г. Самара |
N 11АП-8206/2009 |
09 ноября 2009 г. |
Дело N А55-11588/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Марчик Н.Ю., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен, от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2009 года
по делу N А55-11588/2009 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волга Сервис", город Тольятти Самарской области, к мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области,
третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Самарской области, город Самара,
о признании недействительным постановления от 18 марта 2009 года N 559-п/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волга Сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения, к мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия), с привлечением в качестве третьего лица: Управление Роспотребнадзора по Самарской области о признании недействительным постановления от 18 марта 2009 года N 559-п/1 об отказе в размещении центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей "Автодосуг" западнее здания, имеющего адрес: город Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 101 и обязании в установленный законодательством срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка для размещения центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей по указанному адресу.
Решением суда требования заявителя удовлетворены полностью.
Мэрия, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Мэрия указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ОАО "АВТОВАЗ", в силу чего размещение данного объекта на испрашиваемом земельном участке противоречит санитарным и экологическим требованиям. Невозможность размещения каких-либо объектов в санитарно-защитной зоне ОАО "АВТОВАЗ" подтверждается письмом филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти" от 28 февраля 2008 года N 04/100, письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 23 сентября 2008 года N 1804/3485.
Стороны в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Волга Сервис" 18 сентября 2006 года обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения центра "Автодосуг" (л.д. 26).
Основанием для отказа послужило расположение испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ОАО "АВТОВАЗ" и наличие письма территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти от 23 сентября 2008 года N 18-04/3485.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 вышеназванного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Письмом от 20 октября 2006 года N 3520 управление архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти известило Общество о том, что на период подготовки данного письма управлением архитектуры и градостроительства готовится исходно-разрешительная документация по ранее поступившему обращению ЗАО "ТОН-Авто" (л.д. 27).
01 октября 2007 года Общество обратилось в мэрию с заявлением N 67 о возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения центра "Автодосуг" в Автозаводском районе по Южному шоссе, севернее Лесопитомника (л.д. 34).
Впоследствии управлением архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти в адрес Общества было направлено письмо от 24 марта 2008 г. N 1163 о готовности градостроительного заключения от 17 января 2008 года N 7 (л.д. 48).
01 ноября 2008 года заявитель направил письмо в адрес и.о. руководителя Управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти с просьбой предоставить информацию о действиях по подготовке документации на размещение центра "Автодосуг" (л.д. 51).
На данный запрос Мэрией был дан ответ о подготовке проекта постановления об отказе ООО "Волга Сервис" в размещении центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей "Автодосуг" западнее здания, имеющего адрес: город Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 101" (л.д. 52).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2009 года по делу N А55-19202/2008, вступившим в законную силу признано незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании земельного участка общества с ограниченной ответственностью "Волга Сервис" для размещения центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей "Автодосуг" западнее объекта, имеющего адрес: город Тольятти, Южное шоссе, 101.
18 марта 2009 года постановлением мэрии городского округа Тольятти N 559-п/1 Обществу было отказано в размещении центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей "Автодосуг" западнее здания, имеющего адрес: город Тольятти, автозаводский район, Южное шоссе, 101.
Основанием для отказа послужило расположение испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны ОАО "АВТОВАЗ" и наличие письма территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти от 23 сентября 2008 года N 18-04/3485.
В п. 2 ст. 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2.26 СанПиН в границах санитарно-защитной зоны допускается размещать пожарные депо, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, а также связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия, общественные здания административного назначения.
В соответствие с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, (с изменениями от 10 апреля 2008 года) требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу п. 2.1, 2.3, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, (с изменениями от 10 апреля 2008 года) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Таким образом, санитарно-защитная зона - это территория, отделяющая промышленные предприятия и их отдельные здания и сооружения от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ являются: изъятие земельных участков из оборота; запрет на приватизацию земельных участков установленный федеральным законом; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах санитарно-защитной зоны предприятия само по себе не является основанием, предусмотренным п. 4 ст. 28 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Основания отказа в размещении центра по ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей "Автодосуг" не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При этом суд первой инстанции правильно учел, что размещение центра по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей на земельном участке западнее здания, имеющего адрес: город Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 101 в границах санитарно-защитной зоны ОАО "АВТОВАЗ" не противоречит требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" как указано в отзыве Управления Роспотребнадзора (л.д. 74).
Доказательств формирования границ санитарно-защитной зоны ОАО "АВТОВАЗ" и нахождение испрашиваемого земельного участка в ее границах суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого постановления мэрии городского округа Тольятти земельному законодательству, нарушении данным отказом прав и законных интересов заявителя.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2009 года по делу N А55-11588/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11588/2009
Истец: ООО "Волга Сервис", Общество с ограниченной ответственностью "Волга Сервис"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8206/2009