09 ноября 2009 г. |
N 06АП-4759/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Михайловой А.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович: не явился;
от администрации города Благовещенска: представитель Зарва А.В. по дов. от 30.12.2008 N 01-10/5483;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Благовещенска
на решение от 04 сентября 2009 года по делу N А04-4850/2009
Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича о признании недействительными отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 05.06.2009 N 01-19/2877 и отказа Министерства имущественных отношений Амурской области, выраженного в письме от 25.06.2009 N 14-35/4216 в выборе земельных участков, как несоответствующих Земельному кодексу Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - индивидуальный предприниматель Архипов Э.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными, как не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, отказ администрации города Благовещенска в выборе земельного участка, выраженный в письме от 05.06.2009 N 01-19/2877, и отказ Министерства имущественных отношений Амурской области, выраженный в письме от 25.06.2009 N 14-35/4216.
Решением от 04.09.2009 суд заявленные требования предпринимателя удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, администрация города Благовещенска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом нарушены нормы материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель администрации города Благовещенска настаивал на доводах, изложенных в жалобе. Просил решение суда отменить.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. в представленном отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать. Ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Министерство имущественных отношений Амурской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовало.
Заслушав представителя администрации города Благовещенска, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Предприниматель Архипов Э.А. обратился 10.04.2009 в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением о выборе земельных участков, расположенных в г. Благовещенске в районе улицы Лазо дом 65 - 75, площадью 300 м х 300 м для строительства спортивного сооружения - крытых теннисных кортов и здания для раздевалок, душевых, кафе с автостоянкой и площадью 100 м х 12м для строительства гаражей боксового типа согласно прилагаемой схеме расположения земельных участков.
Администрация города Благовещенска на запрос Министерства имущественных отношений Амурской области письмом от 05.06.2009 N 01-19/2877 сообщила о невозможности выбора земельных участков, поскольку один из них входит в границы участка, находящегося в собственности юридического лица, а на другом проложены инженерные коммуникации, расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов.
Письмом от 25.06.200 N 14-35/4216 Министерство имущественных отношений сообщило индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. о том, что в соответствии с заключениями администрации города Благовещенска обеспечить выбор интересующих земельных участков не представляется возможным.
Не согласившись с отказами государственных органов, предприниматель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу о незаконности отказа в выборе земельного участка, поскольку администрацией города Благовещенска нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления мэра г. Благовещенска от 16.03.2009 N 422 к процедуре выбора земельного участка. Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Частью 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случая и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ), копия которого с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю (часть 7 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (частью 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Между тем как следует из материалов дела, администрация города Благовещенска указанные работы не проводила, акт выбора земельного участка, испрашиваемого предпринимателем Архиповым Э.А., не оформляла и, соответственно, никаких решений по нему не принимала. При этом, в составе администрации создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска, постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 433 утвержден ее Регламент, согласно пункту 1.2 которого процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок.
Регламентом предусмотрены такие действия при подготовке материалов для рассмотрения комиссии, как выезд специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовка схемы его расположения на топооснове, оформление акта выбора.
Согласно пункту 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка, которая подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии.
Таким образом, следует признать, что администрацией города Благовещенска не соблюдена процедура выбора земельного участка при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с этим указанный отказ не может быть признан законным как по причине несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, так и в связи с невозможностью проверить наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Так, не могут быть судом приняты доводы администрации города Благовещенска о том, что земельные участки не могли быть предоставлены предпринимателю по причине того, что один из них находится в собственности юридического лица, а по другому проходят электрокабели, сети теплоснабжения и на участке расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, поскольку данные обстоятельства в ходе проведения процедуры предоставления участка на месте не устанавливались и никаким документом не фиксировались.
Предоставленная в ходе рассмотрения дела схема составлена в одностороннем порядке, не соответствует схеме запрашиваемых участков, ее идентификация со схемой, составленной предпринимателем, невозможна.
Кроме того, администрацией города Благовещенска не были определены варианты расположения участка на местности, возможность корректировки такого расположения, в том числе путем изменения его площади, что входит в ее обязанности.
В связи с изложенным, вывод администрации города Благовещенска о невозможности предоставления индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. земельного участка, изложенный в письме от 05.06.2009 N 14-35/4216, правомерно признан судом недействительным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Также являются не законными аналогичные выводы, изложенные в отказе Министерства имущественных отношений Амурской области в письме от 25.06.2009 N 14-35/4216. На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба администрации города Благовещенская подлежит отклонению, а решение Арбитражного суда Амурской области оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 04 сентября 2009 года по делу N А04-4850/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4850/2009
Истец: Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация г. Благовещенска
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4965/2010
11.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5542/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5542/10
22.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8118/2009
09.11.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4759/2009