г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2009 года |
Дело N А56-50083/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой, .
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Пластполимер"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.09г.
по делу N А56-50083/2008 (судья Балакир М.В.),
принятое по заявлению ОАО "Пластполимер"
к 1 - Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, 2 - Управлению федерального агентства Кадастра объектов недвиджимости по г. Санкт-Петербургу
3-е лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга,
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: представителя Малушковой Н.В. по доверенности от 01.07.09г.,
от ответчиков: 1 - представителя Красновой Т.С. по доверенности от 15.05.09г., 2 - представителя Михайловой О.В. по доверенности от 14.01.09г.,
от 3-го лица: представителя Шустовой Д.Н. по доверенности от 31.12.08г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пластполимер" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконными действий Управления федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление Роснедвижимости) по снятию с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д. 9, лит. А с кадастровым номером 78:11:6169:30, площадью 20869 кв.м.; признании незаконными действий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет по землеустройству), выразившихся в издании распоряжений об утверждении границ вновь сформированных земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д.9, литер А с кадастровыми номерами 78:11:6169:34; 78:11:6169:35, 78:6169:36; 78:6169:37: 78:6169:38; обязании Управления Роснедвижимости восстановить в Едином государственном реестре земель запись о существовании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д. 9, лит. А с кадастровым номером 78:11:6169:30, общей площадью 20869 кв.м.
Определением суда от 18.03.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2009 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Заявитель просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на то, что Общество является собственником имущественного комплекса - стадиона "Химик", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д.9, включающего 4 нежилые здания, спортивные площадки, спортивное оборудование, сооружения, средства энергоснабжения и связи. В 2005 г. было зарегистрировано право собственности Общества на объекты недвижимости - литеры А, Б, В, Е, расположенные по названному адресу. Распоряжением КГА N 1358 от 18.08.2005 г. были определены границы земельного участка, необходимого для использования принадлежащего Обществу имущественного комплекса, площадью 20869 кв.м. Размежевание земельного участка без учета прав Заявителя нарушает права последнего на приватизацию данного участка.
В судебном заседании апелляционного суда Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, сославшись также на то, что в целях реализации права на выкуп земельного участка Общество обратилось с соответствующей заявкой в КУГИ, который письмом от 29.09.2008 отказал ему в праве выкупа земельного участка площадью 20869 кв.м. в связи с прекращением действия его кадастрового учета. По мнению Заявителя, снятие указанного земельного участка с кадастрового учета, а также формирование новых пяти земельных участков на месте ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 78:11:6169:30 было проведено без согласования их границ с Обществом, что создает препятствия для полноценного функционирования стадиона "Химик", а также лишает Общество возможности реализовать свое право на выкуп земельного участка.
Представитель Управления Роснедвижимости против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 78:11:6169:30, площадью 20869 кв.м. был снят с кадастрового учета на основании заявления собственника земельного участка - Управления (агентства) недвижимого имущества Красногвардейского района. На сформированном земельном участке с кадастровым номером 78:6169:34, площадью 20313 кв.м. отсутствуют принадлежащие Обществу объекты недвижимости.
Представитель Комитета по землеустройству против удовлетворения жалобы также возражал, ссылаясь на то, что Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Представитель КУГИ также возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что Общество не являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 78:11:6169:30, а также не имеет прав в отношении вновь сформированных земельных участков.
Исследовав материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д.9, лит Е, площадью 9.1 кв.м.- будка водопроводная, лит.А, площадью 101.1 кв.м.-административное здание, лит Б, площадью 235.8 кв.м.- раздевалка, лит В, площадью 15.1 кв.м.- туалет, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 78АА 066418 от 03.03.2005 г., серии 78-АА N 130677 от 04.04.2005 г., 78АА N 066417 от 03.03.2005 г., N 78АА 066416 от 03.03.2005 г.
Основанием для возникновения права собственности Общества на названные выше объекты недвижимости послужила сделка приватизации бывшего государственного имущества Охтинским НПО "Пластполимер". При этом, как следует из акта оценки стоимости имущества предприятия в перечень приватизированного имущества в частности вошли как четыре названных выше объекта недвижимости, так и спортивные сооружения, составляющие имущественный комплекс стадиона "Химик" (л.д. 27-28, т.1).
В свою очередь право Общества в отношении пользования земельным участком площадью 20 000 кв.м., занятым стадионом, подтверждается имеющимися в деле временными свидетельствами 1992 г., 1993 г. и 1994 г. (л.д. 29-31, т.1).
В дальнейшем распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N 1358 от 18.08.2005 г. в соответствии с проектом границ землепользования Обществу были утверждены границы земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д.9, лит А, площадью 20869 кв.м. Кроме того, Обществу было предложено заключить с КУГИ долгосрочный договор аренды участка. Названному земельному участку был присвоен кадастровый номер 78:6169:30.
В обоснование заявления Общество ссылается на то, что 12.12.2007 г. на основании заявления Управления (агентства) недвижимого имущества Красногвардейского района КУГИ Санкт-Петербурга от 22.11.2007 г. N 5877 земельный участок, площадью 20869 кв.м. был снят с кадастрового учета. В соответствии с проведенными работами по межеванию на месте ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 распоряжением Комитета по землеустройству от 07.08.2008 г. N 1664-рк утверждены границы нового земельного участка, площадью 20313 кв.м. 11.08.2008г. в отношении данного участка на основании заявления КУГИ N 41676 от 07.08.2008г. в Управлении Роснедвижимости произведен кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 78:11:6169:34. При этом, под принадлежащими Обществу объектами недвижимости сформировано 4 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 78:6169:35, 78:11:6169:36, 78:11:6169:37, 78:11:6169:38.
По мнению Заявителя, указанные действия заинтересованных лиц противоречат совместному приказу Комитета по землеустройству N 86/43 от 07.10.2004 г., статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, в частности право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30.
Апелляционный суд считает заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в Постановлении N 6/8 от 01.07.96г., основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие действий Управления Роснедвижимости и Комитета по землеустройству закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов Заявителя.
Согласно п.5.4 положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. N 456, ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесены к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Порядок прекращения действия кадастрового учета земельных участков в рассматриваемый период времени был установлен совместным приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Управления Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу от 07.10.2004 г. N 86/43 "О порядке взаимодействия Комитета по земельным ресурсам и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петеррбургу по прекращению действия или аннулированию кадастрового учета земельного участка".
Установив, что действия по прекращению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 и его размежеванию на пять самостоятельных земельных участков были осуществлены уполномоченными органами в соответствии с требованиями п.п. 4, 12, 14 названного приказа, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявления Общества.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 названного приказа аннулирование и прекращение действия кадастрового учета земельного участка осуществляется в случаях, если нет оснований полагать, что указанные действия могут причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В противном случае указанные действия осуществляются на основании решения арбитражного суда.
По мнению апелляционного суда, при рассмотрении данного спора суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии у Заявителя законных прав и интересов, нарушенных оспариваемыми действиями государственных органов.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, 12.10.2005 г. Общество обратилось в КУГИ с заявкой на выкуп земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 (л.д. 57-58, т.1), предварительно осуществив действия, необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет. При этом в качестве вида разрешенного использования земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра земель указано размещение объектов физической культуры и спорта.
Как было указано выше, на момент обращения за выкупом земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 границы и площадь земельного участка (20869 кв.м.) были определены распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N 1358 от 18.08.2005 г.
Располагая информацией о поступлении в Управление Роснедвижимости заяления на снятие земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 с кадастрового учета, Общество письмом от 25.07.2008 г. (л.д. 66, т.1) уведомило Управление Роснедвижимости о подаче заявки в КУГИ на выкуп названного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
Не смотря на получение сведений о наличии у Общества намерения выкупить земельный участок, Управление Роснедвижимости прекратило кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30, уведомив об этом Общество письмом от 27.08.2008 г. (л.д. 67, т.1).
По мнению апелляционного суда, совершение Управлением Роснедвижимости оспариваемых действий при наличии объективной информации об имеющихся у Заявителя законных интересах в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 свидетельствует о том, что прекращение кадастрового учета данного земельного участка могло иметь место только в судебном порядке, как это предусмотрено п. 5 совместного приказа от 07.10.2004г. N 86/43.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Апелляционный суд считает, что размежевание земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 без согласования с Обществом и без учета законных интересов последнего, как собственника приватизированного имущественного комплекса стадиона "Химик", проведено с нарушением названной правовой нормы.
Как следует из плана приватизации Охтинского НПО "Пластполимер", поименованные в акте оценки стоимости имущества предприятия спортивные сооружения наряду с четырьмя названными выше объектами недвижимости представляли собой единый функциональный комплекс, поскольку являлись стадионом, размещенным на территории всего земельного участка по адресу Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д.9, площадью 20 000 кв.м.
В качестве единого спортивного сооружения стадион "Химик" прошел технический учет, что подтверждается техническим паспортом 2004 г., в соответствии с которым на территории стадиона имеются застроенная площадь - 594 кв.м., замощенная площадь - 11 909 кв.м., футбольное поле - 7 273 кв.м., хоккейное поле - 1 779 кв.м., ямы для прыжков - 352 кв.м., беговая дорожка - 1 779 кв.м.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на спорном земельном участке имеются какие-либо другие объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным лицам и не входящие в единый имущественный комплекс стадиона.
При таких обстоятельствах, по мнению апелляционного суда, спорный земельный участок выделялся под приватизированные Обществом объекты как единый участок землепользования с учетом специфики имущественного комплекса как стадиона.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Положению о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. N 105 и действовавшему на момент совершения оспариваемых действий, земельные участки и прочно связанные с ними здания и сооружения в городах и других поселениях рассматриваются как единые объекты недвижимого имущества.
При этом установление границ землепользования (межевание) направлено на определение границ сложившихся объектов недвижимости и формирование новых объектов в сложившейся застройке. Для всех типов застройки в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры.
Размежевание земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30, при котором сформированы отдельные земельные участки под административное здание, а также здания водопроводной будки, раздевалки и туалета, без учета того, что эксплуатация названных объектов по прямому назначению возможна только в связи с эксплуатацией стадиона в целом, безусловно нарушает законные права и интересы Общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.
По мнению апелляционного суда, действия Управления Роснедвижимости по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 78:6169:30 противоречат п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ, п.5 совместного приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Управления Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу от 07.10.2004 г. N 86/43 "О порядке взаимодействия Комитета по земельным ресурсам и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петеррбургу по прекращению действия или аннулированию кадастрового учета земельного участка", п. 7 ст. 36 ЗК РФ. Действия Комитета по землеустройству в части утверждения границ вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 78:6169:34, 78:6169:35, 78:11:6169:36; 78:11:6169:37 и 78:11:6169:38 не соответствуют п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", п.7 ст. 36 ЗК РФ. При этом действия обоих органов нарушают права и законные интересы Заявителя как собственника приватизированного имущественного комплекса стадиона.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление Общества следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.09г. отменить.
Признать незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Санкт-Петербургу по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 78:11:6169:30 площадью 20869 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д. 9, лит. А, как противоречащие пункту 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ, пункту 5 совместного приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Санкт-Петербургу от 07.10.04 г. N 86/43 "О порядке взаимодействия Комитета по земельным ресурсам и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петеррбургу по прекращению действия или аннулированию кадастрового учета земельного участка", а также пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Признать незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в части утверждения границ вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6169:34, 78:11:6169:35, 78:6169:36; 78:6169:37: 78:6169:38, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д.9, литер А, как несоответствующие пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункту7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Обязать Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Санкт-Петербургу восстановить в Едином государственном реестре земель запись о существовании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Рябовское шоссе, д. 9, лит. А, с кадастровым номером 78:11:6169:30 общей площадью 20869 кв.м.
Возвратить ОАО "Пластполимер" из бюджета РФ 4 000 руб. государственной пошлины по иску, 1 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50083/2008
Истец: ОАО "Пластполимер"
Ответчик: Управление федерального агентства Кадастра объектов недвиджимости по г. Санкт-Петербургу, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 6200/10
15.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6200/10
24.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6200/10
29.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6200/10
26.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-657/2010
19.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9102/2009