"13" ноября 2009 г. |
|
г. Красноярск |
Дело NА69-779/2009-8 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
прокурора Республики Тыва - Кулябовой Ю.А., Балыковой Е.С. на основании служебных удостоверений,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва - Ооржака О.Б. по доверенности от 30.08.2009,
общества с ограниченной ответственностью "Соляной карьер Дус-Даг" - директора Чынгылапа Ш.Б.,
государственного унитарного предприятия "Соляной карьер Дус-Даг" - внешнего управляющего Хертека А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва
о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при создании от 01 июня 2008 года N 203,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при создании от 01 июня 2008 года N 203.
Заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва и общество с ограниченной ответственностью "Соляной карьер "Дус-Даг". Решением Арбитражного суда Республики Тыва "25" июня 2009 года по делу N А69-779/2009-8 в удовлетворении заявления отказано.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 суд апелляционной инстанции определил перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие "Соляной карьер "Дус-Даг" и общество с ограниченной ответственностью "Соляной карьер "Дус-Даг". В качестве правовых оснований для признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о государственной регистрации юридического лица при создании от 01 июня 2008 года N 203 первый заместитель прокурора Республики Тыва указал следующее:
- заявление о регистрации общества подано директором, тогда как в силу статьи 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" заявителем может быть учредитель юридического лица при его создании; - в представленных на регистрацию документах отсутствовало согласие собственника имущества унитарного предприятия и устав предприятия, утвержденный (согласованный) собственником;
- отсутствует согласие собрания кредиторов на совершение внешним управляющим крупной сделки по отчуждению имущества; - замещение активов должника возможно только путем создания на базе должника одного открытого акционерного общества либо нескольких открытых акционерных обществ.
Налоговый орган представил отзыв, в котором считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, оспариваемое решение о государственной регистрации юридического лица при создании принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09-00 часов 30.10.2009 до 10-00 часов 06.11.2009.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании Государственного унитарного предприятия "Соляной карьер "Дус-Даг" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.01.2007 по делу А69-1399/08-3 на предприятии введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утвержден арбитражный управляющий Хертек Александр Оданович.
Министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва в рамках мероприятий, связанных с восстановлением платежеспособности предприятия-должника, издано распоряжение от 27.05.2008 N 285-р, согласно которому предприятию дано согласие на совершение крупной сделки, связанной с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника, для создания нового предприятия. Внешнему управляющему дано указание выступить учредителем ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" с вложением в уставный капитал имущества по оценочной стоимости.
Во исполнение указанного распоряжения ГУП "Соляной карьер "Дус-Даг" в лице внешнего управляющего Хертека А.О. 31.05.2008 приняты решения: об учреждении ООО Соляной карьер "Дус-Даг" с уставным капиталом в размере 5 173 156 рублей; утверждении денежной оценки имущества, вносимого в уставный капитал согласно приложению N 1, в размере 5 173 156 рублей; утверждении устава и назначении директором общества Чынгылап Ш.Б.
Актом приема-передачи от 31.07.2008 имущество на общую сумму 5 173 156 рублей передано от ГУП "Соляной карьер "Дус-Даг" в ООО "Соляной карьер "Дус-Даг".
На основании заявления директора вновь созданного общества налоговым органом принято решение от 01.06.2008 N 203 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "Соляной карьер "Дус-Даг".
Прокурор, посчитав, что регистрация юридического лица произведена в нарушение норм действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд, при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, первый заместитель прокурора Республики Тыва оспаривает решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о государственной регистрации юридического лица при создании от 01 июня 2008 года N 203. Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица от 01.06.2008 N 203, на государственную регистрацию юридического лица при создании директором общества с ограниченной ответственностью "Соляной карьер "Дус-Даг" представлены следующие документы: заявление по установленной форме; устав; решение о создании юридического лица; акт приема-передачи имущества; документ об уплате государственной пошлины.
Заявление о государственной регистрации по форме Р11001 подписано руководителем регистрируемого юридического лица - директором ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" Чынгылап Ш.Б.
В качестве одного из оснований для отмены оспариваемого решения о государственной регистрации прокурор Республики Тыва указал, что заявление о государственной регистрации подписано неуполномоченным лицом.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из анализа указанной нормы следует, что до совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе, подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании.
Данный вывод подтверждается абзацем 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", из буквального толкования которого следует, что заявителем при государственной регистрации юридического лица при создании является учредитель (учредители).
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании N Р11001.
В подпункте 10.1.1 пункта 10 названной формы также указано, что при данном виде государственной регистрации заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее на основании полномочия.
Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированным в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица при создании заявителями могут выступать учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2005 N ГКПИ05-824 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Методических разъяснений в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного органа, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании.
Из вышеизложенного следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица не может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании.
Поскольку представленное для государственной регистрации юридического лица ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" заявление по форме Р11001 подписано руководителем постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица - директором Чынгылап Ш.Б., то есть не уполномоченным на то лицом, регистрирующий орган на основании статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязан был отказать в государственной регистрации юридического лица при создании.
Заявление, поданное и подписанное неуполномоченным лицом, не может считаться представленным на государственную регистрацию.
Довод налогового органа о том, что в его обязанности не входит правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 25 указанного закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать следующие выводы. Статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлены требования к содержанию пакета документов, представляемого для государственной регистрации юридического лица при создании. Названной статьей предусмотрены обязательные условия, которым должны соответствовать представляемые на государственную регистрацию документы. К таким условиям относятся: соответствие учредительных документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям и их достоверность. Заявитель в подаваемом на регистрацию заявлении подтверждает, представленные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о создании юридического лица.
Таким образом, обязанность по представлению на регистрацию документов, соответствующих установленным законом требованиям, содержащих достоверные сведения и принятых в соответствии с требованиями закона, лежит на заявителе. Заявитель, подписывая соответствующее заявление, подтверждает, что представленные на регистрацию документы являются законными и достоверными. Вместе с тем, приведенные правовые нормы не содержат положений о том, что заявитель подтверждает наличие у него полномочий на подписание заявления о государственной регистрации изменений.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что в статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится закрытый перечень лиц, имеющих право быть заявителями при государственной регистрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регистрирующий орган обязан проверять наличие у заявителя соответствующих полномочий при приеме документов на государственную регистрацию. С учетом изложенного, требование первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва о государственной регистрации юридического лица при создании от 01 июня 2008 года N 203 подлежит удовлетворению.
Остальные доводы, приведенные прокурором Республики Тыва в качестве оснований для отмены оспариваемого решения, не имеют правового значения, поскольку у регистрирующих органов отсутствует обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 июня 2009 года по делу N А69-779/2009-8 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение МИФНС N 4 по Республике Тыва о государственной регистрации юридического лица при создании от 01.06.2008 N 203.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-779/2009-8
Истец: Прокуратура Республики Тыва
Ответчик: ООО Соляной карьер "Дус-Даг", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Тыва, ГУП "Соляной карьер "Дус-Даг"
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3258/2009