г. Москва |
Дело N А40-70189/08-98-321 |
05 ноября 2009 г. |
N 09АП-20588/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Птанской Е.А.
Судей Яремчук Л.А., Катунова В.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Птанской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 4 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2009 г. по делу N А40-70189/08-98-321,
принятое судьей Котельниковым Д.В.
по иску (заявлению) ООО "Элегант-Авто" к ИФНС России N 4 по г. Москве о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица) - Странцева А.О. по доверенности от 13.08.2009 г. N 02-24/070506
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Элегант-Авто" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными ненормативных правовых актов ИФНС России N 4 по г. Москве:
- решения от 07.04.2008 N 16/875 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в размере 15 781 руб.; - решения от 07.04.2008 N 16/876 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения уменьшить на 15 781 руб. сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета и доначисления НДС в размере 2 528 304 руб.;
- требования от 24.06.2008 N ТУ 13268 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.06.2008 в части предложения уплатить НДС в размере 2 330 120 руб. и пени по НДС в размере 356 284,30 руб.; - решения от 21.07.2008 N РВ4160 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках" в части взыскания НДС в размере 2 330 120 руб. и пени по НДС в размере 356 284,30 руб.;
- решения от 21.07.2008 N 11309 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке" в части приостановления операций по счетам на суммы доначисления НДС в размере 2 330 120 руб. и пени по НДС в размере 356 284,30 руб.; - решения от 30.09.2008 N 185 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя";
- постановления от 30.09.2008 N 185 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
А также о признании незаконными действий ИФНС России N 4 по г. Москве по выставлению инкассового поручения N 11311 от 21.07.2008 в части суммы НДС в размере 2 330 120 руб. и инкассового поручения N 11312 от 21.07.2008 в части суммы пени по НДС в размере 356 284,30 руб. в ООО КБ "Росавтобанк" в отношении счета ООО "ЭлегантАвто".
Решением суда от 12.08.2009 г. требования ООО "Элегант-Авто" удовлетворены. ИФНС России N 4 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального права, в удовлетворении требований ООО "Элегант-Авто" отказать.
Представитель ООО "Элегант-Авто" в судебное заседание не явился, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, выслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 19.03.2007 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за февраль 2007 года, согласно которой заявило к возмещению из бюджета 116 927 руб., которая сложилась из суммы начисленного налога в размере 2 528 304 руб., уменьшенной на сумму налоговых вычетов 2 645 231 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией в адрес общества было выставлено Требование N 16-18/78247 от 17.10.2007 (т.1 л.д.81), отправленное 19.10.2007 согласно описи почтовых отправлений (т.1 л.д.82).
Требование о представлении документов отправлено по юридическому адресу общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т.1 л.д.30-44). Согласно представленному почтовому конверту с отметкой "Организация не значится" (т.1 л.д.83), указанное выше требование обществу вручено не было.
Инспекцией в ходе рассмотрения дела не представлено сведений и доказательств направления иных требований о представлении документов в рамках проводимой налоговой проверки декларации общества по НДС за февраль 2007 года, а также направления требований по иным адресам.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен Акт N 16/168 от 21.01.2008 (т.1 л.д.16-17), направленный в адрес общества по описи почтовых отправлений (т.1 л.д.87) сопроводительным письмом от 21.01.2008 N 16-18/03405 с указанием времени и даты рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно: 08.02.2008 (т.1 л.д.84).
Обществом указанные Акт и письмо (т.1 л.д.88) получены не были.
Инспекцией по итогам рассмотрения материалов проверки в отсутствие общества были приняты 07.04.2008 Решение N 16/876 от 07.04.2008 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т.1 л.д.19-20) и Решение N 16/875 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (т.1 л.д.18).
Согласно Решению N 16/876 от 07.04.2008 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", инспекция, установив факт непредставления документов, подтверждающих налоговые вычеты, отказала в подтверждении налоговых вычетов на сумму 2 645 231 руб. и в привлечении общества к ответственности, уменьшила заявленные к возмещению суммы налога на 116 927 руб. и доначислила сумму налога в размере 2 528 304 руб.
Решением N 16/875 от 07.04.2008 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" обществу отказано в возмещении налога в размере 116 927 руб. вследствие неподтверждения заявленных вычетов в размере 2 645 231 руб.
На основании Решения N 16/876 от 07.04.2008 инспекцией в адрес общества было выставлено Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N ТУ13268 по состоянию на 24.06.2008 со сроком исполнения 09.07.2008 (т.1 л.д.21-22), отправленное в адрес общества согласно описи почтовых отправлений 18.07.2008 (т.1 л.д.92).
Согласно Требованию N ТУ 13268 обществу предлагалось уплатить налог на добавленную стоимость в размере 2 330 120 руб. по сроку 20.03.2007, а также пени в размере 356 284,30 руб., и 41 руб. по сроку 21.04.2008, а также пени в размере 6,27 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 8 324,32 руб. по сроку 28.11.2007, 9 191 руб. по сроку 28.12.2007, 9 190 руб. по сроку 28.01.2008 и 9 190 руб. по сроку 28.02.2008.
21 июля 2008 инспекцией по факту неисполнения указанного выше требования об уплате налога было принято Решение N 11309 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке" по расчетному счету общества в ЗАО АКБ "НОВЫЙ КРЕДИТНЫЙ СОЮЗ" (т.1 л.д.24).
Также по факту неисполнения требования об уплате налога, инспекцией было принято Решение N РВ4160 от 21.07.2008 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках" на сумму налога 2 366 056,32 руб. и пени 356 290,57 руб. (т.1 л.д.23), на основании которого были выставлены инкассовые поручения N 11311 от 21.07.2008 на сумму 2 330 161 руб., оплаченное 14.08.2008 частично на сумму 70 390,45 руб. (т.1 л.д.27) и N 11312 от 21.07.2008 на сумму 356 290,57 руб., оплаченное полностью (т.1 л.д.28).
По итогам частичного исполнения Решения N РВ4160 от 21.07.2008, инспекцией было принято Решение N 185 от 30.09.2008 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" на сумму 2 259 770,55 руб. (т.1 л.д.26) и Постановление N 185 от 30.09.2008 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" на сумму 2 259 770,55 руб. (т.1 л.д.25).
Апелляционный суд считает оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа незаконными и не принимает во внимание доводы инспекции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст.88 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. При этом п. 8 указанной статьи определено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Таким образом, мероприятия налогового контроля, в том числе - истребование документов, подтверждающих налоговые вычеты в декларации, по которой налог заявлен к возмещению, производится в рамках камеральной налоговой проверки, а именно: в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации. По истечении указанного срока налоговый орган утрачивает право на проведение налогового контроля, за исключением случаев проведения в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, инспекция вправе была истребовать документы в период с 19.03.2007 по 19.06.2007 либо в течение дополнительно установленного срока по итогам рассмотрения акта налоговой проверки в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ.
Однако, по истечении срока налоговой проверки и до 21.01.2008 инспекцией дополнительные мероприятия налогового контроля не назначались и не проводились.
Таким образом, Требование N 16-18/78247 от 17.10.2007 (т.1 л.д.81) было выставлено и направлено в нарушение норм Налогового кодекса РФ за рамками налоговой проверки, срок проведения которой истек, и, следовательно, не подлежало исполнению обществом на основании пп.10-11 п.1 ст.21 Кодекса.
Является правильным вывод суда первой инстанции, что неисполнение обществом требования по любым основаниям, включая обстоятельства его неполучения, не может повлечь для целей налогового контроля каких-либо негативных последствий, так как сами мероприятия к моменту выставления требования являются завершенными.
Таким образом, отказ инспекции в подтверждении налоговых вычетов является неправомерным, а ссылка на несоблюдение обществом установленного административного порядка с применением процессуальных последствий, указанных в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 65 от 18.12.2007 является несостоятельной по причине несоблюдения самим налоговым органом указанного административного порядка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными решения от 07.04.2008 N 16/875 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и 16/876 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Принимая во внимание незаконность доначисления налога к уплате, является незаконным в порядке ст.ст.69-70 НК РФ выставление в адрес общества требования об уплате налога N ТУ 13268 от 24.06.2008, доначисленного по решению N 16/876 от 07.04.2008 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислена сумма НДС в размере 2 528 304 руб., выставлено в части предложения уплатить НДС на сумму 2 330 120 руб.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что, учитывая, что обстоятельство возникновения и наличия недоимки, на сумму которой выставлено Требование N ТУ 13268 от 24.06.2008 инспекцией не доказано, а представленные в обоснование указанных выше фактов документы являются незаконными, все осуществленные в дальнейшем действия инспекции по взысканию суммы НДС в размере 2 330 120 руб. и пени в размере 356 284,30 руб., в том числе - принятие Решения N РВ4160 от 21.07.2008, выставление инкассовых поручений N 11311 от 21.07.2008 и N 11312 от 21.07.2008, принятие Решений N 11309 от 21.07.2008 и N 185 от 30.09.2008, а также Постановления N 185 от 30.09.2008 являются незаконными.
Налогоплательщик документально обосновал заявленные вычеты представленными в материалы дела товарными накладными (т.1 л.д. 114-142; т.3 л.д.5-110) и счетами-фактурами (т.2 л.д.1-6, 21-66; т.3 л.д.5-110).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация (т.3 л.д. 114-117), согласно которой обществом к возмещению из бюджета по налоговому периоду февраль 2007 года было заявлено 15 781 руб.
Инспекция не представила возражения против возмещения заявленной суммы НДС. Суд первой инстанции, учитывая положения ст. 88, 100, 101 АПК РФ, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в п.6 Информационного письма N 71 от 17.03.2003, обоснованно указал, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст.70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, произвел расчет предельных сроков принятия мер взыскания налога.
С учетом представления налоговой декларации обществом 19.03.2007, камеральная налоговая проверка должна быть закончена не позднее 19.06.2007, и, следовательно, акт налоговой проверки составлен не позднее 03.07.2007 и направлен не позднее 04.07.2007 налогоплательщику.
Принимая во внимание обстоятельства неполучения указанного акта обществом, суд первой инстанции в соответствии с п.5 ст. 100 Кодекса правомерно признал получение акта налогоплательщиком - 14.07.2007. До 04.08.2007 общество могло представить возражения на акт налоговой проверки, а решение по итогам рассмотрения акта должно быть принято не позднее 18.08.2007.
Инспекцией не представлено доказательств обоснованного увеличения срока рассмотрений результатов налоговой проверки, в связи с чем, отсутствуют основания для принятия увеличенного срока к расчету.
Подлежавшее отправке 19.08.2007 решение по итогам налоговой проверки, с учетом документального подтверждения факта такой отправки инспекцией (т.1 л.д.89-91) указанное решение считается врученным 27.08.2007 и вступившим в силу 09.09.2007.
Следовательно, требование об уплате налога должно быть выставлено 23.09.2007 со сроком исполнения, с учетом фактически указанного в оспариваемом требовании периода в 16 дней с момента выставления, до 09.10.2007.
На основании изложенного, период, предусмотренный п.3 ст.46 НК РФ, для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке, подлежит исчислению с 10.10.2007 и заканчивается 10.12.2007.
Таким образом, Решение N РВ4160 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках", принятое инспекцией 21.07.2008, принято в нарушение п.3 ст.46 НК РФ, является незаконным и исполнению не подлежит вне зависимости от иных обстоятельств дела. Принимая во внимание, что в соответствии с п.2 ст.46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассовые поручения от 21.07.2008 NN 11311 и 11312 в соответствующей части не подлежали исполнению, а действия по их направлению являются незаконными, так как в основание положено не подлежащее исполнению решение.
В связи с тем, что в соответствии с п.7 ст.46 и п.1 ст.47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится в предусмотренном Кодексом порядке - выставление требования, принятие решения о взыскании за счет денежных средств, выставление и исполнение инкассовых поручений, принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, то принятие мер взыскания налога в нарушение установленного порядка, а именно: в отсутствие законного решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке является незаконным.
Следовательно, принятые инспекцией в отношении общества Решение N 185 от 30.09.2008 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" и Постановление N 185 от 30.09.2008 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" являются незаконными вне зависимости от иных обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2009 г. по делу N А40-70189/08-98-321 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.А.Птанская |
Судьи |
Л.А.Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70189/08-98-321
Истец: ООО "Элегант Авто"
Ответчик: ИФНС РФ N 4 по г. Москве
Третье лицо: представитель Щербак Валерий Анотольевич