г. Санкт-Петербург |
|
11 ноября 2009 года |
Дело N А56-49772/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей Т.А. Кашиной, Н.М. Поповой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Н.В. Петровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-10670/2009) ЗАО "Каменногорское карьероуправление"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2009 года
по делу N А56-49772/2008 (судья Е.В. Кожемякина),
принятое по иску ЗАО "Каменногорское карьероуправление"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 134 746,56 рублей
при участии:
от истца: А.А. Боронин по доверенности от 11.01.2009 года N9
от ответчика: Е.А. Молодницкая по доверенности от 25.12.2008 года N 11/3-53
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Каменногорское карьероуправление" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 134 746,56 рублей необоснованно списанных сверх провозной платы, а также 4 194,93 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 30.06.2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Каменногорское карьероуправление" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Податель жалобы считает, что должны применяться общие нормы для отправки (возврата) порожних вагонов; указывает на то, что вывод о предъявленных к перевозке неочищенных вагонах сделан только на основании данных квитанций о приемке груза, где указан ранее перевозимый груз, но в квитанциях составляемых самим перевозчиком нет слова "неочищенный".
В судебном заседании представитель ЗАО "Каменногорское карьероуправление" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в январе, феврале и апреле 2008 года ОАО "Российские железные дороги" осуществило для ЗАО "Каменногорское карьероуправление" перевозку порожних вагонов по маршруту Каменногорск-Дзержинск.
На основании накладных за N ЭК 946652, N ЭЛ 375291, N ЭЛ 533059, N ЭЛ 743630, N ЭН 704064, N ЭН 828751 и N ЭН 829028 с лицевого счета ЗАО "Каменногорское карьероуправление" на основании соглашения от 12.08.2004 года N 6242494 было произведено списание провозной платы, рассчитанной самим перевозчиком. Позднее ОАО "РЖД" произведено довзыскание денежных средств на сумму 134 746,56 рублей по этим же накладным.
Полагая, что данное списание необоснованно, истец предъявил ответчику претензию от 11.07.2008 года за N 192-ю на возврат указанной суммы.
В связи с тем, что данная претензия была оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения, ЗАО "Каменногорское карьероуправление" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что дополнительное взыскание провозной платы осуществлено ОАО "РЖД" в связи с тем, что перевозка осуществлялась не порожних вагонов, а с остатками опасного груза - взрывчатые материалы.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, статьями 25, 30 Устава железнодорожного транспорта РФ установлена обязанность грузоотправителя оплатить перевозку груза железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания пункта 1.1. Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ N 47-т/5 от 17.06.20023 года (далее по тексту Прейскурант 10-01) следует, что тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО "Российские железные дороги" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей РЖД, а также на услуги по использованию инфраструктуры РЖД определяются по правилам установленным в Прейскуранте 10-01 и являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами РЖД.
Размер провозной платы за перевозку опасных грузов определяется по правилам пункта 2.24 Прейскуранта 10-01.
В соответствии с пунктом 2.24.5 Прейскуранта 10-01 плата за порожний пробег собственных (арендованных) вагонов и за перевозку собственных порожних контейнеров из-под перевозок опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы) в случае если грузополучателем не произведена их очистка и промывка, определяется по общим правилам Прейскуранта 10-01 с увеличением в 1,8 раза.
ЗАО "Каменногорское карьероуправление" в материалы дела представлены транспортные железнодорожные накладные, из содержания которых следует, что к перевозке был предъявлен груз - вагоны порожние из под взрывчатых материалов, кроме того, в графе наименование груза были проставлены отметки: "103, кл. шифр 1.1Д, АК 114, вагон не принадлежит перевозчику".
Перевозка опасных грузов, в том числе и порожних вагонов из-под опасных грузов, регламентируется Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 05.04.996 года (далее по тексту Правила перевозки опасных грузов).
В соответствии с пунктом 3.1.6. Правил перевозки опасных грузов перевозка ВМ по железнодорожным дорогам производиться в специализированных вагонах и контейнерах, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям), или арендованных ими, а также в вагонах парка железных дорог согласно Приложению N 10. Из содержания таблиц 10.1, 10.2 Приложение 10 к Правилам перевозки опасных грузов следует, что взрывчатые материалы с исходными данными, аналогичными указанным в железнодорожных накладных могут перевозиться в крытых вагонах либо в специализированных контейнерах.
Согласно подпункту 3 пункта 3.1.9 Правил перевозки опасных грузов возврат таких вагонов в порожнем состоянии осуществляется по полным перевозочным документам с опломбированными грузоотправителем дверями и закрутками на дверях и люках.
Как следует из пункта 2.1.30 Правил при возврате порожних специализированных контейнеров очищенных и промытых изнутри и снаружи, в накладной в графе "Наименование груза" грузоотправитель делает отметку: "Контейнер порожний из-под_(указывается наименование перевезенного в нем груза) очищен, промыт, безопасен".
В транспортных железнодорожных накладных представленных истцом в материалы дела указанные отметки отсутствовали.
Кроме того, пунктом 2.1.31 Правил перевозки опасных грузов предусмотрено, что возврат порожних специализированных контейнеров, имеющих остатки перевозимого груза, осуществляется на условиях, установленных указанными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам для перевозившегося в них груза. В графе накладной "Наименование груза" отправитель обязан сделать отметку: "Контейнер порожний из-под (указывается наименование перевозившегося в нем груза)" и проставить штемпеля об опасности, предусмотренные Правилами для перевозившегося груза, приложить аварийную карточку или указать ее номер.
Вышеперечисленные сведения о грузе были указаны грузоотправителем при заполнении транспортных железнодорожных накладных на спорные отправки.
Таким образом, сведения о грузе, внесенные ЗАО "Каменногорское карьероуправление" в железнодорожные накладные позволили перевозчику сделать вывод о том, что к перевозке были предъявлены неочищенные вагоны после перевозки опасного груза и применить коэффициент предусмотренный пунктом 2.24.5 Прескуранта 10-01.
Суд первой инстанции полностью выяснил обстоятельства, имеющие значения для дела, решение принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не дают оснований для отмены решения арбитражного суда, которое подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49772/2008
Истец: ЗАО"Каменногорское карьероуправление"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" - филиал "Октябрьская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги"