Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 мая 2001 г. N КА-А40/2607-01
(извлечение)
По данному делу см. также определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2001 г. N КА-А40/2607-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Рокош" о взыскании на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации 10.000 руб. штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в Фонд социального страхования на срок более 90 дней.
Решением от 05.03.01 Арбитражный суд г. Москвы исковые требования Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворил по мотиву их нормативного и документального подтверждения и отсутствия обстоятельств, исключающих и смягчающих ответственность Общества.
В кассационной жалобе ООО "Рокош" просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в иске - отказать.
Выслушав представителей ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит, что решение и постановления суда подлежат отмене как недостаточно обоснованные.
Удовлетворяя исковые требования МРО ФСС РФ, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком, нарушен срок подачи заявления о постановке на учет, установленный п. 33 ст. 83 Налогового кодекса РФ, согласно которому такое заявление подается организацией в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней после государственной регистрации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.Имеется в виду п. 3 ст. 83 НК РФ
Поскольку свидетельство о регистрации оформлено Московской регистрационной палатой 18.11.99, а обратился он с заявлением о постановке на учет в орган Фонда социального страхования лишь 22.09.00, арбитражный суд пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
В 1999 году порядок постановки на учет в Фонде социального страхования определялся Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07 (с изменениями и дополнениями).
Пунктом 1.3. Инструкции установлено, что организации обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в течение 30 дней с момента государственной регистрации, граждане, использующие труд наемных работников - в течение 30 дней с момента заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с п. 1.4. для регистрации в качестве страхователя организации представляют заверенные копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации; письма органов статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков; учредительных документов (при необходимости).
Исходя из буквального содержания данной нормы (п. 1.4.) обязательными документами, прилагаемыми к заявлению о постановке на учет в органе ФСС, являются свидетельство о государственной регистрации и письмо органа статистики, которые и были направлены Обществом истцу 14.12.99, т.е. в установленный Инструкцией 30-дневный срок (л.д. 31, 36).
Что касается п. 1 ст. 84 НК РФ, примененного судом, то им установлено, что при подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет копию заверенного в установленном порядке свидетельства о регистрации.
Таким образом, Налоговый кодекс предусматривает необходимость лишь двух документов, достаточных для обращения в налоговый орган (фонд) - свидетельство о регистрации и заявление.
Судом не рассматривался вопрос о результатах рассмотрения заявления ответчика, направленного им в МРО ФСС России, а также о причинах повторного обращения ответчика с таким заявлением лишь 22.09.2000 г.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене как недостаточно обоснованное с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом вышеизложенного, а также дополнительных доводов и доказательств, представленных сторонами, необходимо установить, когда и в связи с какими обстоятельствами у Общества возникла обязанность постановки на учет в органе ФСС, имеется ли в действиях (бездействии) ответчика состав правонарушения, вменяемого ему истцом, а также рассмотреть вопрос о наличии обстоятельств исключающих или смягчающих ответственность Общества за совершение налогового правонарушения, если таковое будет установлено, при этом имея в виду, что ответственность в виде взыскания штрафа может быть применена при условии, что доказаны не только сам факт совершения налогового правонарушения, но и степень вины правонарушителя.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2001 года по делу N А40-4065/01-111-41 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в I инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2001 г. N КА-А40/2607-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании