г. Владивосток |
Дело N А51-9813/2009 |
02 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 29 октября 2009 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац судей: Н.В. Алферовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от истца: не явились от ответчика: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу Приморского края апелляционное производство N 05АП-5013/2009
на решение от 16.09.2009 судьи Попова Е.М.
по делу N А51-9813/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу Приморского края
к ИП Тен Эльза Алексеевна
о взыскании 257р. 60к.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому ГО (далее по тексту- ГУ- УПФ по Арсеньевскому ГО ПК , управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Тен Эльзы Алексеевны (далее по тексту- предприниматаль, ИП Тен Э.А..) штрафа в сумме 257р. 60к. за непредставление в установленные сроки сведений за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение суда, ГУ УПФ по Арсеньевскому ГО ПК просит его отменить, так как считает, что оно вынесено необоснованно с нарушением норм материального права. При этом, управление исходит из того, что системное толкование статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и п.3 ст. 17 Закона-27-ФЗ позволяет сделать вывод, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, признаются законодателем страхователями, а, следовательно, обязаны своевременно представлять сведения, необходимые для организации персонифицированного учета и в случае неисполнения данной обязанности нести ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 17 закона N 27-ФЗ. Сроки представления сведений установлены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 за N 318.
Управление обращает внимание суда и на то обстоятельство, что предоставление в установленные сроки предусмотренных законом в полном объеме и достоверных сведений позволят сделать верную разноску платежей для дальнейшего подтверждения стажа и заработка за определенные периоды трудовой деятельности застрахованного лица. В судебное заседание стороны не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание надлежащее извещение сторон, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оспариваемый судебный акт и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Тен Э.А. зарегистрирована в ПФР в качестве страхователя- индивидуального предпринимателя, производящего уплату страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Статус предпринимателя подтвержден выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с обнаружением факта, свидетельствующего о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, выразившегося в непредставлении до 2 марта 2009 в территориальный орган ПФР сведений о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, ФИО, копий платежных документов, Управлением 12 марта 2009 составлен акт N 55, из которого следует нарушение индивидуальным предпринимателем требований п. 5 ст. 11, ст. 15 ФЗ от 01.04.1996 N 27-фз "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", п. 38 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318. 21 апреля 2009 Управлением принято решение N 54 о привлечении ИП Тен Э.А. к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ 27-фз от 01.04.1996, в виде штрафа в сумме 257р.60к. и в этот же день в адрес последнего заказной корреспонденцией с уведомлением направлено требование N 1534 об уплате штрафа в срок до 06.05.2009. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления требование предпринимателем не было получено и возвращено в управление за истечением срока хранения.
В соответствии со статьей 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.6 ст.69 НК РФ, требование, направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
С учетом указанного выше коллегия считает, что управлением был соблюден досудебный порядок урегулирования спора и, принимая во внимание, что штраф предпринимателем уплачен не был, управление обратилось в арбитражный суд за взысканием штрафа правомерно, так как в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-фз взыскание штрафа производится в судебном порядке.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 N 167-фз страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в тои числе: организации; индивидуальные предприниматели, физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если предприниматель одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в п\п 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата им страховых взносов производится по каждому основанию.
Согласно абзацу 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-фз за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются штрафные санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 11 ФЗ 27-ФЗ от 01.04.1996 установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (п. 6 ст. 11 Федерального закона 27-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 27-ФЗ обязанность представлять в страховые органы документы, необходимые для ведения учета, возложены на страхователя.
Из п. 2 ст. 11 Закона 27-ФЗ следует, что ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения о застрахованных лицах возложена на страхователя.
В статье 1 Закона N 27-ФЗ определены понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы". Так, согласно названной статье, к страхователям относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, данной статьей признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с ФЗ N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Из материалов настоящего дела не следует и ГУ - УПФ по Арсеньевскому ГО не представлены доказательства наличия у ИП Тен Э.А. наемных работников, из чего следует, что последняя является физическим лицом, самостоятельно, уплачивающим страховые взносы и не является страхователем в смысле ФЗ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу изложенных положений Закона N 27-ФЗ у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального "персонифицированного) учета в орган Пенсионного Фонда РФ, поскольку данная обязанность возложена только на страхователя, которым ИП Тен Э.А. по основаниям, указанным выше, не является.
Предусмотренная п.5 ст.11 ФЗ N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя, отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, иные сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Ссылку Управления на п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, коллегия отклоняет, поскольку названный пункт не соответствует ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ, обладающему большей юридической силой.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ГУ - УПФ по Арсеньевскому ГО оснований для привлечения ИП Тен Э.А. к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Решение суда является законным и обоснованным и основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального декса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.09.2009 делу А51-9813/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9813/2009
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ИП Тен Эльза Алексеевна
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5013/2009