22 октября 2009 г. |
15АП-8476/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей В.В. Галов, М.В. Ильина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крючковой М.В.
при участии:
от истца: Нехай М.Х., доверенности от 05.11.2008 г. и N 5-23/28 от 03.07.2008 г.; Демидюк Ю.В., доверенность N 53 от 18.03.2009 г.; от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще,
от третьих лиц: от МУП "Майкопские тепловые сети"- Воронина Л.И., доверенность N 2338 от 02.10.2008 г.; от администрации -явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" и Комитета по имущественным отношениям администрации муниципального образования г. Майкоп
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2009 года
по делу N А01-2305/2008,
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по иску общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" в лице Адыгейской республиканской организации инвалидов Всероссийского общества слепых к ответчику: Комитету по имущественным отношениям муниципального образования г. Майкоп
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования г. Майкоп, муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" в лице Адыгейской республиканской организации инвалидов Всероссийского общества слепых (далее - ВОС) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Комитету по имущественным отношениям муниципального образования "Город Майкоп" о признании права собственности на производственное помещение, общей площадью 293,2 кв.м., здания литер Г, расположенное по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640.
Исковые требования мотивированы тем, что ВОС имеет в собственности земельный участок площадью 49 095 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Хакурате, 640, квартал 90-6. На данном земельном участке находятся здания и сооружения: цех металлообработки, здание компрессорной, цех ПРА и РИЦ, цех картонажных изделий, здание выпечки изделий из пластмасс, сварочный участок, здание склада, участок кронен-пробки, здание гаража, здание поликлиники, здание конторы, здание клуба, здание конторы - столовой, здание мастерской со школой и спортзалом. Весь комплекс зданий строился за счет средств ВОС и был введен в эксплуатацию в 1972 -1973 годах. На указанные объекты недвижимости в 2000-2001 годах решениями Арбитражного суда Республики Адыгея (дело N А01-1539/2000, N А01-1454/2001) было признано право собственности ВОС.
В настоящее время встал вопрос о получении свидетельства о праве собственности на производственное помещение - котельную. Собранными документами установлено, что данное производственное помещение числится в реестре муниципального имущества и состоит на балансе муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" как котельная, и передана последнему в хозяйственное ведение. Здание литер Г (котельная) строилось одновременно со всеми зданиями комплекса предприятия за счет ВОС, поэтому заявитель считает, что включение в реестр муниципальной собственности производственного помещения (котельной) необоснованно, что и послужило основанием для обращения с иском.
В процессе рассмотрения дела на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил суд признать право собственности на производственное помещение (бывшие помещения котельной и ЦТД), общей площадью 293,2 кв.м., здания литер Г, расположенного по адресу: РА, г.Майкоп, ул.Хакурате, 640 и исключить его из реестра имущества муниципального образования г.Майкоп.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгеи от 15.07.2009 г. суд признал за общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" в лице Адыгейской республиканской организации инвалидов Всероссийского общества слепых право собственности на производственные помещения (бывшие помещения котельной и ЦТП), общей площадью 293,2 кв.м., здания литер Г, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640; в удовлетворении требования об исключении из реестра имущества муниципального образования спорных объектов - отказал.
Не согласившись с принятым решением, Комитет по имущественным отношениям администрации МО "город Майкоп" обжаловал его в апелляционном порядке и просил решение отменить. В обоснование жалобы комитетом приведены следующие доводы:
- судом при рассмотрении дела неправомерно не применен срок исковой давности; - выводы суда о том, что спорное строение (бывшая котельная) было построено Майкопским УПП ВОС за счет средств, выделенных Центральным правлением ВОС также не соответствуют документам, имеющимся в материалах дела. Так, из представленных копий документов Краснодарского краевого правления ВОС о финансировании капитальных вложений за 1972-1973г.г. усматривается, что собственные средства ВОС на капитальное строительство объектов использовались частично, и что у ВОС имелись другие источники финансирования, а также, что объекты строились для предприятия Майкопское УПП ВОС, преобразованного в дальнейшем в ООО "Майкопское УПП ВОС";
- поскольку котельная Майкопского УПП ВОС обеспечивала тепловой энергией (отопление и горячая вода) не только объекты, находящиеся на территории предприятия, но и муниципальный жилой фонд и иные объекты в соседних кварталах города, здание котельной с оборудованием отнесено к муниципальной собственности.
МУП "Майкопские тепловые сети" также обжаловало решение суда первой инстанции, просило решение отменить полностью и прекратить производство по делу. В жалобе указало на следующее:
- судом при рассмотрении дела неправомерно не применен срок исковой давности; - доказательства зачисления помещения котельной на баланс общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" или Адыгейской республиканской организации инвалидов Всероссийского общества слепых истцом не предоставлены, как и не представлены доказательства снятия спорного имущества с его баланса при передаче имущества. Указанные обстоятельства судом не исследовались;
- выводы суда о том, что спорное строение (бывшая котельная) было построено Майкопским УПП ВОС за счет средств, выделенных Центральным правлением ВОС также не соответствуют документам, имеющимся в материалах дела; - выводы суда о том, что вопросы, касающиеся совместного использования котельной ВОС подлежали урегулированию органами местного самоуправления с ВОС путем заключения соответствующего договора, необоснованны.
В судебном заседании представители истца и ответчика доводы жалобы и отзыва поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее ВОС) принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 49095 кв. м. по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640 квартал 90-6 (свидетельство о праве собственности от 17.04.2006 г. серия 01-АА N 051939).
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке (цех металлообработки; здание компрессорной; цех ПРА и РИЦ, здание цеха картонажных изделий; здание выпечки изделий из пластмасс, сварочный участок; здание склада, участка кронен-пробки; здание гаража; здание поликлиники, конторы; здание мастерских со школой и спортзалом; здание клуба; здание конторы-столовой), за исключением прав на производственные помещения литер Г общей площадью 293,2 кв.м., зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Республики Адыгея. Спорное здание литер Г состоит из нескольких помещений: спортзал, школа, мастерские (общей площадью 483,10 м) и производственные помещения (общей площадью 293,2 м), в котором находилась котельная.
Поскольку, при регистрации за собой права собственности истец установил, что производственное помещение площадью общей площадью 293,2 м находиться в муниципальной собственности и, считая, включение в реестр муниципальной собственности производственных помещений общей площадью 293,2 кв. м. незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Распоряжением Президиума Центрального правления ВОС N 22 от 08.02.1964 г. Кранснодарскому краевому правлению ВОС разрешено строительство комплекса зданий и сооружений в г. Майкопе, в том числе котельной (лист дела 170). Как следует из имеющихся в деле документов: отчета о строительстве (лист дела 164), распоряжения Президиума Центрального управления ВОС от 16.01.1965 (лист дела 172), отчет о финансировании капитальных вложений (лист дела 123-124), был построен комплекс зданий за счет денежных средств общественной организации ВОС.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 года устанавливал презумпцию государственной собственности (постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 29.07.1925 "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество"). Согласно статье 96 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам государственных организаций, общественным организациям, определяется законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР.
Указанный порядок был определен Положением о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940. Согласно п.8 указанного Положения при передаче предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также зданий и сооружений государственными органами кооперативным и другим общественным организациям или кооперативными и другими общественными организациями государственным органам все имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения передаются за плату, если законодательством СССР не установлен иной порядок.
Государственные органы передают кооперативным и другим общественным организациям безвозмездно имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения, ранее приобретенные кооперативными и другими общественными организациями за счет собственных средств, а затем переданные ими безвозмездно государственным органам.
Имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения, передаваемые кооперативными и другими общественными организациями государственным органам, оплачиваются лишь в той части, которая была создана или приобретена кооперативными и другими общественными организациями за счет собственных средств. Из дела следует, что управление коммунального хозяйства г.Майкопа 12.11.1981 г. обратилось в общественную организацию ВОС с просьбой о передаче котельной, которая не эксплуатировалась, на баланс Майкопского ПОК и ТС в связи с подключением тепловых нагрузок общественной организации к сетям Майкопского ПОК и ТС (лист дела 52).
Из акта комиссии о приемке от 23 марта 1982 г. была осуществлена реконструкция котельной с участком теплосети, строительство (реконструкция) проведена Майскопским РСУ -2 "Адыгоблремстрой" на основании проекта на реконструкции котельной с теплосетями в 90-Б квартале г.Майкопа.
Решением Майкопского городского Совета народных депутатов N 309 от 10.03.1982 г. с целью нормальной и бесперебойной эксплуатации и обеспечения технологическим паром фабрики-прачечной исполком обязал Майкопское предприятие ОК и ТС принять реконструированную котельную на баланс, лимиты на теплоэнергию, а также вновь смонтированное оборудование и инженерные сети (пункт 3 решения от 10.03.1982 г.). Доказательством передачи и принятия котельной на баланс являются книги приказов за 1982г. по Майкопскому ПОК и ТС о приеме работников (операторов котельной) на котельную УПП ВОС (с таким наименованием котельная до настоящего времени числится на балансе предприятия и в реестре). Переданы также материально-технические ресурсы, что подтверждено разделительной ведомостью, утвержденной Центральным правлением ВОС 13.07.1984 г. (лист дела 51).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент передачи котельной она была за счет государственных средств реконструирована и передана государственному предприятию Майкопскому предприятие ОК и ТС (правопредшественнику МУП "Майкопские тепловые сети"). Согласно ст. 41 Устава Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского общества слепых" собственником имущества является общество в целом. От имени ВОС права собственника осуществляет Ценптралньое правление ВОС.
Разделительная ведомость на передачу материально-технических ресурсов, утвержденная Центральным правлением ВОС 13.07.1984 г. (лист дела 51) позволяет сделать вывод о передачи спорного имущества по воле собственника. Вопрос об оплате за переданное имущество не является предметом настоящего спора.
Судом установлено, что спорная котельная обеспечивала тепловой энергией не только объекты истца, но и муниципальный жилищный фонд и иные объекты. Как пояснил представитель МУП "Майкопские тепловые сети" в суде апелляционной инстанции, в связи с реконструкцией трубопровода в квартале 90б г. Майкопа установка горячего водоснабжения (теплообменники), размещенная в производственных помещениях котельной квартале 90б предприятием отключена в апреле 2007 года.
Как следует из реестра муниципальной собственности спорный объект включен в реестр муниципальной собственности, находится на балансе МУП "Майкопские тепловые сети" на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) отнесены к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку спорная котельная, переданная с согласия собственника Майкопскому предприятие ОК и ТС (правопредшественнику МУП "Майкопские тепловые сети"), обеспечивала тепловой энергией (отопление и горячая вода) не только объекты, находящиеся на территории общественной организации, но и муниципальный жилой фонд и иные объекты в соседних кварталах города, на момент издания постановления 3020-1 здание котельной правомерно включено в реестр муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для признания права собственности на спорный объект за истцом- общероссийская общественная организация инвалидов ВОС.
Довод представителя МУП "Майкопские тепловые сети" о неприменении судом первой инстанции сроков исковой давности, заявленных ответчиком- Комитетом по имущественным отношениям МО "Город Майкоп" и третьим лицом МУП "Майкопские тепловые сети" - отклонен. Доказательств заявления Комитетом по имущественным отношениям МО "Город Майкоп" о применении сроков исковой давности в деле не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации право заявить о применении исковой давности предоставлено только стороне в споре, то есть истцу или ответчику (ч. 1 ст. 44 АПК РФ).
Таким образом, в силу норм действующего законодательства третье лицо - МУП "Майкопские тепловые сети" не вправе заявлять о применении срока исковой давности при рассмотрении спора.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2009 г. части признания права собственности на производственные помещения (бывшие помещения котельной и ЦТП) общей площадью 293,2 кв.м. здания литер Г, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640 за общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" надлежит отменить, в иске отказать, в остальной части решение оставить без изменения.
Судебные расходы распределить по правилам ст. 110 АПК РФ.
При подаче апелляционной жалобы МУП "Майкопские тепловые сети" оплатило государственную пошлину в размере 1000 руб. платежным поручением N 399 от 03.08.2009 г. Комитет по управлению имуществом МО "г.Майкоп" в соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Другого порядка возмещения выигравшей стороне судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, в настоящее время не установлено.
Освобождение общественной организации от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в ее пользу, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, уплаченная МУП "Майкопские тепловые сети" сумма госпошлины подлежит взысканию в его пользу с общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2009 г. по делу N А01-2305/2008 в части признания права собственности на производственные помещения (бывшие помещения котельной и ЦТП) общей площадью 293,2 кв.м. здания литер Г, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640, отменить.
В иске общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" о признания права собственности на производственные помещения (бывшие помещения котельной и ЦТП) общей площадью 293,2 кв.м. здания литер Г, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 640, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" в пользу муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" 1000(одну тысячу) рублей государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2305/2008
Истец: Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" в лице Адыгейской республиканской организации инвалидов Всероссийского общества слепых
Ответчик: Комитет по имущественным отношениям муниципального образования г. Майкоп
Третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Майкопские тепловые сети", Администрация муниципального образования г. Майкоп
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3086/10
09.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3086/10
28.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А01-2305/2008
22.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7492/2009