортной накладной N Т6202740 (л.д. 91) и счетом - фактурой от 24.09.2008 N Т6202740.
Изменения, внесенные в Контракт дополнительным соглашением от 07.10.2008 N 5, в паспорт сделки N 08070024/1481/1800/1/0 Обществом внесены 16.10.2008 за N 02.
Результаты проверки отражены в протоколе об административном правонарушении от 13.08.2009 N 78-09/192.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем Территориального управления вынесено постановление от 18.08.2009 N 78-09/192, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вред интересам граждан, общества и государства, в связи с чем, признал совершенное правонарушение малозначительным, освободил Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В силу ст. 20 Закона N 173-ФЗ при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом оформляется паспорт сделки, правила оформления которого, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального банка РФ N 117-И от 15.06.2004 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспорта сделки" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пункту 3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением случаев изменения наименования банка паспорта сделки, при реорганизации банка паспорта сделки только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк паспорта сделки следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном Инструкцией N 117-И.
Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции N 117-И, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (пункт 3.15.1 Инструкции N 117-И).
По смыслу данной нормы срок представления документов, указанных в пункте 3.15 Инструкции, связывается с датой наступления наиболее раннего обстоятельства: либо осуществления валютной операции, либо представления агенту валютного контроля соответствующих документов (информации). В любом случае обязательное (в силу нормы права) оформление либо переоформление отчетного документа (отчетной формы), призванного довести до сведения уполномоченного банка значимую для целей валютного контроля информацию, должно предшествовать первоочередному событию (действию), имеющему аналогичное значение, либо хронологически совпадать с ним.
Во исполнение указанных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение N 5 было принято 07.10.2008, отгрузка товара была произведена в сентябре 2008 года, таким образом, Обществу следовало переоформить паспорт сделки N 08070024/1481/1800/1/0 в срок до 15.10.2008. Изменения по Контракту, внесенные дополнительным соглашением от 07.10.2008 N 5, в паспорт сделки N 08070024/1481/1800/1/0 Обществом внесены 16.10.2008 за N 02, то есть с нарушением установленного срока на 1 день.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что обязанность по представлению в банк паспорта сделки документов, предусмотренных пунктом 3.15 Инструкции N 117-И, исполнена им с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом фактических обстоятельств дела и характера совершенного Обществом деяния, а именно: нарушение срока представления отчетности наряду с соблюдением порядка ее представления (формы представленной документации; ее представление в уполномоченный банк, указанный в законе; представление отчетности по сделке, фактически совершенной Обществом); незначительность пропуска установленного законом срока (1 день); отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба; отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (фактическое исполнение обязанности, возложенной на Общество законом), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности применения судом первой инстанции положения статьи 2.9 Кодекса.
Довод административного органа о том, что наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем отсутствие вредных последствий в данном случае не свидетельствует о малозначительности данного правонарушения, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку вывод Арбитражного суда Ярославской области о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылка Управления на то, что дополнительное соглашение от 07.10.2008 N 6, изменяющее адрес места нахождения Общества, не является определяющим документом, и резидент должен был представить свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не влияющий на правильность обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13508/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13508/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5118/2009