г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2009 года |
Дело N А26-4629/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Копыловой Л.С., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-13005/2009)
Министерства внутренних дел по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2009
по делу N А26-4629/2009 (судья Курчакова В.М.),
принятое по заявлению ООО "БПЛ-Карелия"
к Министерству внутренних дел по Республике Карелия
о признании недействительным заключения об отказе в выдаче лицензии
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "БПЛ-Карелия" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом) к Министерству внутренних дел по Республике Карелия (далее - Министерство) о признании недействительным Заключения от 26 мая 2009 года об отказе в выдаче лицензии (разрешения) на приобретение служебного оружия и патронов к нему, принятого начальником ООЛРР КЧД и ОД МОБ МВД по Республике Карелия, и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи лицензии (разрешения) на право приобретения одной единицы служебного пистолета ИЖ-71 и патронов к нему калибра 9х17КУРЦ.
Решением от 17.08.2009 суд признал недействительным заключение Министерства внутренних дел Республики Карелия от 26.05.2009 об отказе в выдаче лицензии на право приобретения служебного оружия и патронов к нему.
Министерство заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2009 по делу N А26-4629/2009 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Министерство считает, что судом неправильно истолковано понятие "охранник", которое используется для расчета норм обеспечения частных охранных предприятий оружием. По мнению подателя жалобы, "охранник" - это физическое лицо, выполняющее трудовую функцию охранника в качестве работника частной охранной организации, имеющее удостоверение частного охранника. Следовательно, поскольку норматив обеспечения оружием рассчитывается по формуле одна единица на 4 охранника, то Министерство, рассматривая заявление предприятия, исходило их количества работников предприятия, фактически исполняющих обязанности охранника, количество которых, по его мнению, составляет 31 человек. Остальные 9 человек не являются охранниками в том понимании, которое законодатель вкладывает в это понятие, поскольку, согласно представленным обществом спискам, исполняют трудовые обязанности не связанные с охранной деятельностью (заместитель директора, бухгалтер, монтажник, старший диспетчер, диспетчер).
Общество против доводов апелляционной жалобы возражало по мотивам, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 29.04.2009 общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на приобретение служебного огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему.
В ходе проверки Министерство установило, что общество владеет 9 единицами служебных пистолетов. Из представленного обществом списка персонала, насчитывающего 40 сотрудников, лишь 31 человек принят на должность охранника. Остальные работники охранного предприятия занимали должности бухгалтера, монтажника, диспетчеров, заместителя директора. Расчет необходимого количества оружия и патронов сделан директором общества по максимальной норме, предусмотренной Приложением N 5 к постановлению Правительства N 587, то есть не более 1 единицы на 4 охранника исходя из того, что на предприятии работает 40 охранников. В связи с чем, Министерство пришло к выводу, что заявитель не представил в органы внутренних дел необходимые для принятия положительного решения о выдаче лицензии на приобретение дополнительной единицы ИЖ-71, что в соответствии с требованиями части 4 статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) является основанием для отказа в выдаче лицензии.
По результатам рассмотрения заявления общества, Министерством 26.05.2009 принято заключение об отказе в выдаче лицензии на право служебного оружия и патронов к нему, и направило в адрес общества уведомление от 27.05.2009 серии УО N 0000096 об отказе в выдаче лицензии.
Считая отказ выдаче лицензии незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал, что у Министерства не было законных оснований для отказа в выдаче ООО "БПЛ-Карелия" лицензии (разрешения) на приобретение служебного оружия.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы следующим основаниям.
Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Законом N 150-ФЗ "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.98 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России or 12.04.99 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.98 N 814".
В соответствии со статьей 9 Закона N 150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.
Лицензия на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок выдачи лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Субъектами, имеющими право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, являются, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 10 Закона N 150-ФЗ).
Из пункта 19 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.98 N 814 следует, что право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выданным органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статье 10 Закона 150-ФЗ.
Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обществом (охранное предприятие) вместе с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему был представлен список охранников, состоящий из 40 человек, которые имеют удостоверения частных охранников и являются работниками ООО охранное предприятие "БПЛ-Карелия". Список согласован Министерством (л.д. 39-40).
Из изложенного следует, что обществом выполнены все требования, предусмотренные действующим законодательством, регулирующим вопросы, связанные с выдачей лицензии на приобретение служебного оружия в связи с чем, у Министерства отсутствовали законные основания для отказы в выдаче лицензии.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранному предприятию в целях охраны разрешается выполнение определенных услуг, в том числе защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества, находящегося в собственности, владении, пользовании; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
Виды оружия охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения оружия регламентируются Правительством Российской Федерации (статья 11 закона N 150-ФЗ).
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" следует, что негосударственные (частные) охранные организации, организации, занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации частных охранников, приобретают оружие, патроны к нему и специальные средства в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приложением N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации N 587 утверждены нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами, в соответствии с которым норма обеспечения оружием устанавливается их расчета одной единицы пистолета на 4 охранников.
Согласно статье 11.1 Федерального закона N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 06.06.2005) право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обществом (охранное предприятие) вместе с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему был представлен список охранников, состоящий из 40 человек, которые имеют удостоверения частных охранников и являются работниками ООО охранное предприятие "БПЛ-Карелия". Список согласован Министерством (л.д. 39-40).
Из положений данной нормы следует, что руководителю охранного предприятия, а равно и охранникам запрещается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо и иной оплачиваемой деятельностью в общественных объединениях.
Ссылки на положения статьи 11 Закона N 2487-1, из содержания которой, по мнению Министерства, следует, что законодатель предусматривает обеспечение вооружением лишь охранников и при этом не допускает включение понятия "руководитель охранного предприятия" в понятие охранника, является ошибочным.
Из абзаца 4 статьи 11 закона N 2487-1 следует, что руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Из положений данной нормы следует, что руководителю охранного предприятия, а равно и охранникам запрещается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо и иной оплачиваемой деятельностью в общественных объединениях.
В данном случае, из материалов дела не видно, что руководитель охранного предприятия или кто-либо из лиц, указанных в списке охранников, являются государственными служащими или совмещают свою деятельность с иной оплачиваемой работой в общественных объединениях. При этом, должность руководителя охранного предприятия не является государственной службой.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 августа 2009 года по делу N А26-4629/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4629/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "БПЛ-Карелия"
Ответчик: Министерство внутренних дел по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13005/2009