г. Красноярск |
Дело N А74-3020/2009 |
17 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М., судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия - Тонкошкурова В.Н., на основании доверенности от 01.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2009 года по делу N А74-3020/2009, принятое судьей Каспирович Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, предмет которого был изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.06.2009 N 47 в части допущения следующих нарушений:
- приобретения основных средств на сумму 580 359,00 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения; - нарушения пункта 155 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, в виде выдачи денежных средств под отчет без письменного заявления в сумме 132 265,00 рублей;
- не ведение счета 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" на сумму 14 230 640,88 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2009 года заявление удовлетворено. Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 15.06.2009 N 47 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса признано недействительным в части нарушений на суммы 580 359,00 рублей, 132 265,00 рублей, 14 230 640,88 рублей, в связи с его несоответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия считает, что судом первой инстанции дано не правильное толкование норм материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- в нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 комитетом произведены расходы на приобретение основных средств на сумму 580 379,00 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения; - согласно пункту 115 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается; учетная политика учреждения не может изменять порядок ведения бюджетного учета, установленный Министерством финансов Российской Федерации; при оплате произведенных расходов виза руководителя на заявлении свидетельствует о целесообразности расходов;
- в нарушение Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, по оборотно-сальдовой ведомости за 2008 год не отражены счета 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" в сумме 14 230 640,88 рублей и 150201000 "Принятые бюджетные обязательства" в сумме 14 230 640,88 рублей; данные счета восстановлены во время проверки; - спор о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия неподведомственен арбитражному суду, поскольку оно не нарушает права и законные интересы заявителя, не создает для него препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, не является окончательным по решению указанных вопросов, не обладает силой принудительного исполнения (преследует цель устранения допущенных нарушений в добровольном порядке).
Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы. Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009 N 43-01-02-25/1287 и удостоверения от 23.01.2009 N 13 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия проведена проверка использования государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
28.05.2009 по итогам проверки составлен акт N 13, в котором зафиксированы выявленные нарушения, в том числе:
- в нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" произведены расходы на приобретение основных средств на общую сумму 580 359,00 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения; - в нарушении пункта 155 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, допускалась выдача денежных средств под отчет без письменного заявления всего на сумму 132 265,00 рублей, что является нарушением ведения бюджетного учета;
- в проверяемом периоде в бюджетном учете не велся счет 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" на сумму 14 230 640,88 рублей.
Госкомитетом представлены разногласия на акт проверки от 28.05.2009 года N 13. Заключением от 15.06.2009 N 80-05-22/924 разногласия не приняты. По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия вынесено представление N 47 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указаны зафиксированные в акте нарушения. Заявителю предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, о результатах рассмотрения проинформировать Росфиннадзор не позднее 30 дней с даты получения представления.
Полагая, что представление в части противоречит нормам бюджетного законодательства, государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства. По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, оспариваемое представление от 15.06.2009 N 47 вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия в соответствии с его полномочиями. Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что спор о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 15.06.2009 N 47 неподведомственен арбитражному суду.
Пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, вынесенные в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, отнесены к мерам принуждения.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В силу части 4 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.06.2009 N 47 отвечает признакам индивидуального правового акта, поскольку оно является актом уполномоченного государственного органа, вынесенным в установленном порядке, имеющим адресный характер и устанавливающим обязанности конкретного лица, влечет юридические и экономические последствия для заявителя в случае его исполнения или неисполнения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что настоящий спор о признании недействительным представления от 15.06.2009 N 47 подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22.09.2009 N 6720/09.
При этом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о недоказанности Росфиннадзором наличия у подписавшего оспариваемое представление лица полномочий на его вынесение и подписание. Оспариваемое представление подписано временно исполняющим обязанности руководителя Росфиннадзора Нанахтаевым Ю.А. Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.08.2009 Росфиннадзору было предложено представить приказ о возложении на Нанахтаева Ю.А. исполнения обязанностей руководителя Росфиннадзора. Указанного приказа в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что в 2008 году Госкомитетом приобретены основные средства (мебель, компьютеры, принтеры, кондиционеры, другие) на общую сумму 580 359,00 рублей за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7.1-7.5 Положения о Государственном комитете по занятости населения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.02.2007 N 28, Госкомитет является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим переданные полномочия в области содействия занятости населения, и входит в единую систему государственной службы занятости населения. Госкомитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) Республики Хакасия во взаимодействии с федеральными, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями. Госкомитет осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на содержание Госкомитета, центров занятости населения, а также на реализацию переданных полномочий в области содействия занятости населения.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" не установлено требование о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.
В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 статьи 7.1 указанного Закона установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 7.1).
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 36, настоящие Правила регулируют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение следующих полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий, оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации.
Согласно пунктам 30 и 31 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35, при расчете средств субвенции, связанных с расходами органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены затраты:
- затраты на оплату труда (с учетом начислений) органов и прочие выплаты работников службы занятости субъектов Российской Федерации (согласно бюджетной классификации расходы по статьям 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда", 211 "Оплата труда", 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на оплату труда"); - материальные затраты и прочие услуги (статьи 220 "Оплата работ, услуг", 221 "Услуги связи", 222 "Транспортные услуги", 223 "Коммунальные услуги", 224 "Арендная плата за пользование имуществом", 225 "Услуги по содержанию имуществом", 226 "Прочие услуги");
- другие затраты (статьи 290 "Прочие расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", в том числе 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости нематериальных запасов"), которые определяются исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе: зданий, машин и оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов и других предметов хозяйственного инвентаря); прочих основных средств.
Из приведенных норм следует, что перечень расходов органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации является открытым, указанные расходы органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации являются составной частью общего объема субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения. Приведенные нормативно-правовые акты не содержат требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что в объем расходов органов занятости населения должны включаться расходы, необходимые для организации осуществления их полномочий, включая материально-техническое обеспечение их деятельности.
Вывод суда первой инстанции о том, что приобретение Центром занятости населения основных средств (мебель, компьютеры, принтеры, жалюзи, другие) на общую сумму 790 489 рублей за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, не противоречит бюджетному законодательству, является обоснованным.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 37, таблица 22) бюджету Республики Хакасия утверждены расходы в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, в размере 210 861 500,00 рублей.
Законом Республики Хакасия от 16.12.2008 N 89-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" Государственному комитету по занятости населения Республики Хакасия на осуществление переданных полномочий, включая расходы на осуществление этих полномочий, утверждены расходы в сумме 211 003 000,00 рублей с учетом остатка средств на 01.01.2008 в сумме 144 448,00 рублей с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов, из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 "Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" в сумме 77 503 000,00 рублей.
Из материалов дела следует, что уведомлением о бюджетных ассигнованиях из республиканского бюджета на 2008 год Госкомитету доведены бюджетные ассигнования в сумме 211 168 948,50 рублей, из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 "Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" в сумме 77 501 948,50 рублей. Всего за счет субвенций с учетом остатка средств доведено бюджетных ассигнований на 2008 год в сумме 211 001 948,50 рублей.
В соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями заявителю утверждена смета расходов на 2008 год и в последующем Госкомитет приобрел основные средства.
Отчеты о расходовании и учете средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерацией в области занятости населения, по утвержденной форме ежеквартально представлялись заявителем в Федеральную службу по труду и занятости. В отчете о расходовании средств субвенций также отражены расходы по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств". Форма отчетов о расходовании средств субвенции утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 281 от 18.04.2007 и наличие в ней графы "Увеличение стоимости основных средств" свидетельствует о возможности подобных расходов.
Ответчиком не опровергается, что заявителем бюджетные средства расходовались в пределах выделенных лимитов. На странице 4 акта от 28.05.2009 N 13 указано, что смета расходов на 2008 год соответствует утвержденным бюджетным ассигнованиям в сумме 211 168 948,50 рублей.
Расходование заявителем средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств не относится к нарушениям бюджетного законодательства или иным финансовым нарушениям. Ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2008 N 12-05-06/3637 обоснованно отклонена судом, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, на основании которого арбитражные суды в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела.
Таким образом, приобретение Госкомитетом основных средств (мебель, компьютеры, принтеры, кондиционеры, другие) на общую сумму 580 359,00 рублей за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, не противоречит бюджетному законодательству.
Из оспариваемого представления следует также, что Госкомитетом в 2008 году выданы под отчет сотрудникам без их письменного заявления авансы на командировочные расходы в сумме 55 473,00 рублей и возмещены командировочные расходы в сумме 76 792,00 рублей.
Согласно пояснениям заявителя следует, что специфика работы Госкомитета не требует частых командировок. В 2008 году состоялось 13 командировок, в которые направлялось всего 10 работников. Из них только 2 работника направлялись в командировку не однажды: Ахметова И.В. - 2 раза, Соседкина О.В. - 3 раза. Получали авансы на командировочные расходы 9 работников. Учесть выданные под отчет авансы на командировочные расходы возможно и без отметки об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам, что не приводит к нарушению учета по выданным авансам. С учетом этого в Учетной политике Госкомитета отсутствует требование о письменном заявлении получателя командировочных расходов. Из акта проверки следует, что выдача средств под отчет на командировочные расходы осуществлялась после погашения предыдущего аванса. То есть к нарушению учета и кассовой дисциплины выдача денежных средств под отчет без письменного заявления получателя не привела. Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, действующей в проверяемый период, установлен единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, бюджетных учреждениях.
Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через: план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета; корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение N 1); иные вопросы организации бюджетного учета (пункты 1, 2 Инструкции).
Согласно пункту 155 Инструкции по бюджетному учету на счете 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам. Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется соответствующий счет аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Пунктами 156, 157, 158 Инструкции по бюджетному учету установлен порядок ведения аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, отражения операций по счету и учет расчетов с подотчетными лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Положение по учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета Госкомитета утверждено его председателем 30.01.2008. Согласно данному Положению, выдача денежных средств под отчет на командировочные расходы осуществляется на основании распоряжения председателя.
Из материалов дела следует, что выдача денежных средств под отчет получателям на командировочные расходы производилась на основании приказов и распоряжений председателя Госкомитета о командировках в соответствии с указанным выше Положением об учетной политике Госкомитета для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета. Так, в пункте 1 приказов и распоряжений Госкомитета "О командировке" (от 04.03.2008 N 15к, от 14.11.2008 N 151к, от 23.09.2008 N 126к, от 21.11.2008 N 155к, от 17.10.2008 N 139к, от 29.02.2008 N 14к, от 18.03.2008 N 7р, от 25.09.2008 N 45р) указаны: период командировки, ее цель, должность, фамилия и инициалы сотрудника, направляемого в командировку. В пункте 2 приказов и распоряжений отделу финансово-бухгалтерской деятельности и ревизионной работы Госкомитета указано отнести расходы на командировку на статьи расходов в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н. Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ведение аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, операций по счету, учет расчетов с подотчетными лицами в 2008 году Госкомитетом соответствует требованиям пунктов 155, 156, 157, 158 Инструкции по бюджетному учету. Все хозяйственные операции по выдаче авансов под отчет отражены Госкомитетом на счетах бюджетного учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. Нарушений по отражению хозяйственных операций на счетах бюджетного учета по выдаче авансов под отчет Росфиннадзором не выявлено.
Учет расчетов с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам на счете 0208000000 "Расчеты с подотчетными лицами" осуществлялся Госкомитетом в соответствии с Положением по учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета, утвержденным председателем Госкомитета 30.01.2008, и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что последующее возмещение работодателем произведенных работниками командировочных расходов в общей сумме 76 792,00 рубля не является авансом. В пункте 155 Инструкции по бюджетному учету речь идет исключительно об авансах. Следовательно, оснований для вывода о нарушении заявителем указанной нормы в отношении суммы 76 792,00 рублей не имеется.
Таким образом, вывод ответчика о нарушении Госкомитетом бюджетного учета, выразившимся в выдаче денежных средств под отчет без письменного заявления в сумме 132 265,00 рублей, является необоснованным.
Согласно материалам дела заявителем по оборотно-сальдовой ведомости за 2008 год счет 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" не отражен. В оборотно-сальдовой ведомости полученные лимиты бюджетных обязательств сумме 14 230 640,88 рублей не отражены в учете. В период проверки счет восстановлен. Всего в нарушение Инструкции по бюджетному учету по счетам 150105000 и 150201000 "Принятые бюджетные обязательства" не отражено в бюджетном учете 28 461 281,76 рубль. В период проверки счета восстановлены в учете.
Вместе с тем, из материалов дела и пояснений заявителя следует, что фактически в учете не был отражен только счет 150201000 "Принятые бюджетные обязательства", который в период ревизии восстановлен на сумму 14 230 640,88 рублей. Данное нарушение заявитель не оспаривает, не согласен с выводом Росфиннадзора по счету 150105000.
Так, из оборотно-сальдовых ведомостей за период с января по ноябрь 2008 года следует, что Госкомитетом счет 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" в бюджетном учете отражен. Данное обстоятельство свидетельствует о ведении учета. Счет 150105000 в учете не был отражен только в оборотно-сальдовой ведомости за декабрь 2008 года. Из пояснений заявителя следует, что в декабре произошел сбой в программном продукте "Бухгалтерия 1С", в результате чего в декабре 2008 года обороты счета 150105000 не отражены в оборотно-сальдовой ведомости. В период ревизии ревизору представлены оборотно-сальдовые ведомости с января по декабрь 2008 года, в которых движение по счету 150105000 отражено с января по декабрь 2008 года и дано устное объяснение ревизору, что в декабре 2008 года произошел сбой в программном продукте. Согласно письму ООО "Инфоком Плюс" от 13.08.2009 N 48 в результате обновления релиза 1С: Предприятие 7.7 Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных организаций" на следующий релиз в январе 2009 года в Госкомитете произошел сбой в программе, в результате чего в оборотно-сальдовой ведомости за декабрь 2008 года, которая была сформирована после обновления релиза, обороты по счету 150105000 не отразились. По устному заявлению Госкомитета 25.02.2009 к ним был направлен специалист, сопровождающий программу 1С: Предприятие 7.7 Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" Горбунова Е.Е. для устранения сбоя. Сбой в программе устранен, счет восстановлен.
Вместе с тем в оспариваемом представлении Росфиннадзором указано, что счет 150105000 в учете не велся вообще.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел в действиях заявителя вменяемого нарушения бюджетного законодательства, поскольку фактические обстоятельства и материалы дела свидетельствуют о ведении Госкомитетом в проверяемый период счета 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" и отражении в оборотно-сальдовой ведомости лимитов бюджетных обязательств в сумме 14 230 640,88 рублей. Кроме этого, счет 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" отражается в учете в корреспонденции со счетом 150103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств", и если счет 150103000 отражен в учете, следовательно, и счет 150105000 также отражен в учете. При проверке Росфиннадзором нарушений по ведению счета 150103000 установлено не было.
Таким образом, ответчик не доказал наличие в действиях заявителя составов вменяемых бюджетных правонарушений, за совершение которых применяются меры государственного принуждения, предусмотренные статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, отсутствовали законные основания для вынесения представления в оспариваемой части.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 04 сентября 2009 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 04 сентября 2009 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2009 года по делу N А74-3020/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3020/2009
Истец: Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4396/2009