г. Владивосток |
Дело N А51-11885/2008 |
02 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2009 г .
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.А. Скрипки судей: Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от ООО "Спасская Транспортная компания" - адвокат Фильчакова С.В. (адвокат, удостоверение N 1532 от 12.03.2008, доверенность N 22/09 от 02.03.2009), генеральный директор Выборнов И.Н. (паспорт 0599 082466, выписка из ЕГРЮЛ от 27.04.2009 N 128), от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю - представитель Безрукова М.А. (специалист 1 разряда, удостоверение 25N 0223 от 23.06.2008, доверенность N 20-11-30/27 от 22.01.2009),
от Администрации Приморского края - Кищенкова О.А. (удостоверение N 2942 сроком действия до 31.12.2010, доверенность от 17.06.2009 N 11-25/4219), от Департамента финансов Приморского края - Кищенкова О.А. (удостоверение N 2942 сроком действия до 31.12.2010, доверенность от 27.02.2008 N 9).
от Департамента социальной защиты населения Приморского края, Администрации Спасского городского округа - не явились. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю апелляционное производство N 05АП-5018/2009 на решение от 11.09.2009 г.
судьи А.А. Хижинского по делу N А51-11885/2008 Арбитражного суда Приморского края по иску общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная компания" к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края третье лицо: Администрация Спасского городского округа о взыскании 1 883 040 рублей 26 копеек.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная компания" обратилось с иском к Департаменту финансов Приморского края (далее - Департамент), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю), Администрации Приморского края (далее - Администрация), Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - РФ), Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края (далее - Департамент соцзащиты) о взыскании задолженности на возмещение расходов от перевозки льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения в 2006 году по 367 631 рублю 38 копеек с РФ и Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, и по 382 592 рубля 50 копеек - с Администрации Приморского края, Приморского края и Департамента финансов Приморского края, всего в сумме 1 883 040 рублей 26 копеек.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2008 года и от 13.04.2009 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Приморского края, Администрация Приморского края, Министерство финансов Российской Федерации и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное образование Спасский городской округ в лице администрации Спасского городского округа. Кроме того суд первой инстанции принял отказ от исковых требований к ответчикам УФК по Приморскому краю и Департаменту соцзащиты.
Решением суда от 11.09.2009 с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спасская транспортная Компания" взыскано 367 631 рубль 38 копеек убытков, а также 4 078 рублей 89 копеек расходов по уплате государственной пошлины. С Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спасская транспортная Компания" взыскано 382 592 рубля 50 копеек убытков, а также 4 245 рублей 36 копеек расходов на уплату государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований о взыскании 367 631 рубля 38 копеек убытков с Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю отказано. В удовлетворении исковых требований о взыскании 382 592 рублей 50 копеек убытков с Администрации Приморского края отказано. В удовлетворении исковых требований о взыскании 382 рублей 50 копеек убытков с Департамента финансов Приморского края отказано.
Обжалуя в суде апелляционной инстанции состоявшийся по делу судебный акт в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю просило его отменить.
В обоснование своей жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на то, что Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является стороной по договору. По мнению заявителя жалобы, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков за счет средств бюджета Российской Федерации. Указал на недоказанность факта провоза льготных категорий граждан. Сослался на то, что Министерство финансов Российской Федерации выполнило свои обязательства.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная компания" в заседании суда огласили доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Решение Арбитражного суда Приморского края просили оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации Приморского края и Департамента финансов Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края просил оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в заседании суда апелляционной инстанции огласил доводы апелляционной жалобы, решение Арбитражного суда Приморского края в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ просил отменить. Департамент социальной защиты населения Приморского края, Администрация Спасского городского округа в судебное заседание не явились, дело слушается в их отсутствие по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" дополнительно с 1 февраля 2005 года до принятия соответствующего закона Приморского края установлена льгота по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (кроме железнодорожного транспорта) в размере не менее 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (пункт 3 Постановления). Указанным Постановлением утвержден Порядок предоставления средств муниципальным образованиям и транспортным организациям края на обеспечение равной доступности транспортных услуг (далее Порядок), который действовал в спорный период и утратил силу на основании постановления Администрации Приморского края от 16.05.2008 N 109-па.
В соответствии с пунктом 3 Порядка муниципальные образования края, заключая договоры с транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования (кроме такси), устанавливают порядок возмещения расходов организаций, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный и краевой регистр и средства, полученные из краевого бюджета, распределяются между транспортными организациями пропорционально пассажиропотоку.
Во исполнение постановления Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" ООО "СТК" (Перевозчик) и Администрация Спасского городского округа (Заказчик) заключили договоры о транспортном обслуживании по городским маршрутам отдельных категорий граждан на территории городского округа Спасск- Дальний: б/н от 01.01.2006 (т.1 л.д. 11- 13), N 5 от 01.04.2006 года (т.1 л.д. 14-16), б/н от 08.11.2006 года (т.1 л.д. 17-19) и б/н от 08.11.2006 года (т.1 л.д. 20- 22).
Предметом указанных договоров является предоставление Перевозчиком скидки в размере 50% от действующего тарифа на перевозку льготных пассажиров и возмещение Администрацией недополученных доходов Перевозчику, связанных с предоставлением скидки 50% от действующего тарифа на перевозку в пределах финансовых средств, выделенных на эти цели и поступивших на счета администрации из краевого бюджета (п. 1.1 и п. 3.1 договоров).
Во исполнение указанных договоров истец в 2006 году предоставил 50% скидку по оплате за проезд лицам, включенным в федеральный регистр, на сумму 556 362 рубля 50 копеек; лицам, включенным в краевой регистр - на сумму 404 648 рублей, что подтверждается представленным расчетом (т.1 л.д. 4).
Администрацией Спасского городского округа произведена оплата расходов ООО "СТК" за 2006 год в размере 210 786 рублей 62 копейки, что подтверждается платежными поручениями N 24 от 20.03.2006 года, N 25 от от 21.03.2006 года, N 68 от 08.06.2006 года, N 74 от 20.06.2006 года, N 109 от 07.09.2006 года, N 133 от 15.11.2006 года (т.2 л.д. 2-7).
Указанные средства получены Спасским городским округом из краевого бюджета и представляют собой субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации.
Таким образом, общая сумма расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льготы на перевозку пассажиров в 2006 году составляет 961 010 рублей, из которых возмещено 210 786 рублей 62 копейки, сумма невозмещенных истцу расходов составила 750 223 рубля 88 копеек.
Судом установлено, что указанные расходы истцу не возмещались, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Администрацией Приморского края. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общество с ограниченной ответственностью "СТК" в суд с настоящим иском.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств в сумме 367 631 рубля 38 копеек, остальные лица, участвующие в деле, возражений в материалы дела не направили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
01 января 2005 года вступили в действие новые редакции ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Статьей 44 Федерального закона от 26.12.05 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утверждены в сумме 4 010 127 500 руб., предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что объем переданных средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Спасская транспортная компания" 367 631 рубль 38 копеек убытков, возникших в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.06 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как противоречащий материалам дела довод заявителя о том, что истцом не доказан факт провоза льготных категорий граждан. В материалах дела имеются отчеты истца о предоставлении услуг по льготному проезду пассажиров, включенных в федеральный и краевой регистры, сводные реестры контрольных листов по учету реализации билетов, реестры ведомостей учета текущей продажи билетов. Контрольные листы содержат указание маршрута, номера первого и последнего реализованного в день билета, указывают число лиц, которым ежедневно реализовывались билеты кассирами с 50% скидкой с указанием сумм выручки от такой реализации билетов.
В соответствии с Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, при продаже разовых билетов льготным категориям пассажиров в 2006 году, количество граждан принимается равным количеству проданных билетов, что не противоречит постановлению Администрации Приморского края от 28.01.05 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края".
Из письма Росстата по Приморскому краю от 16.01.06 N 7СБ-3 установлено, что при продаже билетов гражданам (разовые билеты) на одну поездку, количество перевезенных пассажиров определяется по фактически проданным билетам.
Следовательно, ведение билетного учета льготных категорий граждан, включенных как в федеральный, так и в краевой регистры, на основании проданных билетов является правильным.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2909 по делу N А51-11885/2008 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спасская транспортная Компания" 367 631 рубль 38 копеек убытков, а также 4 078 рублей 89 копеек расходов по уплате государственной пошлины оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11885/2008
Истец: ООО "Спасская Транспортная компания"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Администрации Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Администрация Приморского края
Третье лицо: Администрация Спасского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2174/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2174/10
29.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7827/2009
02.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5018/2009