02 ноября 2009 г. |
15АП-9486/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от таможни: представитель не явился, уведомление факсом,
от общества: адвоката Куликовой Е.П. (доверенность от 09.07.2009 г. б/н)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июля 2009 г.
по делу N А32-9557/2009, принятое в составе судьи Егоровым А.Е.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутон"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным решения от 18.11.08г. об уточнении таможенной стоимости;
о признании незаконным решения от 11.01.09г. о корректировке таможенной стоимости;
о признании незаконным действия по корректировке таможенной стоимости;
о признании недействительным требования от 12.01.09г. N 8,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутон" (далее - общество ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее -таможня) о признании незаконными решений таможни от 18.11.2008 г. об уточнении таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТДN 10317100/131108/0002650, отраженного в ДТС-1 N 10317100/131108/0002650 в полях "Для отметок таможенного органа", и решения от 11.01.2009 г. о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/131108/0002650, отраженное в ДТС-1 N 10317100/131108/0002650 в полях "Для отметок таможенного органа", признании незаконным действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/131108/0002650, признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей от 12.01.2009 N 8 в размере 31 511,42 рублей.
Решением суда от 20.07.2009 г. заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие оспариваемых им действий и требования действующему законодательству и нарушение этими действиями и требованием прав и имущественных интересов общества. Таможня в свою очередь не доказала обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий и вынесения оспариваемого требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом не принято во внимание, что таможенная стоимость указанного товара определена декларантом методом по "стоимости сделки с ввозимым товаром" (первым методом.) Индекс таможенной стоимости при этом составил 1,45 долл. США/кг. Согласно данным ИАС "Мониторинг-Анализ" установлено, что индекс таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 103171100/131108/0002650 имеет низкий уровень по сравнению с однородными товарами, ввозимыми в соответствующий период времени, что согласно п.5 приказа ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399, что указывает на недостоверность заявленных обществом сведений о цене сделки. Так как общество отказалось самостоятельно определить таможенную стоимость путем последовательного применения методов определения таможенной стоимости, таможня самостоятельно в соответствии с п. 20 ПК ГТК РФ от 05.12.2003 г.N 1399 таможенная стоимость товаров определена самостоятельно 6 методом на основе 3-его.(по стоимости сделки с однородными товарами), исходя из стоимости, предложенной для условного выпуска.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Таможня своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя таможни.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя таможни.
Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Дополнительно пояснила, что довод таможни о низком ценовом уровне товара, не обоснован. Общество приобрело товар у "ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД", являющегося его производителем и продавцом, по цене 1,45 долларов США за килограмм, что на 15% ниже цены-1,71 доллар США за килограмм, принятой таможней за основу для корректировки. По мнению представителя общества, 15% не является значительным отличием цены товара. Кроме того, оснований для применения таможней 6-го метода не было, так как общество представило полный пакет документов для применения 1-го метода, таможня в свою очередь не доказала недостоверность заявленных обществом сведений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 12.03.2008 г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1087746344267, свидетельство серии 77 N 010688395, ИНН 7733647440.
На территорию РФ обществом ввезен товар - концентрированный сок красного грейпфрута N 4764, всего 71 бочка, изготовитель: ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД,
Израиль, данная декларация была зарегистрирована за N 10317100/131108/0002650, таможенное оформление которого производилось таможней.
При декларировании товара для подтверждения сведений, указанных в ГТД N 10317100/131108/0002650, в том числе для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом были представлены таможенному органу следующие документы:
- контракт N 643/85664552/00002 от 01.09.2008, - дополнение N 1 от 01.09.2008 к Контракту N 643/85664552/00002 от 01.09.2008,
- спецификация N 1 от 01.09.2008 к Контракту N 643/85664552/00002 от 01.09.2008, - инвойс N 449976 от 08.10.2008,
- подтверждающие цену товара - 26 767, 00 долларов США (т.е. 1,45 долларов США за килограмм).
Таможенная стоимость товара была определена по 1-му методу и была взята за основу для ее определения цена на данный товар согласно Дополнению N 1 от 01.09.2008г. к Контракту N 643/85664552/00002 от 01.09.2008 и инвойсу N449976 от 08.10.2008.
14.11.2008 г. таможенным органом в адрес общества выставлены уведомление от 14.11.2008, требование от 14.11.2008 и запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости от 14.11.2008 N 1.
Выпуск вышеуказанного товара таможней не осуществлен.
Во исполнение уведомления от 14.11.2008 и требования от 14.11.2008 таможенного органа в целях выпуска товара общество представило на таможенный пост:
- КТС-1, - письменное обращение о выпуске товара,
- заявление о зачете денежных средств в сумме, исчисленной исходя из указанной таможенным органом в требовании от 14.11.2008г. цены - 1,71 доллар США за кг. товара, составившей 31 511,42 руб. и отнести денежные средства в размере 31 511,42 руб. на депозит таможни в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.
18.11.2008 г. таможенным постом на сумму 31 511,42 руб. была оформлена таможенная расписка N 10317100/181108/ТР-3355135.
18.11.2008 г. таможенным органом было принято решение об уточнении таможенной стоимости, которое было отражено в полях "Для отметок таможенного органа" ДТС-1 в виде записи: "10317100/131108/0002650 ТС уточняется срок до 13.12.2008".
19.11.2008 г. таможней проведен досмотр товара, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств N 10317100/191108/004560. (том 1 л.д.51).Данный акт подтвердил соответствие товара фактически поставленного "ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД" обществу, товару, указанному в представленных при декларировании документах.
19.11.2008 г. таможня произвела выпуск товара.
14.12.2008 г.таможня письмом N 42-18/2514 сообщила обществу о необходимости направления в таможню письменного решения по вопросу корректировки таможенной стоимости.
16.12.2008 г. общество письмом N 044 направило таможне документы и обоснованный ответ о неправомерности корректировки таможенной стоимости.
31.12.2008 г.таможня письмом N 42-18/2972 сообщила обществу о том, что дополнительно представленные документы рассмотрены, а также о необходимости прибытия либо направления письменного решения по вопросу корректировки таможенной стоимости.
11.01.2008 г.таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости, которое отражено в полях "Для отметок таможенного органа" ДТС-1 посредством перечеркивания записи: "таможенная стоимость уточняется срок до 13.12.2008 и проставления записи: "таможенная стоимость подлежит корректировке".
11.01.2009 г.таможней произведена корректировка таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10317100/131108/0002650, состоящая в самостоятельном определении таможенной стоимости товара, выразившаяся в заполнении ДТС-2 с Дополнением N 1 к КТС-1.
14.01.2009 г. письмом N 13-13/478 "О направлении требования" таможня направила обществу требование об уплате таможенных платежей от 12.01.2009 N 8 в сумме 31 511,42 руб.
22.01.2009 г.общество направило в таможню заявление о зачете денежных средств в размере 31 511,42 руб. во исполнение требования об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни от 18.11.2008 г. об уточнении таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТДN 10317100/131108/0002650, отраженного в ДТС-1 N 10317100/131108/0002650 в полях "Для отметок таможенного органа", и решения от 11.01.2009г. о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/131108/0002650, отраженное в ДТС-1 N 10317100/131108/0002650 в полях "Для отметок таможенного органа", признании незаконным действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/131108/0002650, признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей от 12.01.2009 N 8 в размере 31 511,42 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно откорректировала таможенную стоимость товаров, ввезённых обществом.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Также, в соответствии со ст.ст. 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
П. 2 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные ст. 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 настоящего Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 настоящего Закона.
В силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.
Кроме того, в силу п.п. 5, 6 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В соответствии с п. 4 названной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.
При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме.
Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:
1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п.п. 3 и 4 настоящей статьи.
В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;
3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.
Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в "Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399, "Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. N 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (действовавшим на момент таможенного оформления).
При декларировании товара в соответствии с п.1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом ФТС России от 25.04.2007г. N 536 и с пп. "а" п.1 Приложения N 1 "Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ" к вышеназванному Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, для подтверждения заявленных в ГТД сведений, в том числе сведений по таможенной стоимости, исчисленной по 1-му методу, были представлены документы и сведения согласно Описи к вышеуказанной ГТД, в том числе:
- контракт N 643/85664552/0002 от 01.09.2008 - дополнение N 1 от 01.09.2008 к Контракту N 643/85664552/0002 от 01.09.2008
-спецификация N 1 от 01.09.2008 к Контракту N 643/85664552/0002 от 01.09.2008 - инвойс N 449976 от 08.10.2008
- подтверждающие цену товара - 26 767,00 долларов США (т.е. 1,45 долларов США за килограмм).
А также, при декларировании в числе иных (дополнительных) документов, предоставление которых допускает абзац 14 пп. "а" п.1 вышеуказанного Приложения N 1, были представлены:
- пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки по контракту N 643/85664552/0002 от 01.09.2008 -экспортная декларация с переводом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод таможни о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу.
Судом первой инстанции правильно установлено, что обществом своевременно предоставлялись в таможню документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, кроме полного пакета дополнительно истребуемых таможней документов.
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 (действовавшего на момент таможенного оформления) при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" -"т", "ц" - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536, в соответствии со ст.ст. 323, 367 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" п. 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
Судом первой инстанции правильно установлено, что представленные обществом документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
При использовании в качестве основания для отказа от применения основного метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.
Как верно установлено судом первой инстанции, таможня в обоснование заявленной в вышеуказанных грузовых таможенных декларациях таможенной стоимости ввезенных товаров затребовала у общества экспортные декларации страны отправления; прайс-листы производителя; транспортные инвойсы; договоры перевозки; пояснения по условиям продаж; сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах; ценовую информацию по однородным / идентичным товарам; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам.
Экспортная декларация страны отправления с переводом была представлена обществом при декларировании, что подтверждается описью документов к ГТД, т.е. таможенный орган повторно истребовал уже представленный документ. При этом, подпунктом "а" пункта 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, являющегося Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, не предусмотрено представление декларантом экспортной декларации страны отправления с переводом для подтверждения таможенной стоимости, исчисленной по 1-му методу.
-прайс-лист производителя - пп. "а" п. 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, являющегося Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, не предусмотрено представление декларантом прайс-листа производителя для подтверждения таможенной стоимости, исчисленной по 1-му методу. При этом, по условиям контракта N 643/85664552/00002 от 01.09.2008 производитель-поставщик "ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД" не обязан предоставлять обществу прайс-лист производителя, поэтому у декларанта его не должно было быть.
-пояснения по условиям продаж, которые могли повлиять на цену сделки по контракту N 643/85664552/00002 от 01.09.2008 были представлены еще при декларировании, что подтверждается Описью документов к ГТД.
-сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах. Подпунктом "а" пункта 1 перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, являющегося Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, не предусмотрено представление декларантом сведений о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах для подтверждения таможенной стоимости, исчисленной по 1-му методу. Запрос сведений о затратах и прибыли не конкретизирован таможенным органом: чьи затраты и прибыль имеются ввиду - производителя-поставщика "ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД" или самого общества. При этом, по условиям контракта N 643/85664552/00002 от 01.09.2008 производитель-поставщик "ГАН ШМУЕЛ ФООДС ЛТД" не обязан предоставлять общества сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах, поэтому у декларанта таких сведений не должно было быть. Сведения о затратах общества на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли общества не могут ни подтвердить, ни опровергнуть исчисленную по1-му методу таможенную стоимость товара, т.к. не являются ее составляющими - не являются стоимостью сделки с ввозимыми товарами.
-ценовая информация по однородным/идентичным товарам пп. "а " п. 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, являющегося Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, не предусмотрено представление декларантом ценовой информации по однородным/идентичным товарам для подтверждения таможенной стоимости, исчисленной по 1-му методу. При
этом, декларантом не исчислялась таможенная стоимость методом по стоимости сделки с идентичными товарами (2-ым методом) либо методом по стоимости сделки с однородными товарами (3-им методом), поэтому у ООО "ФРУТОН" не могло и не должно было быть ценовой информации по однородным/идентичным товарам. Согласно абз.2 п.4 ст. 323 ТК РФ декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. Возложение на декларанта обязанностей по представлению сведений, относящихся к исчислению таможенной стоимости 2-ым и 3-им методами, которыми декларант не исчислял таможенную стоимость, является неправомерным.
-банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам пп. "а" п. 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, являющегося Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ФТС Россииот25.04.2007N 536,предусмотрено представление декларантом банковских платежных документов для подтверждения таможенной стоимости, исчисленной по1-му методу, если счет-фактура(инвойс) оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта.
В соответствии с п.6.1. контракта N 643/85664552/00002 от 01.09.2008 оплата за каждую партию товара, поставленного по настоящему контракту, производится Покупателем путем банковского перевода денег на расчетный счет Продавца в течение 50 (пятьдесят) календарных дней с даты оформления ГТД. На момент декларирования (и на момент выставления Запроса) инвойс N 449976 01 08.10.2008 на данную партию товара не был оплачен ООО "ФРУТОН". Банковские платежные документы по оплате ООО "ФРУТОН" счетов-фактур по предыдущим поставкам не могут ни подтвердить, ни опровергнуть исчисленную по 1-му методу таможенную стоимость товара, т.к. не относятся данной поставке товара, задекларированного по ГТД N 10317100/131108/0002650.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", следует что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в отсутствии документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме; отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара; отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Представленные обществом при таможенном оформлении документы свидетельствует об отсутствии оснований считать заявленную таможенную стоимость отвечающей указанным критериям неподтвержденности.
Пунктом 3 статьи 153 ТК РФ закреплено право таможенных органов на проведение дополнительных проверочных мероприятий и выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по итогам таможенного контроля. Вместе с тем такое право, как и любое субъективное право вообще, возникает при наличии определенных объективных предпосылок - юридических фактов.
В соответствии с п. 5 статьи 323 ТК РФ, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров только при отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными.
Другие документы представляются в таможенный орган только в случае, если декларант сочтет это необходимым.
Из вышеизложенного следует, что дополнительно истребуемые таможней документы, не могли быть представлены обществом таможенному органу по объективным причинам, оно не должно было располагать ими в силу закона, кроме того, необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) отсутствовала, в связи с чем, требование таможенного органа об их предоставлении неправомерно.
Кроме того, непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости по первому методу.
По смыслу ч. 4 ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать методы с 1 по 5.
Также, согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Таким образом, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждение заключения сделки является контракт от 01.09.2008г. N 643/85664552/00002, заключенный с компанией "Gan Shmuel Foods Ltd" (Израиль).
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Согласно разделу 3 вышеуказанного контракта партия товара поставляется покупателю в течение 30 календарных дней с даты заказа Покупателя; продавец обязуется в течение 3 календарных дней после отгрузки товара отправлять экспресс - почтой на каждую партию товара следующие документы: коносамент, счет с указанием номера контракта, упаковочный лист, сертификат здоровья и/или сертификат анализа на каждую производственную партию, сертификат происхождения, кроме того, согласно разделу 2 контракта общая сумма контракта составляет 2 000 000,00 долларов США.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. В соответствии с разделами 3, 6 контракта от 01.09.2008г. N 643/85664552/00002, партия товара поставляется покупателю в течение 30 календарных дней с даты заказа Покупателя, право собственности на товар переходит к покупателю в момент выпуска товара таможенными органами РФ в свободное обращение; платеж за каждую партию товара будет производиться покупателем путем банковского перевода денег на расчетный счет продавца в течение 50 календарных дней с даты оформления ГТД; приема каждой партии товара осуществляется на складе конечного грузополучателя: по количеству мест в течение 10 дней после получения товара, по внутритарному количеству и по качеству - в течение гарантийного срока указанного в спецификациях к вышеуказанному Контракту.
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных Общества документах, таможенным органом не сделано.
На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ довод таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.
Из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Таким образом, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10317100/131108/0002650, была произведена таможенным органом неверно.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.07 г. N 3323/07, Постановлениях ФАС СКО от 25.06.08 г. N Ф08-3548/08, от 13.05.08 г. N Ф08-2500/08-879А, от 18.12.07 г. N Ф08-8311/2007-2120А.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что общество доказало несоответствие оспариваемых им действий и требований таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями и требованиями прав и имущественных интересов общества.
Таможня, в свою очередь, не доказала обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий и вынесения оспариваемых требований.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9557/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Фрутон"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: ООО "Фрутон"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9486/2009